Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Младший школьный возраст    




Школьные годы — важнейший период жизни ребенка. Из­меняется режим дня, увеличиваются умственные и статические нагрузки. В то же время данный период характеризуется завер­шением формирования всех органов и систем ребенка, совершен­ством всех его функций.

С 11-12 лет начинается период полового созревания, во время которого происходит перестройка эндокрин­ной системы и формирование полового диморфизма.

Период младшего школьного возраста (препубертатный, отроче­ства) — это дети с 7 до 11 лет; период старшего школьного возраста (пубертатный) — с 12 до 17 лег, и юношества — с 17 до 24 лет.

Необходимо помнить, что социальная категория «старший школьный возраст» не полностью совпадает с физиологической категорией «пубертатный период», поскольку половое созрева­ние заканчивается после окончания школы:

у девочек — к 18 годам;

у мальчиков — к 20-22 годам.

 

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления, усвоения. Успешному выполнению этой функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того с чем они сталкиваются. Данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенствованием всех его функций. У детей развивается интеллект, формируются привычки и характер. Дети младшего школьного года наиболее часто подвержены травматизму. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня, питания ребенка и профилактике травматизма у детей.

В период младшего школьного возраста особенно активно увеличивается мышечная масса ребенка.

Активно развиваются мелкие мышцы верхних конечностей, движения рук становятся более точными и совершенными.

Продолжает расти мозговая часть черепа, и завершается этот процесс не ранее 10 лет, после чего происходит совершенствование нервной системы.

Негативными последствиями преждевременного обучения в школе являются:

· снижение зрения;

· резкое падения уровня гемоглобина в крови;

· наращивание астении;

· нарушение работы сердечно-сосудистой системы;

· сбои в работе органов пищеварения;

· проблемы с осанкой и развитием стопы;

· расстройства нервно-психического характера.

Негативные изменения в организме младшего школьника, могут быть связаны с необходимостью продолжительное время пребывать в сидячем положении, что приводит к нарушению обмена веществ, нервным срывам у детей, имеющих избыток энергии.

 

Анатомо-физиологические особенности органов
и систем школьников

Нервная система завершает свое развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе мелкая мо­торика.

Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчивость нервных процессов, с преобладанием процессов возбуждения, что связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудшается его кровоснаб­жение, что может проявляться функциональными неврологиче­скими расстройствами (негативизм, раздражительность, гру­бость, плаксивость, депрессии, обмороки).

Осознание своего социального «Я» у большинства детей по­является к 7-8 годам. Следствием этого является стремление вы­йти за рамки детского игрового образа й участвовать во взрослой жизни, т. е. в реальной, серьезной деятельности, Поступление в школу ребенок воспринимает как работу, уравнивающую его со взрослыми, как шаг к самостоятельности.

В дальнейшем адаптация ребенка к школьной жизни протека­ет легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи. Необходимо помнить, что в на­чальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внима­ния, рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности.

В старших классах основной опасностью является перегру­женность информацией, ведущая к умственному переутомле­нию.

Кожа и её придатки достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет поч­ти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарас­тать, максимально откладываясь в местах, обусловленных иолом ребенка.

С 12-13 лег значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские утри.

С 13-14 лет начинает­ся функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляет особые требования к гигиене кожи у подростков.

В связи с половым созреванием появляется оволосение под­мышечных впадин, лобка, а у мальчиков — лица.

Повышение секреции сальных желез часто приводит к юно­шеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.

Костно-мышечная система характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации дви­жений, развивается мелкая моторика.

Длина верхней половины туловища до 9 лет преобладает над нижней, с 9-10 лет наблюдается интенсивный рост нижних ко­нечностей.

К 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника, а к 12-14 — поясничной и копчиковой.

С 7 лет начинается срастание костей газа, поэтому опасны тонкие высокие каблуки (для девочек), прыжки в высоту на твер­дую поверхность. Это может привести к деформации костей таза, а в будущем — к проблемам во время беременности и родов.

Нарушение осанки при неправильном подборе мебели, неу­добной позе во время занятий дома и в школе часто приводит к патологическому искривлению позвоночника — сколиозу.

В периоды 6-8 лет и 11-13 лет отмечается интенсивный рост черепных костей.

К 10-13 годам происходит окостенение запястий, а к 9-11 го­дам — фаланг пальцев (поэтому к этому возрасту ребенок уже должен уметь писать).

Происходит дальнейшая замена молочных зубов на постоян­ные и образование постоянного прикуса (28 зубов + 4 зуба «му­дрости»),

К 12 годам костная ткань по составу становится идентична взрослой.

Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, на­растает масса и сила мышц. Для нормального развития мышеч­ной системы необходимы адекватные физические нагрузки.

При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей:

1-я группа — зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту);

2-я группа — дети с незначительным (начальным) отставани­ем в моторном развитии;

3-я группа — дети с существенным отставанием в моторном развитии.

Дыхательная система продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8-10 годам становится практически такой же, как у взрослых.

Форма грудной клетки также приближается к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.

Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков 12-13 лет.

 

Сердечно-сосудистая система продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела.

К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата,

К 7 годам сердце приобретает форму взрослого.

Легочный ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 10 до 12 лет их диаметр уравнивается, а после 12 лет аорта становится шире легочного ствола.

Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым.

Артериальное давление у детей до 11 лет стабильное.

С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела, и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления.

В среднем же у подростков:

АДmax = 120 мм рт. ст.

АДmin = 80 мм рт. ст.

 

Пищеварительная система продолжает увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении.

К 7-11 годам желудок приобретает форму взрослого; объем желудка увеличивается, к 7-10 годам составляет 1300 мл, к 12- 13 годам — 1500 мл.

Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные систе­мы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно- кишечного тракта.

 

Мочевыделительная система завершает свое развитие, стано­вится анатомически и функционально зрелой.

Число мочеиспусканий составляет 6—8 раз в сутки, относи­тельная плотность мочи 1008-1022, у детей старше 12 лет — 1015-1025.

Форма и расположение мочевого пузыря становятся такими же, как у взрослых. Объем одной порции мочи — 150-200 мл. Объем суточной мочи определяется по формуле; 100х(n + 5), где n — число лет ребенка, начиная с 5 лет.

Размеры мочеиспускательного канала остаются несколько меньше, чем у взрослых, до пубертатного периода, а затем посте­пенно увеличиваются в соответствии с ростом подовых органов до взрослых размеров.

 

Эндокринная система требует особого внимания, так как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно и изменяются не так значительно.

Эндокринная система (ЭДС) является главным регулятором роста и развития организма. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...