Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Готовность к школе: физиологическая, социальная, пси- ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
хологическая.Понятие «дошкольный возраст» включает идею подготовки к школе. В последнее время подготовка к школе стала рассматриваться большинством родителей и педагогов как освоение учебных программ и обучение про- граммам раннего развития. Это принципиальная ошибка. Интеллектуальная подготовка к школе, обучение навыкам письма, счета, чтения зачастую тормозят формирование соб- ственно готовности к школе. Понятие «школьная зрелость», или «готовность к школе», подразумевает собственно функ- циональную готовность ребенка к новой социальной ситу- ации развития, принятие на себя новой социальной роли, способность освоения нового вида деятельности. Под готовностью к школьному обучению понимается определенный уровень морфофункционального и психи- ческого развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. Говоря о «школьной зрелости», принято выделять физио- логический, интеллектуальный, эмоциональный и социаль- ный аспекты. Физиологическая зрелость — уровень развития функцио- нальных систем организма ребенка и состояние его здоровья, с которым он будет способен к произвольной деятельности, сложным психическим операциям, готов выносить учебную нагрузку и т.п. Интеллектуальная зрелость — дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включая выделение фигуры из фона); концентрация внимания; аналитическое мышление (осознание связей между явлениями); логическое запоминание; сенсомоторная координация; умение воспро- изводить образец; развитие тонкой моторики руки. Эмоциональная зрелость — саморегуляция эмоций; про- извольность и концентрированность на задание. Социальная зрелость — потребность в общении со сверстниками; умение подчинять поведение законам детской группы; способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения1. Переход от дошкольного к младшему школьному воз- расту психологически во многом связан с тем, что ребенок «открывает для себя новое место в социальном простран- стве человеческих отношений»2 (В. С. Мухина). К старшему дошкольному возрасту ребенок в норме способен ориенти- роваться среди ближайшего социального окружения, пони- мая свое место в системе родственных отношений, умея свободно общаться со сверстниками. Важным параметром готовности к школе выступает психологическое принятие ребенком понятия «я должен», а не действование только по принципу «я хочу». Способность подчинять свое поведе- ние требованиям со стороны взрослых и вести себя в соот- ношении с условиями ситуации — важное психологическое основание готовности ребенка к новой социальной ситуации школы. Согласно В. С. Мухиной, «я должен» должно стать преобладающим мотивом перед «я хочу». К значимым параметрам психологической готовности к школе относят: — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира (Л. С. Выготский, Л. И. Божо- вич); — умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия (Д. Б. Элько- нин); — умение ориентироваться на заданное требование (сло- весное и зрительное) (Д. Б. Эльконин); — умение соподчинять мотивы своего поведения и дея- тельности, развитие волевых качеств (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. И. Гуткина и др.); — качество речевого развития, сопряженное с развитием интеллекта и логического мышления (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже); — наличие познавательных и социальных мотивов уче- ния (Л. И. Божович, В. С. Мухина); — сформированность «внутренней позиции школьника» (Л. И. Божович). К ключевому качеству готовности к школе можно отнести произвольную регуляцию действий, что задает психологиче- скую основу для возможности освоения учебной деятельно- сти. Д. Б. Эльконин как наиболее значимые выделял следующие умения детей, которые формируются в первую очередь в сюжетно-ролевой игре в старшем дошкольном возрасте и на которые опирается способность к обучению в 1 классе: • сознательно подчинять свои действия правилу, обоб- щенно определяющему способ действия; • ориентироваться на заданную систему требований; • внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; • самостоятельно выполнять требуемое задание по зри- тельно воспринимаемому образцу1. В старшем дошкольном возрасте важно проводить диа- гностику готовности к школе с целью профилактики затруд- нений в адаптации к школе. Н. И. Гуткина выделяет сле- дующие задачи диагностики психологической готовности к школе: понимание особенностей психического развития ребенка с целью определения индивидуального подхода к нему в учебно-воспитательном процессе; — выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы; — распределение по классам в соответствии с зоной бли- жайшего развития; — отсрочка на год начала обучения для детей, не готовых к школе1. К значимым параметрам готовности к школе также отно- сят (Е. Е. Кравцова, Е. О. Смирнова) степень развития ком- муникативной сферы ребенка. К таким показателям отно- сится уровень развития общения ребенка со взрослыми и со сверстниками по параметрам способности сотрудниче- ства и кооперации с ними. Дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации в большей степени готовы принять новую социальную ситуацию школы. Эти свойства также обычно соотносятся с более высоким интеллектуаль- ным уровнем развития ребенка. Следует отметить, что в современной социальной ситу- ации при поступлении в школу дети стали сильно разли- чаться по параметру опыта и навыка общения со взрослыми и сверстниками. Это зависит от различных факторов — ходил ребенок в дошкольное образовательное учреждение или нет; имел он возможность разнопланового общения со сверстни- ками или нет; имел он вариативный опыт общения со взрос- лыми (близкими и чужими) или нет. Готовность к школе во многом связана с развитием волевой сферы, что определяется как системой требова- ний и норм, предъявляемых ребенку со стороны взрослых, так и опытом участия в играх со сверстниками, в которых усваивается необходимость достижения цели по правилам. У разных детей уровень волевого развития «оказывается различным, но типичной чертой, отличающей семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необхо- димо для того, чтобы сразу же, придя в 1 класс, включиться в общую деятельность, приняв систему требований, предъ- являемых школой и учителем»2.
Характеризуя личностную готовностьк школьному обучению, прежде всего, имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка (Божович Л. И., 1968; Эльконин Д. Б., 1981, 1989; Кравцова Е. Е., 1991; Гуткина Н. И., 2000). Познавательные мотивы учениясвязаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Божович Л. И., 1972, с. 23). Социальные мотивы учения,или широкие социальные мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» (Божович Л. И., 1972, с. 23-24). Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника».Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или другими словами, произвольном поведенииученика. Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности(БожовичЛ. И., 1968). Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» (Эльконин Д. Б., 1978, с. 287). Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий: ♦ умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; ♦ умение ориентироваться на заданную систему требований; ♦ умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; ♦ умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе. Произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности выделяет и Н. Г. Салмина (1988, 1999). Существуют исследования, в которых степень готовности к школе определяется в зависимости от степени развития сферы общения В концепции Е .Кривцовой (1991) существенным показателем психологической готовности к школе является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития. Ц.В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков (1999, 2001) представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В связи с этим выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала. Структура учебно-важных качеств, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят значительные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовности к обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка. Практически все авторы, исследовавшие психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе. Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников. Уровень психического развития ребенка как предпосылка к успешному обучению в школе должен проявляться в следующих психологических сферах: мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Соответственно сферам выделяются и компоненты психологической готовности к школе. Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника. Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |