Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие «психологическая готовность к школе»
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. «Школьная зрелость» (schoolmaturity), «готовность к школе» (school readiness) и «психологическая готовность к школе» — эти понятия используются в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого последнего можно учить в школе. Являются ли они синонимами? При самом общем рассмотрении на этот вопрос может быть дан утвердительный ответ, так как все эти понятия обозначают наличие у ребенка предпосылок к обучению в школе. Различия проявляются при анализе указанных предпосылок. Термин «школьная зрелость»используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения, т.е. в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка. Таким образом, функциональное созревание психики является здесь предпосылкой к обучению в школе. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелостисудят по следующим признакам: ♦ дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; ♦ концентрация внимания; ♦ аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; ♦ логическое запоминание; ♦ сенсомоторная координация; ♦ умение воспроизводить образец; ♦ развитие тонких движений руки. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальна зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелостьпредполагает: ♦ уменьшение импульсивных реакций; ♦ возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. О социальной зрелости свидетельствуют: ♦ потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп; ♦ способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Понятие «готовность к школе» неоднозначно. Существует множество работ (представленных большей частью американскими психологами), в которых под готовностью к школепонимается наличие у ребенка предпосылок к обучению в виде «вводных навыков» (см. Анастази А., 1982). Последние представляют собой необходимые для хорошего освоения школьной программы умения, знания, способности, мотивацию. Другое понимание «готовности к школе» представлено в работах психологов, которые вслед за Л. С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие. Это позволяет утверждать, что обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылкик обучению в школе. В связи с этим целесообразны последнее понимание «готовности к школе» обозначить как «психологическая готовность к школе»,дабы отделить его от предыдущего. Л. И. Божович (1968) рассматривает два аспекта психологической готовности к школе: личностную и интеллектуальную готовность. При характеристике интеллектуальной готовностик школе акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов. С точки зрения Л. С. Выготского и Л. И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе -он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д. Б. Эльконин (1981, 1989) и его сотрудники на первое место ставят: · умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; · умение ориентироваться на заданную систему требований. К психологическим предпосылкам к обучению в школе необходимо отнести и качество речевого развития ребенка.Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Кроме того, применяемая сегодня методика обучения чтению основывается на звуковом анализе слов, что предполагает развитый фонематический слух. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 175. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |