Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История фармацевтической этики




Тема 10. Фармацевтическая этика и её связь с историческими моделями медицинской этики. Фармацевтическая деонтология, её отличия от медицинской и торговой. Проблемы фармацевтической этики в современном обществе

Микролекция

Фармацевтическая этика и её связь с историческими моделями медицинской этики. Фармацевтическая деонтология, её отличия от медицинской и торговой. Проблемы фармацевтической этики в современном обществе.

Вопросы для самоконтроля, подготовки к занятию, опросу и контролям на занятии.

1.По материалам, изученным ранее на предмете «биоэтика»: понятие об этике, морали, их функциях, категориях морали, ценностях;

2.Понятие «фармацевтическая этика»;

3.Характеристика профессии провизора с позиций фармацевтической этики;

4.История фармацевтической этики;

5.Особенности фармацевтической этики;

6.Основные положения фармацевтической этики;

7.Проблемы фармацевтической этики;

8.По материалам лекции и знаний, усвоенных в ходе изучения дисциплины «Биотэтика», составить в тетради словарь – дать определения терминам:

1.Честь

2.Долг

3.Справедливость

4.Совесть

5.Смысл жизни

6.Счастье

7.Клятва

8.Фармацевтическая этика

9.Фармацевтическая деонтология

10.Аксиология

11.Патернализм

12.Аптекарский устав

13.Врачебный Устав

14.Этический кодекс фармацевтического работника

 

9. Статус фармацевтической профессии, исходя из теории социальной стратификации П. Сорокина, механизмы поддержания и укрепления статуса (необходимо прочитать статью П. Сорокина «Профессиональная стратификация» - в приложении к лекции).

По материалам П. Сорокина подготовиться к дискуссии – круглому столу на тему «Статус фармацевтической профессии». Для этого в тетради законспектировать в тетради ответы на вопросы:

1. Что такое стратификация, какие виды стратификаций бывают и в чём заключаются;

2. Причины профессиональной стратификации;

3. Причины изменения статуса профессии в рамках социальной стратификации;

4. Какие профессии имеют высший статус, какие низший и почему?

5. Статус профессии фармацевта, провизора, врачевателя в пирамиде стратификации;

6. Как обеспечить высокий статус профессии провизора? Что может привести к снижению, а что к повышению статуса профессии провизора?

 

 

Информационный материал

Фармацевтическая этика изучает моральные, правовые, социальные, экологические и юридические проблемы, возникающие при создании, клинических испытаниях, регистрации, контроле качества, производстве, доведения до потребителя и использовании лекарственных препаратов, других аптечных товаров, а также оказании фармацевтических научно-консультативных услуг, с целью защиты здоровья населения и отдельных лиц, качества их жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защиты человеческого достоинства.

Фармацевтическая этика является составной часть медицинской этики и базируется на её моделях. Напомним модели медицинской этики

Таблица 1- Характеристики форм медицинской этики[1]

№ п.п. автор Способ изложения позиции
Первая форма – модель Гиппократа. Основной принцип «Не навреди» Рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), моральные принципы врачевания- завоевывается социальное доверие личности пациента об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях не причинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, справедливости, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, о заботе о пользе больного, о врачебной тайне
Вторая форма врачебной этики –патернализм . Принцип «Делай добро»  Модель Парацельса:  понимание взаимоотношения врача и пациента. Патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента Парацельс (1493-1341 гг.) Моральные принципы – главный принцип “делай добро”, благо, или “твори любовь”, благодеяние, милосердие.» Модель Парацельса” — это форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. Смысл слова “отец” в патернализме фиксирует, что “образцом” связей между врачом и пациентом являются не только кровно-родственные отношения, для которых характерны положительные психо-эмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и “целебность”, “божественность” самого “контакта” врача и больного. Эта “целебность” и “божественность” определена, задана добродеянием врача, направленностью его воли к благу больного
3. Деонтологическая модель. Принцип «Соблюдение долга»   термин "деонтология" (от греч. deontos - должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX века профессором Н.Н. Петровым. Н.Н. Петров использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики – врачебную этику Принцип "соблюдения долга" В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

 

Напомним основные принципы медицинской этики, сформулированные в Клятве Гиппократа: § обязательства перед учителями, коллегами и учениками; § принцип не причинения вреда; § обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия); § принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного; § принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии; § принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам; § обязательство об отказе от интимных связей с пациентами; § обязательство личного совершенствования; § врачебная тайна (принцип конфиденциальности). Смысл. Пациент доверяет свою жизнь врачу – человеку, которого не знает лично, но твёрдо убежден, что врач – человек высоких моральных и этических качеств, а следовательно - заслуживает доверия.

 

Фармацевтическая деонтология – это наука о долге фармацевта, нормах его поведения, обеспечивающих максимальную полезность лечения, высокое качество работы фармацевта по сохранению здоровья пациента.

Предметом фармацевтической деонтологии является совокупность функциональных обязанностей, норм морали и права, регулирующих деятельность фармацевта 

Фармацевтическая деонтология отличается, как от медицинской деонтологии, так и от торговой.

Направление, которое сближает фармацевтическую и медицинскую деонтологию – ориентация фармацевтического работника на усиление психотерапевтического воздействия на посетителя аптеки.

Торговая деонтология – совокупность этических норм и профессиональных принципов торгового работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. Направление, которое сближает фармацевтическую и торговую деонтологию - выполнение аптечными учреждениями и экономической деятельности.

 

Профессия провизора, как и профессия врача, педагога относится к категории социально-ориентированных профессий. Это означает, что существует определенные социально-нравственные нормы и ожидания, предъявляемые обществом к социально-профессиональной компетентности представителей данных профессиональных групп.

В отношении специалиста в области фармации совокупность этих норм и ожиданий принимают форму фармацевтической этики, учитывающей аспекты как медицинской, так и торговой этики. Это связано с разными общественными ролями фармацевтического специалиста:

Во-первых, провизор – медицинский работник, и на его профессиональную деятельность распространяются все правила медицинской этики, характерные также и для работы врача.

Во-вторых, провизор – это специалист в области экономики и маркетинга, который занимается коммерческой деятельностью и должен также ориентироваться на экономические законы. При работе с пациентом фармацевтический работник должен соблюсти этический принцип «не навреди» и, вместе с тем, выполнить план продаж, заработать прибыль для организации. И в этой ситуации указанные аспекты нередко конфликтуют друг с другом.

История фармацевтической этики

 

 Первые сведения об этической стороне деятельности врача содержатся в письменных источниках древнеегипетской, шумерской, древнеиндийской, древнекитайской культуры. Как правила врач в то время являлся и фармацевтическим работником – он сам изготавливал и разрабатывал лекарства. Важно отметить, что врачевание изначально было прерогативой жречества в древнем обществе, т.е. тех, кто отвечал за идеологию, высшие смыслы и ценности, нормы поведения древних людей. Лечение было неотделимо от духовного окормления. Особое место в истории развития врачебной этики занимает медицина периода Гиппократа (рубеж V–IV в. до н. э.). Гиппократ рекомендовал направлять на излечение больного усилия не только врачей, но и всех окружающих.В этической модели Гиппократа, врач завоевывает социальное доверие пациента. С Гиппократа берёт своё начало этика патернализма. Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения. Поздне римский врач Гален ставил целью восстановить античный образ врача, достойным примером которого был Гиппократ. Медикам своего времени, отвернувшимся от Гиппократа, Гален предъявляет три тяжких обвинения: 1) невежество, 2) коррупция, 3) абсурдная разобщённость. «Личность, которая хочет стать истинным врачом, - пишет Гален, - не только презирает богатство, но она в крайней степени приучена к перегрузкам, любит напряженный ритм работы. Нельзя и представить себе, что такой работяга может позволить себе напиваться, объедаться, предаваться усладам Венеры - короче говоря, служить своей нижней части тела. Всё это потому, что истинный медик - друг умеренности, сколь и истины».

Медицинская этика средневековье - модель патернализма Парацельса, который продолжил линию Гиппократа. Цель - завоевание эмоционального доверия пациента. В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям отца и ребёнка, и даже духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога. Даруй мне, о Боже, кротость и терпение с капризными и своенравными больными, — говорит в своей «Молитве врача» крупнейший медик XII века Маймонид. — Не допусти, чтобы жажда к наживе, погоня за славой и почестями примешивались к моему призванию... Укрепи силу сердца моего, чтобы оно всегда было одинаково готово служить бедному и богатому, другу и врагу, доброму и злому…».Принцип этики Парацельса - «Делай добро». Глубокий этический смысл был заложен в медицинской эмблеме, распространенной в VII-VIII веках и изображаемой в виде горящей свечи, что означало «служа другим – сгораю сам» (Allis inserviendo ipse consumor).

В 1224 г. Фридрих II издает декрет о правах и обязанностях врачей и фармацевтов: впервые врачам запрещалось в соглашении с фармацевтами извлекать прибыль от снабжения лекарствами своих больных. Фармацевтам также запрещалось лечить.

Собственно фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря. Фармацевтическая этика, как отдельное направление, возникла, по сути, с открытием первых аптек и с появлением первых фармацевтов.

Впервые в России положения фармацевтической этики нашли своё выражение в Аптекарском уставе 1789 г. При этом долгое время этика фармацевтического работника в нашей стране развивалась под влиянием практического опыта, без оформления данной работы с помощью науки.

Понимание важности соблюдения морально-этических принципов в достижении лечебного эффекта характерно и для отечественной фармации. Особое историческое значение в формировании фармацевтической этики имеет первый Аптекарский устав 1789 года, в котором были сформулированы требования к работникам аптек: «Аптекарь яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, истен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий знание свое всеобщему благу соответственно. Аптекарь повинен, иметь крайнее старание, чтобы лекарства, им составляемые, были вещами и видом точно по предписанию врача, дабы тем отвращена была всякая погрешность, подвергающая больного здоровье и жизнь опасности, а врача доброе имя бесславию».

В соответствии с Врачебным Уставом 1857г., в котором закреплялась модель патернализма в отечественной медицине, магистр фармации давал «факультетское обещание»:

«Принимая с глубокой признательностью права и преимущества, соединенные с даруемой мне ныне самой высшей фармацевтической степенью, я даю обещание в течение своей жизни ничем не помрачить честь сословия, к которому принадлежу.

Обещаю выполнять добросовестно все сопряженные со званием Аптекаря обязанности: отпускать только доброкачественные лекарства, не заменять одни другими, не делать никаких перемен ни в весе, ни в мере лекарств, врачебные средства, не веденные в таксу, отпускать по умеренной цене и по возможности облегчать бедным приобретение лекарств, продавая их ниже таксы.

Обещаю не пользовать больных, кроме случаев, обозначенных в параграфе 35 Аптекарского Устава.

Обещаю обращаться с подчиненными мне помощниками и учениками как следует доброму и попечительному начальнику, тщательно наблюдать, чтобы они, в свою очередь, в точности и добросовестно исполняли свои обязанности.

Наконец, обещаю продолжать заниматься фармацией и химией и всеми силами способствовать совершенствованию этих наук».

В СССР давалась Клятва провизора, где также была закреплена модель патернализма.

«Получая диплом провизора и сознавая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня в этом звании, я торжественно обещаю:

 в течение своей жизни ничем не запятнать честь советского провизора, честно и добросовестно служить делу охраны здоровья людей;

чутко и заботливо относиться к больным, во всякое время быть готовым оказать им необходимую помощь;

 работать точно, аккуратно и безошибочно, сознавая, что ошибка провизора часто непоправима;

 постоянно совершенствовать свои знания, продолжать изучение фармации, способствовать ее процветанию; пропагандировать санитарную культуру среди населения;

беречь и развивать благородные традиции отечественной фармации, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского провизора, об ответственности перед народом и Советским государством.

Верность этому торжественному обещанию клянусь пронести через всю жизнь».

 

Необходимость восполнить серьёзный пробел в области изучения и оформления фармацевтической этики была заявлена на Первой конференции по проблемам медицинской этики в 1969 г. Основные проблемные направления взаимоотношений провизора и больного были указаны профессором Татьяной Ивановной Тольцман. Следующим шагом в изучении фармацевтической этики стала Вторая Всеобщая конференция по проблемам медицинской деонтологии, которая состоялась в 1977 г.

Большой вклад в изучение вопроса внесла профессор Елена Григорьевна  Эльяшевич, она выявляла этические проблемы взаимоотношений фармацевтических специалистов: взаимоотношения фармацевта с больным, коллегами; врачом, этические аспекты управления коллективом. При изучении особенностей общения фармацевтических посетителями Эльяшевич Е.Г. были созданы этические модели взаимодействия с пациентами: мысленное разделение посетителей на группы, отношение к больному как к себе, модель продажи ЛС посетителю-«ребенку», взаимоотношения со стеснительными, обидчивыми, грубыми пациентами, обращение к общественности в сложных ситуациях взаимодействия с грубыми пациентами

Развитие фармацевтической этики в новых экономических условиях началось в 90-х годах XX века. Новая экономическая ситуация в России потребовала разработки этического кодекса фармацевтического работника России (автор П.В. Лопатин и сотрудники кафедры УЭФ Первого ММИ им. И.М. Сеченова), который был разработан и принят на конференции «Современные этические и деонтологические аспекты фармацевтической деятельности» в Москве. Этот кодекс является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании своевременной и квалифицированной лекарственной помощи, включая обеспечение населения необходимыми лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения, а также оказание консультативных услуг, связанных с медикаментозным обслуживанием. Основой Этического кодекса являются законы РФ о здравоохранении, защите прав потребителей и пациентов, рекламе, Гражданский кодекс и другие законодательные акты РФ, а также документы Организации Объединённых Наций (ООН) и Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

 

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА(провизора и фармацевта) http://docplayer.ru/39350529-Eticheskiy-kodeks-farmacevta-i-provizora-vvedenie.html

 

В большинстве стран мира за последние 20 лет существенно изменилось содержание работы специалистов фарм. профиля, расширилась область их деятельности, повысились требования к этическим сторонам деятельности специалистов. Всемирная организация здравоохранения определила этическое стратегическое направление развития здравоохранения и сформулировала его в концепции «Фокус на пациента».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 959.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...