Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос № 44 Методики изучения памяти.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Методик изучения памяти существует довольно много. Первую еще придумал в конце 19 века Герман Эббингауз. Н-р, метод заучивания, метод повторения, сохранения и ряд других. Немало оригинальных методик, связанных с изучением памяти, придумали отечественные ученые, н-р Петр Иванович Зинченко, который детально исследовал непроизвольное запоминание. Оригинальную методику изучения процесса развития памяти как впф придумал А.Н.Леонтьев. Она называется методика двойной стимуляции. В свое время Зейгарник, работая под руководством К.Левина, придумала методику незавершенных заданий. Он заключалась в том, что испытуемый получал множество заданий, некоторые из которых прерывались и затем изучалась память на завершенные и прерванные задания. Ряд методик для клинического изучения памяти придумал Лурия. В частности, методику изучения опосредованного запоминания. Среди методик изучения памяти есть объединение специальных тестов, которые используются психологами для изучения разных видов и процессов памяти человека. МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ — психологическая методика, разработанная на основе теории Л. С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций.. Впервые М. д. с. была использована в совместном исследовании Л. С- Выготского и Л. С. Сахарова при изучении процесса образования понятий. Сущность этой методики, писал Л. С. Выготский, заключается в том, что она исследует развитие и деятельность высших психических функций с помощью двух рядов стимулов, каждый из которых выполняет свою роль по отношению к поведению испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой — функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется. В исследовании Л. С. Выготского и Л. С. Сахарова в качестве стимулов-объектов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а как стимулы-средства — слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными понятиями (они обозначали определенную совокупность признаков стимулов-объектов). Входе эксперимента испытуемый постепенно раскрывал признаки, входящие в экспериментальное понятие, отбирая фигуры, на которых, по его мнению, написано одно из понятий, и проверяя каждый раз правильность своего выбора. Применение М. д. с. дало возможность исследовать, как испытуемый использует знаки в качестве средств направления своих мыслительных операций и как в зависимости от способа употребления слова протекает и развивается весь процесс образования понятий. М. д, с. применялась также при изучении опосредствованных процессов внимания и памяти (А. Н. Леонтьев) Методика «Пиктограмма» (пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) - экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека. Используется также для характеристики особенностей мышления и аффективно-личностной сферы. Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. Представляет большую ценность для диагностики шизофрении. Методика «Память на числа» позволяет оценить объём непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержания материала в памяти. Методика «Воспроизведение текстов» помогает исследовать смысловую память и даёт материал для косвенного суждения о сообразительности человека, об особенностях его речи, внимания, уровне его общего развития. . Цель занятия: выяснить зависимость продуктивности непроизвольному запоминания от характера деятельности человека: Методика П. И. Зинченко. Проводятся два групповых опыта: класси-§икация изображений предметов и составление числового ряда. Опыт 1 Классификация изображений предметов Экспериментальный материал — 15 карточек, на каждой из которых шображен один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животик, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке Ь правом верхнем углу) написано двузначное число. ■ Процедура опыта. Перед началом опыта карточки располагаются на ' шггге в случайном порядке и закрываются листом бумаги. В опыте принима-ет участие одна подгруппа испытуемых. Им дается следующая инструкция: «С вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название. Те, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам». После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа. . Опыт 2 Составление числового ряда Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1; участвует вторая подгруппа испытуемых. Процедура опыта. Карточки располагаются на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя в тетрадях сетку в 15 клеток (3 ряда по 5). Их задача — расположить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, так чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее — в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно записанные числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетрадях еще одну сетку и вписать в нее сначала все четные числа, а затем все нечетные. Далее следует воспроизвести сначала числа, а затем названия предметов, Обработка результатов опытов 1 и 2. Определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах для группы испытуемых. Записать полученные средние значения в табл. 5.1.2. Анализ результатов и выводы На основании анализа данных, представленных в табл. 5.1.2, сделать выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания. Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию в отдельных случаях предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями. Проанализировать результаты аналогичных опытов, проведенных П. И. Зинченко на большом числе испытуемых различных возрастных групп, представленные в. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта составляет сущность процесса памяти. При экспериментальном исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная). В каждом конкретном случае выбор предмета или метода исследования зависит от конкретной задачи, которая стоит перед экспериментатором. Например, это может быть изучение объема кратковременной памяти и способов его увеличения в деятельности оператора или метод заучивания при измерении двигательной памяти с целью совершенствования деятельности сборщиков тех или иных механизмов, а также водителей транспорта. Для определения факторов, стимулирующих память в процессе познавательной деятельности учащихся, применяют методы сбережения, воспроизведения элементов и некоторые другие. В клинике поражений головного мозга широко используется изучение процессов памяти с целью диагностики. Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. Методики: 1.Куб Линка. Для сообразительности, устойчивости внимания, эмоциональных реакций. Необходим куб, состоящий из 27 маленьких деревянных кубиков размером 3х3см. Стороны маленьких кубиков окрашены в три разных цвета (красный, зеленый, желтый) таким образом, что из них можно сложить большой куб так, чтобы все наружные его грани оказались одного цвета. Показывают собранный куб одного цвета, например красного и заставляют убедиться, что он со всех сторон и с донышка красный. Затем экс-р его разваливает и просит исп-го его собрать, так, чтобы он со всех сторон был красным. 2.Изучение типа памяти. 4 группы слов для запоминания, записанных на отдельных карточках:1-слухового;2-зрительного;3-моторно-слухового;4-зрительно-слухо-моторного. Первый ряд слов читает психолог с интервалом 4-5 смежду словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает слова и 10мин. отдыхает. Второй ряд испыт-ый читает про себя 1 раз, а затем записывает (зрительное запоминание). Через 10 минут третий ряд – психолог читает слова, а исп-ый шепотом повторяет их и записывает в воздухе пальцем (моторно-слуховое запоминание). Потом записывает эти слова на листке. 4-ый ряд психолог читает и испытуемый одновременно смотрит на них и шепотом повторяет каждое слово. Далее записывает по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание). Дается каждый раз по 10 слов для запоминания. Затем подсчитывается коэффициент типа памяти. Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше развит у ребенка данный тип памяти. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |