Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 44 Методики изучения памяти.




Методик изучения памяти существует довольно много. Первую еще придумал в конце 19 века Герман Эббингауз. Н-р, метод заучивания, метод повторения, сохранения и ряд других.

Немало оригинальных методик, связанных с изучением памяти, придумали отечественные ученые, н-р Петр Иванович Зинченко, который детально исследовал непроизвольное запоминание. Оригинальную методику изучения процесса развития памяти как впф придумал А.Н.Леонтьев. Она называется методика двойной стимуляции.

В свое время Зейгарник, работая под руководством К.Левина, придумала методику незавершенных заданий. Он заключалась в том, что испытуемый получал множество заданий, некоторые из которых прерывались и затем изучалась память на завершенные и прерванные задания.

Ряд методик для клинического изучения памяти придумал Лурия. В частности, методику изучения опосредованного запоминания.

Среди методик изучения памяти есть объединение специальных тестов, которые используются психологами для изучения разных видов и процессов памяти человека.

МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИ­МУЛЯЦИИ — психологическая методи­ка, разработанная на основе теории Л. С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций..

Впервые М. д. с. была использована в совместном исследовании Л. С- Выготско­го и Л. С. Сахарова при изучении процесса образования понятий. Сущность этой ме­тодики, писал Л. С. Выготский, заключа­ется в том, что она исследует развитие и деятельность высших психических функ­ций с помощью двух рядов стимулов, каж­дый из которых выполняет свою роль по отношению к поведению испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятель­ность испытуемого, а другой — функцию знаков, с помощью которых эта деятель­ность организуется.

В исследовании Л. С. Выготского и Л. С. Сахарова в качестве стимулов-объек­тов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а как стимулы-средства — слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, явля­ющиеся экспериментальными понятиями (они обозначали определенную совокуп­ность признаков стимулов-объектов). Входе эксперимента испытуемый постепен­но раскрывал признаки, входящие в экспе­риментальное понятие, отбирая фигуры, на которых, по его мнению, написано одно из понятий, и проверяя каждый раз пра­вильность своего выбора.

Применение М. д. с. дало возможность исследовать, как испытуемый использует знаки в качестве средств направления сво­их мыслительных операций и как в зависи­мости от способа употребления слова про­текает и развивается весь процесс образо­вания понятий.

М. д, с. применялась также при изуче­нии опосредствованных процессов внима­ния и памяти (А. Н. Леонтьев)

Методика «Пиктограмма» (пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) - экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека. Используется также для характеристики особенностей мышления и аффективно-личностной сферы. Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. Представляет большую ценность для диагностики шизофрении.

Методика «Память на числа» позволяет оценить объём непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержания материала в памяти.

Методика «Воспроизведение текстов» помогает исследовать смысловую память и даёт материал для косвенного суждения о сообразительности человека, об особенностях его речи, внимания, уровне его общего развития.

.

Цель занятия: выяснить зависимость продуктивности непроизвольно­му запоминания от характера деятельности человека:

Методика П. И. Зинченко. Проводятся два групповых опыта: класси-§икация изображений предметов и составление числового ряда.

Опыт 1

Классификация изображений предметов

Экспериментальный материал — 15 карточек, на каждой из которых шображен один предмет. 15 предметов легко классифицируются: живот­ик, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке Ь правом верхнем углу) написано двузначное число. ■ Процедура опыта. Перед началом опыта карточки располагаются на ' шггге в случайном порядке и закрываются листом бумаги. В опыте принима-ет участие одна подгруппа испытуемых. Им дается следующая инструкция: «С вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифициро­вать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом поряд­ке, ставя в начале каждой группы ее название. Те, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, отно­сящимися к тем же классам».

После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроиз­вести в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа. .

Опыт 2 Составление числового ряда

Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1; участвует вторая подгруппа испытуемых.

Процедура опыта. Карточки располагаются на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нари­совать у себя в тетрадях сетку в 15 клеток (3 ряда по 5). Их задача — распо­ложить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, так чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наиболь­шее — в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно записанные числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до оконча­ния опыта должны нарисовать у себя в тетрадях еще одну сетку и вписать в нее сначала все четные числа, а затем все нечетные.

Далее следует воспроизвести сначала числа, а затем названия предме­тов, Обработка результатов опытов 1 и 2.

Определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чи­сел в обоих опытах для группы испытуемых.

Записать полученные средние значения в табл. 5.1.2. Анализ результатов и выводы

На основании анализа данных, представленных в табл. 5.1.2, сделать вы­воды об условиях продуктивности непроизвольного запоминания.

Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию в от­дельных случаях предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями.

Проанализировать результаты аналогичных опытов, проведенных П. И. Зинченко на большом числе испытуемых различных возрастных групп, представленные в.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта составляет сущность процесса памяти.

При экспериментальном исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная).

В каждом конкретном случае выбор предмета или метода исследования зависит от конкретной задачи, которая стоит перед экспериментатором. Например, это может быть изучение объема кратковременной памяти и способов его увеличения в деятельности оператора или метод заучивания при измерении двигательной памяти с целью совершенствования деятельности сборщиков тех или иных механизмов, а также водителей транспорта. Для определения факторов, стимулирующих память в процессе познавательной деятельности учащихся, применяют методы сбережения, воспроизведения элементов и некоторые другие. В клинике поражений головного мозга широко используется изучение процессов памяти с целью диагностики.

Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести.

Методики:

1.Куб Линка. Для сообразительности, устойчивости внимания, эмоциональных реакций. Необходим куб, состоящий из 27 маленьких деревянных кубиков размером 3х3см. Стороны маленьких кубиков окрашены в три разных цвета (красный, зеленый, желтый) таким образом, что из них можно сложить большой куб так, чтобы все наружные его грани оказались одного цвета. Показывают собранный куб одного цвета, например красного и заставляют убедиться, что он со всех сторон и с донышка красный. Затем экс-р его разваливает и просит исп-го его собрать, так, чтобы он со всех сторон был красным.

2.Изучение типа памяти.

4 группы слов для запоминания, записанных на отдельных карточках:1-слухового;2-зрительного;3-моторно-слухового;4-зрительно-слухо-моторного. Первый ряд слов читает психолог с интервалом 4-5 смежду словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает слова и 10мин. отдыхает. Второй ряд испыт-ый читает про себя 1 раз, а затем записывает (зрительное запоминание). Через 10 минут третий ряд – психолог читает слова, а исп-ый шепотом повторяет их и записывает в воздухе пальцем (моторно-слуховое запоминание). Потом записывает эти слова на листке. 4-ый ряд психолог читает и испытуемый одновременно смотрит на них и шепотом повторяет каждое слово. Далее записывает по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание). Дается каждый раз по 10 слов для запоминания. Затем подсчитывается коэффициент типа памяти. Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше развит у ребенка данный тип памяти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...