Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б) Определение функциональной асимметрии в деятельности полушарий головного мозга.




Функциональное состояние систем организма И

диагностические методы исследования

Тема 1: Нервная система и основные методы обследования.

Цель: ознакомиться с принципами и диагностическими приемами исследования неврологического статуса.

Оборудование: неврологический молоток, линейка, секундомер, часы; ручной динамометр.

Ход занятия

Выполнение и оформление лабораторных заданий. Оценка полученных результатов. Защита лабораторных работ.

* - красным шрифтом выделены задания для выполнения студентами, обучающимися по индивидуальному плану.

Лабораторное задание № 1. Исследование психической сферы.

Психическое состояние человека зависит от индивидуальных (типологических) свойств и фунцкионирования ЦНС, межполушарной ассиметрии мозга, физического статуса, утомления, подверженности стрессам и пр. Адаптация к жизненным обстоятельствам носит динамичный характер и осуществляется за счет использования уже сформированных умений и навыков, за счет собственной социально-психологической реконструкции и активной перестройки. При длительных состояниях повышенного риска, стрессовых ситуаций, в фазы возрастных кризисов личность может функционировать внутренне эмоционально напряженно без признаков патологии, однако с повышенным фоном вероятности развития дезадаптации. Индивидуальные психические различия в значительной мере определяют стрессовую устойчивость. Высокая сила и лабильность возбуждения и торможения дает основание для прогноза качественной нейродинамической, психомоторной деятельности. Слабость и нарушение подвижности нервных процессов сопряжены с ухудшением психического здоровья. Чрезвычайно важно научиться выявлять эмоциональное напряжение и психическую дезадаптацию.

А) Определение типа ВНД по амнестической схеме.

1. Выразите в баллах, насколько приведенные ниже утверждения опросников (показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов) соответствуют особенностям Вашего характера. Высшая степень утверждения или отрицания оценивается соответственно “+3 балла” и “–3 балла”, средняя степень – “2 балла”, низкая – “1 балл”, неопределенный ответ “0 баллов”. Данные занесите в таблицу.

2. Сложите в каждой графе баллы со знаком “+” и отдельно со знаком “–”, переведите их в проценты. За 100% принимается общее число оценок, умноженное на максимальный балл (т.е. 42 балла).

3. На основании полученных данных сделайте заключение о выраженности силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов: 50% и более – высокая степень, 49-25% – средняя, 24-0% – низкая. Результаты внесите в рабочую тетрадь. Сделайте заключение о виде своего темпераметра и наиболее соответствующих ему условий жизнедеятельности (режиме дня, тренировки, характере питания, факторах риска здоровья и др.).

Сила нервных процессов

Уравновешенность нервных процессов

Подвижность нервных процессов

Процентное отношение со знаком «+» Процентное отношение со знаком «–» Процентное отношение со знаком «+» Процентное отношение со знаком «–» Процентное отношение со знаком «+» Процентное отношение со знаком «–»
           

 

Б) Определение функциональной асимметрии в деятельности полушарий головного мозга.

Мозг работает как единое целое, несмотря на различные интегративные функции его полушарий. Именно формирование второй сигнальной системы послужило толчком к возникновению межполушарной асиметрии. Левой полушарие (ЛП) содержит в своем составе два центра речи (моторный и сенсорный) и ответственно за абстрактное вербальное мышление. Для лиц с преобладанием ЛП типична склонность к теоретизации, языку формул, скрупулезному анализу, высокоточной двигательной активности (особенно правой половины тела) и целеустремленности при эмоциональной сдержанности.

Правое полушарие (ПП) обеспечивает преобладание первой сигнальной системы, чувственного, эмоционального, образного восприятия и мышления. ПП быстрее перерабатывает информацию, оценивает ее и передает в ЛП, где происходит высший семантический анализ и осознание этой информации. Работая совместно, каждое из полушарий способно выполнять функцию другого, поэтому обычно приходится сталкиваться не с крайними, а промежуточными формами межполушарной асиметрии. Асиметрия полущарий предопределяет моторную и некоторые виды сенсорной ассиметрии. Определение ее имеет прикладное значение в плане выяснения готовности к соответствующим видам деятельности и спортивной ориентации (особенно в фехтовании, единоборствах, борьбе, рукопашном бое). Среди абсолютных левшей (доминирует ПП) чаще выявляется инфантилизм, задержка развития, неврозы, нарушения речи (заикания) и координации тонких, точных движений. При незначительном доминировании ПП патологические тенденции слабее выражены, а творческие – ярче. Степень социальной адаптации у левшей умеренная. Выраженные правши отличаются высокой степенью социальной адаптации, хорошей речью, логическим мышлением и положительной эмоциональностью. Абсолютным правшам свойственны лидерство, трудолюбие, логичность и жесткость поведения, что нередко порождает конфликты, интуиция у них выражена слабо, эмоции не выражены. Амбидекстры (с неопределенной функциональной асиметрией) демонстрируют различные стратегии поведения с тенденцией к сангвинии, легко адаптируются к любым условиям. Функциональная ассиметрия динамична и может несколько корректироваться в онтогенезе.

1. Выявление двигательной асиметрии. Выполните упражнения: “замок” – сцепите пальцы рук в замок; “хлопок” – произведите несколько хлопков ладонями (сверху вниз); “поза Наполеона” – сложите руки на груди.

2. Выявление асиметрии ног. Выполните упражнения: закиньте ногу на ногу в положении сидя; сделайте шаг назад; подпрыгните на одной ноге.

3. Выявление зрительной асиметрии. Выполните упражнения: «память» - вспомните любую книгу (фильм); акцентным принимается глаз, который перемещается в сторону при реализации данной ретроспективы; «прицеливание» (проба Розенбаха); возьмите в руку карандаш (или ручку), наведите его на любой мелкий объект, находящийся не ближе 2 м, а затем смотрите на него, по очереди закрывая глаза. Доминантным считается тот из глаз, при закрытии которого объект смещается максимально в сторону.

4. Выявление слуховой асиметрии. Выполните упражнения: «часы» - поднесите поочередно к правому и левому уху часы; «телефон» - поднесите телефон к уху.

5. Детектирование тактильной асимметрии. Выполните упражнения: «кисть» - разверните перед собой кисти рук ладонями вверх и оцените их вес; «щека» - мягкой кисточкой произведите легкие касательные движения по щекам.

6. Оцените функциональную асимметрию в баллах: отчетливо проявляющийся левый признак «–1 балл», нечетко выраженный левый «–0,5 балла», неопределенный «0 баллов», четко проявляющий правый признак «1 балл», нечетко выраженный правый «0,5 балла». Подсчитайте функциональную асимметрию по формуле: ФА= N/n, где N – суммарное количество баллов, n – число тестов. Если оценка находится в интервале – 1 (полная левизна) до +1 (полная правизна).

7. Оцените функциональную асимметрию в процентах: от –100% до –50% - полное левшество; от – 49% до –11% - сильное левшество; от –10% до +10% - амбидекстр; от 11% до 49% - сильное правшество; от 50% до 100% - полное правшество.

 

№ попытки

Двигательная асиметрия

Асимметрия ног

Зрительная асиметрия

Слуховая асиметрия

Тактильная асиметрия

Правая «+» Левая «–» Правая «+» Левая «–» Правая «+» Левая «–» Правая «+» Левая «–» Правая «+» Левая «–»
№1                    
№2                    
№3                    

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 488.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...