Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ показателей рентабельности




Финансовые результаты могут измеряться относительными и абсолютными показателями. Наиболее объективными в условиях инфляции становятся относительные показатели и уровень рентабельности, которые характеризуют размер прибыли с каждого рубля средств, вложенных предприятием.

Рентабельность — это относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельностиразных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Рентабельность в отличие от прибыли полнее отражает окончательные результаты хозяйственной деятельности, так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику отдельных показателей.

В мировой практике для оценки финансового состояния предприятия предлагается использование системы показателей рентабельности, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку для пользователя. Показатели рентабельности характеризуют работу предприятия в целом и доходность различных направлений деятельности. И поскольку показатели рентабельности — относительные показатели, то они практически не подвержены влиянию инфляции.

Показатели рентабельности измеряют с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности:

Р = П / V х 100%, (3.1)

где Р — рентабельность; П — прибыль предприятия; V -показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.

Основные показатели рентабельности представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)

Показатели Алгоритм расчета Пояснения
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности где Пн — прибыль до налогообложения Показывает уровень прибыли после выплаты налога
Экономическая рентабельность где ЧП — чистая прибыль Показывает эффективность использования всего имущества организации
Рентабельность собственного капитала   Показывает эффективность использования собственного капитала
Рентабельность продаж где П — прибыль от продаж Показывает, сколько прибыли приходится на ед. реализованной продукции
Чистая рентабельность   Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки
Частные показатели    
Валовая рентабельность где ВП — валовая прибыль Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки
Затратоотдача где С – затраты на производство и реализацию продукции Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат
Рентабельность перманентного капитала   Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок

Оценка доходов и расходов предприятия

В отчете о прибылях и убытках выручка, операционные и внереализационные доходы, составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Исходя из правила существенности, по доходам, каждый из которых достигает пяти и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, в отчете показывается соответствующая ему часть расходов. Также обособленно следует отразить те доходы, без информации о которых невозможна оценка финансовых результатов заинтересованными пользователями.

К доходам от обычных видов деятельности относится выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, которые в целях анализа и оценки результатов хозяйственной деятельности понимаются как объем продаж — показатель деловой активности, характеризующий результат использования имеющихся ресурсов.

Расходы по обычным видам деятельности включают расходы:

по изготовлению и продаже продукции;

по приобретению и продаже товаров;

по выполнению работ, оказанию услуг.

Также расходами по обычным видам деятельности считается возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности складываются из расходов:

связанных с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

возникающих непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи;

связанных с продажей (перепродажей) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

Поэтому в отчете о прибылях и убытках расходы по обычным видам деятельности представлены следующими статьями:

себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в виде затрат на производство продукции (работ, услуг) в доле, относящейся к проданной продукции (работам, услугам);

коммерческие расходы;

управленческие расходы.

Управленческие расходы — это общехозяйственные расходы, которые показываются в отчете о прибылях и убытках отдельной строкой, если они не включаются в состав себестоимости товаров, продукции, работ, услуг. В этом случае они списываются со счета «Общехозяйственные расходы» как расходы периода непосредственно в дебет счета «Продажи» при определении финансового результата. К управленческим расходам относятся:

административно-управленческие расходы;

расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг;

другие аналогичные по назначению расходы.

Коммерческие расходы связаны с продажей продукции, товаров, работ, услуг. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, в их составе могут быть отражены расходы:

на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;

по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;

на рекламу;

представительские расходы;

другие аналогичные по назначению расходы.

Под прочими операционными доходами и расходами понимаются доходы и расходы, не связанные с предметом деятельности организации. В табл. 3.2 представлена группировка операционных доходов и расходов.

Таблица 3.2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...