Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ художественных произведений в этом жанре на примере собственной работы




Пояснительная записка

к итоговой работе по курсу Композиции - "Натюрморт в интерьере"

название картины - "Ужин при свечах"

Шальнев В.В. 1-й МОК, группа 11-ЖС, 2017 год

 

Содержание

 

 Введение

     1. Художественно-историческая глава

   1.1 Историческая справка (информация жанра — возникновение, развитие)

   1.2 Анализ художественных произведений в жанре натюрморт в интерьере на примере собственной работы

     1.3 Творческий замысел при выполнении работы

     2. Технологическая глава

   2.1 Характеристика материалов и инструментов, используемых при выполнении работы по композиции

Творческие этапы работы (разработка эскизов, выполнение картона, работа над картиной)

     Заключение

     Библиография

     Приложение (приложенные фотографии)

 

 

Введение

 

     Данная пояснительная записка посвящается итоговой работе по курсу Композиции 2017-го года, в котором проводится практика по жанру натюрморта в интерьере. Курс данного учебного заведения, в котором представляется итоговая работа по вышеупомянутой теме, подразумевает наличие пояснительной записки, несущей в себе информационный характер и пояснение к самой работе.

     В этой пояснительной записке мы рассмотрим предпосылки и причины возникновения такого жанра в живописи, как натюрморт в интерьере, а также его значение и смысловую нагрузку.

     Итоговая работа по курсу композиции представляет собой крупномасштабный рисунок формата не меньше, чем 60 х 80 см, выполненный на бумаге в классической (академической) манере написания. В этом семестре для материалов рекомендованы гуашь или темперные краски.

     В этом семестре перед студентами данного учебного заведения поставлена цель обучиться построению интерьера и предметов, наполняющих его. По мнению автора этой пояснительной записки - курс проводится для того, чтобы освоить один из основных сюжетов, который может быть использован в качестве наполнения живописных полотен. Он попадает на картинное пространство в связи с тем, что человек так или иначе проводит много времени в помещении, так как интерьер является неотъемлемой частью архитектурных построек и жилищ людей (особенно в городе). В связи с актуальностью данного сюжета художник невольно обращается к нему, ведь интерьеры могут представлять художественную ценность своей неповторимой атмосферой и убранством.

     Итоговая картина, которую необходимо предоставить в данном учебном заведении, должна быть полностью быть выдумана художником и отражать тематический сюжет... нести некую задумку и общую направленность. В ней следует показать навыки грамотного построения композиции, предметов и пространства (перспективы), а также живописность. Все должно быть гармонично подобрано - как идейно, так и по цветам, формам, размерам, разобрано по тону.

     На картине главным сюжетным элементом будет сам натюрморт, а пространством - интерьер. Целью написания этой картины является приобретение навыков работы с предметами и пространством на картинном полотне. Крупный формат картины обусловлен сложностью сюжета.

Художественно-историческая глава

 

     В этой главе мы познакомимся с появлением натюрморта, его значением в живописи, а также смысловой нагрузкой, которую несут картины, в которых встречается этот жанр, а также проведем параллели с сюжетом интерьера и почему возник симбиоз двух этих направлений.

     Рассматривать натюрморт в интерьере стоит с точки зрения истории, так как художнику следует понимать его значение и смысл в художественной культуре. Знания о появлении подобных картин также помогут в правильной характеристике актуальности этих полотен, разовьют эрудицию автора, помогут воспользоваться опытом "первопроходцев", лучше разбираться в искусстве в целом.

     Как полюбить и открыть для себя жанр натюрморта в интерьере? Очень сложно обратить внимание на интерьеры, допустим,

С.Н. Андрияки, если всю жизнь смотришь только на пейзажи, марины или портреты. Чтобы его полюбить, необходимо узнать и вдуматься. Причем делать это систематически, с нужным объяснением, тогда появиться симпатия, а может, впрочем, и не появиться, но зато можно будет с уверенностью сказать, что Вам предпочтительнее другой жанр - например, баталия, потому что знаком и с тем, и с другим. Законов узнавания шедевров нет, и нельзя за несколько дней стать профессионалом по написанию интерьеров, но знакомиться с историей искусств необходимо хотя бы для того, чтобы понять, что действительно нравится в этом жанре, чтобы полюбить неожиданно для себя С. Ю. Жуковского, когда казалось, что симпатию вызывали только бескрайние моря Айвазовского. Этот приобретенный вкус, конечно, не будет пылиться в ожидании того, пока художник решит написать интерьер, да еще и с натюрмортом. Он незаметно станет помогать в логическом построении других сюжетов, выборе предметов, убранства, героев картин и даже в реальной жизни.

 

 

Историческая справка

(информация жанра - возникновение, развитие)

 

     Б) Натюрморт

 


     (от фр. nature morte - "мертвая природа") - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие нас предметы, имеющие между собой смысловую связь. Данный вид искусства привлекает своими большими изобразительными возможностями, которые способствуют развитию композиционных навыков и цветовому восприятию.

 

     Натюрморт передает нам определенные образы и символы окружающей нас обстановки. Вовлекает нас в мир общения предметов, предоставляя возможность побыть в роли собеседника, гостя, потребителя и обывателя. Художник организовывает возможность зрителю увидеть тайный смысл окружающих нас предметов, даже в самом непритязательном сарае. Предварительно выбирается и выстраивается те или иные атрибуты в определенную композицию, которая несет в себе конкретную смысловую задачу (или тему).

     Считается, что натюрморт зародился в Европе в период XVI-XVII веков, но его предыстория возникла гораздо ранее. Наравне с бытовым жанром натюрморт продолжительное время не мог занять лидирующие позиции в живописи. Так как считалось невозможным передать через этот вид основные общественные идеи, так как раньше считалось очень важным жизненное значение картин в обществе и при дворе. Благодаря великим мастерам этот жанр был признан вполне способным для передачи различных социальных условий, тем самым затрагивая разные общественные проблемы. С помощью различных атрибутов создавался тот или иной образ, отражающий смысл основной идеи. Вещи домашнего обихода, классифицировали социальное положение, образ жизни их обладателя, что было значимо для передачи образов социальных слоев.

     Обращаясь к хронологии истории искусств, можно проследить за последовательностью расцветов и падений такого своеобразного жанра как натюрморт. Становление натюрморта как самостоятельного жанра живописи произошло благодаря творчеству голландских и фламандских художников XVII века. XVII век в Европе отмечен как век расцвета натюрморта. В этот промежуток были созданы все основные разновидности натюрморта.

     Прогрессивное развитие натюрморта в западноевропейской живописи XVII века в значительной мере может быть объяснено особенностями общекультурной и мировоззренческой ситуации, в частности, предельным разведением и одновременно взаимным олицетворением таких категорий, как материальное и духовное, единичное и всеобщее. В натюрморте художественно утверждалась самая конкретная из всех конкретностей посюстороннего мира - вещь, продукт вполне конкретной деятельности человека, вместе с тем эти земные рукотворные вещи наделялись иносказательным, эмблематическим значением, воспринимались как знаки невещественных, духовных ценностей, как олицетворенное раздумье над смыслом человеческой жизни. Вещь, утратив иносказательное значение, перестает быть объектом большого искусства. Жанр натюрморта начинает постепенно изживать себя.

     Возрождение его совершается в конце XIX — начале XX столетия. Благодаря своей сюжетной и, до некоторой степени, смысловой стерильности натюрморт в эти бурные для развития искусства десятилетия оказывается особенно удобным для творческого экспериментирования. Один из самых отстоявшихся в композиционном отношении, натюрморт позволял художникам осуществить самые смелые, порой доходившие до парадокса нарушения законов жанра, оставаясь в то же время в пределах его. Большинство экспериментов в этой области имело своей задачей возможно более полное сюжетное и образное развеществление вещей.

     Вещи, как бы выходят за свои границы, теряют самозначимость, перестают быть равными самим себе. Они либо растворяются в свете и цвете, распыляются в излучении энергий, либо уплотняются в сгустки материи, образуя сочетания простейших объемов, либо рассыпаются на множество осколков - и из всего этого творятся на полотне новые вне вещественные или, наоборот, сверхвещественные вещи. Как и на полотнах XVII века, они обладают иносказательным смыслом, но, в отличие от классических натюрмортов, роль первичных элементов в этих живописных криптограммах выполняют не столько сами предметы, сколько их отдельные признаки, их качества которые насыщаются при этом повышенным смысловым напряжением.

     В первые годы XX века происходит не только размывание границ вещей внутри натюрморта, но и в значительной мере размывание границ самого жанра. В распахнутых полотнах Матисса или Винсента Ван Гога составляющие натюрморт предметы, пронизанные органическими ритмами природы, сливаются с пространством или превращаются в него, преодолевая преграду между миром живого и неживого. В сконструированных кубистических пейзажах Пикассо сама природа опредмечивается, приобретает черты сделанности, вещности, пейзаж уподобляется натюрморту».

     «Натюрморт занимал видное место и в творчестве французских художников – импрессионистов ( Мане, Сезанн, Моне и др.). Они стремились в своих произведениях воплотить первые свежие впечатления от увиденного. Для их натюрмортов, как и вообще для живописи импрессионистов, характерны: гармония чистых цветов, воспринятых непосредственно в природе, естественность и жизненная простота композиции.

     Одним из лучших мастеров натюрморта был известный французский художник Шарден, сумевший проникнуть в интимную жизнь самых обыденных вещей, приблизить их к зрителю, и этому в большей степени способствует неяркий колорит его картин, глубоко продуманных и идущих от наблюдения жизни, простота и естественность в расстановке предметов. В натюрмортах Шардена нет выработанных голландской школой строгих схем, однообразия в композиционных приемах, выборе предметов, палитры красок».

     В России натюрморт, как самостоятельный жанр живописи, появился в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

 

Б) Интерьер

 


     (от франц. interieur - внутренний), в архитектуре - внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или каких-либо помещений (вестибюль, фойе, комната, зал). Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение (размер, пропорции и т. д.) и характер убранства (мебель, оборудование), которые в свою очередь служат художественной выразительности интерьера. В живописи - жанр, достигший расцвета в XVII в. в голландской и фламандской живописи, а в XIX в. - в России в работах художников венецианской школы.

     Это один из жанров живописи и графики, изображение внутреннего пространства здания или комнаты, а также произведение, созданное в этом жанре. Истоки жанра интерьера уходят в искусство эпохи Возрождения. В творчестве ренессансных мастеров евангельские и библейские сцены часто разворачивались в помещениях, которые живописцы изображали по правилам прямой перспективы, тщательно и любовно передавая предметы обстановки, несущие в себе символический смысл (Антонелло да Мессина. «Святой Иероним в келье»; Р. Кампен. «Св. Варвара» и «Св. Иосиф»; Я. ван Эйк. «Чета Арнольфини», 1434) и др.

     Жанр интерьера сформировался в XVII в. в Голландии. Художники изображали в своих картинах тихую мирную жизнь, полную домашних семейных радостей. Мастера интерьера писали церковные, жилые, дворцовые помещения. Кальвинизм, ставший государственной религией, запрещал украшать картинами храмы; зато изображения церковных интерьеров в живописи наполнились проникновенным религиозным чувством. В небольших полотнах художники передавали ощущение грандиозности и святости пространства, масштабности сооружения. Своеобразной «шкалой» для измерения масштаба служили человеческие фигурки, которые в подобных работах не имели самостоятельного значения, выполняя роль стаффажа (Э. де Витте. «Протестантская готическая церковь», ок. 1685 г.; Х. К. ван дер Влит. «Внутренний вид церкви», 1636; Х. ван Стрек. «Внутренний вид готической церкви», 1681). В картинах, изображающих домашние помещения и кухни, царит тишина, люди часто пребывают в неподвижности. Они словно прислушиваются к голосу Дома, который предстаёт почти живым существом, к «тихой жизни вещей», к неслышному скольжению солнечных бликов по стенам. Предметы, пространство, свет – такие же герои картин, как и люди (Я. Врель. «Старушка у камина», сер 17 в.; П. Янсенс Элинга. «Комната в голландском доме»,1660-е гг.; П. К. ван Слингеланд. «Кухня», 1648). Произведения голландских художников наполнены поэтическим чувством, ощущением ценности обыденного существования людей в уютном домашнем мире.

 

В) Натюрморт в интерьере


     Изображение натюрморта на фоне интерьера помещения.

В натюрморте в интерьере используются два жанра изобразительного искусства - главная роль отведена натюрморту, а жанр интерьер играет вспомогательную роль. Сложно проследить, когда именно начали использовать симбиоз двух жанорм, но родоначальником считается, опять таки Голландия, XVIII век. Хотя подобные тенденции были замечены и в эпоху Ренессанса, однако, если встречались два жанра, то обязательно в совокупности с фигурой и каким-то действием, что давало еще более сложную композицию. Поэтому истинную хронологию отследить трудно.

 

 

Анализ художественных произведений в этом жанре на примере собственной работы

(рис. 1 — готовая композиция)


     Автор данной пояснительной записки относит свое художественное произведение к жанру "Натюрморт в интерьере" в связи с тем, что на картине изображено некое помещение (интерьер), а на переднем плане перед зрителем разворачивается обеденный стол с различными предметами и продуктами питания на нем (натюрморт).

     Доминантой в данном произведении является сам натюрморт (стол). Она же несет роль смысловой нагрузки (идейного центра картины).

     Сюжет картины представлен помещением с интимной обстановкой (приглушенный свет, свечи) и столом, на котором накрыт роскошный ужин на двоих. Это полотно повествует зрителю о состоявшемся романтическом вечере. Автор данной работы выбрал такой сюжет в связи с тем, что находит в нем красоту, спокойствие и лаконичность, хочет передать приятные эмоции от проведения времени в такой обстановке.

     Картина имеет динамичное построение. Об этом свидетельствует множество диагональных линий, горящий огонь в камине и зажженные свечи. Есть ощущение некого происходящего действия. Что ужен либо вот-вот начнется, либо возлюбленные отошли на минуту.

     Колорит картины в основном теплый. Этот эффект дает мягко-огненное приглушенное освещение.

     В картине доминанта выполнена по принципу группировки. На столе стоит множество предметов близких по массе. Взгляд зрителя бросается в первую очередь на стол, т.к. на нем много похожих предметов и деталей, которые хочется разглядывать.

     По своей структуре композиция несет закрытый характер (кулисность), т.к. темные занавески располагаются по углам и не дают зрителю возможность пофантазировать о том, что же там скрывается за ними... Здесь же стоит отметить тот факт, что картина по своей тоновой характеристике - темное пятно со светлыми участками, а никак иначе.

     Акценты на полотне тоже имеют весомую роль - это свечи и камин. Они дают нам источники света, за счет которых мы чувствуем атмосферу и характер освещения.

     Текстура и фактура выражены слабо. Все сглажено и размыто. Эти приемы не учтены при выполнении данной работы, т.к. она несет учебный характер.

     Формат композиции прямоугольный, ориентирован вертикально (70х100).

     Стилизация или трансформация отсутствуют, так как это учебная академическая работа.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...