Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида
Планирование для подготовительной к школе группыразделено на два периода:
— октябрь — декабрь (38 занятий);
— январь — апрель (40 занятий). Из них:
—совершенствование лексико-грамматических представлений — 37;
—совершенствование навыков звукового анализа и обучения грамоте — 30;
—развитие связной речи — 11.
Форма организации занятий — подгрупповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин.
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: тема занятия; задачи; количество часов; планируемый результат; средства оценки усвоения материала.
К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением разделов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*.
Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгрупповых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.
Систематическое и последовательное использование предлагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики пальцев рук.
Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заинтересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речевого нарушения.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.
2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2004.
3. Быстрова ГА., Сизова ЭА., Шуйская ТА. Логосказки. СПб., 2001.
4. Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001.
5. Жукова О.С. Развиваем речь. Моторика, логика, речь. СПб., 2002.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. Пособие для логопедов. М., 2002. I, II, III периоды.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. М., 2004. I, II, III периоды.
8. Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4—6 лет. СПб.; М.
9. Ткаченко Т Л. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.
10. Ткаченко ТА.. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Старшая группа
I период обучения (октябрь — ноябрь — два занятия в неделю), 20 занятий
№
п/п
| Тема занятия
| Задачи
| Ко-во часов
| Планируемый результат
| Средства
оценки
усвоения
материала
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Развитие внимания
и понимания речи
| Развивать внимание, понимание
речи и словесно-логическое мыш-
ление
| 1
| Уметь слушать
инструкцию и выполнять
ее последовательно.
Заканчивать простейшие
обобщения, знание
основных цветов
| Игра «Раз-
ложи по по-
лочкам»
| 2
| Формирование по-
нятия о действии
предмета
| Уточнить понятие «действие». Рассмотреть разные и одинаковые действия. Учить подбирать к действию
объекты, а к объекту действия
| 1
| Понимать вопросы: кто?
что? что делает? Подби-
рать ответы в соответст-
вии с вопросом
| Игра «Чет-
вертый лиш-
ний»
| 3
| Развитие слухового
внимания и фоне-
матического вос-
приятия
| Развивать слуховое внимание и
фонематическое восприятие на мтериале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу
| 3
| Различать звучание раз-
ных предметов, музыкаль-
ных инструментов. Выде-
лять из потока звуков за-
данный звук, слог. Опре-
делять слова, сходные по
звуковому составу
| Игра «Верно
или нет?»
|
4
| Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
| Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
| 1
|
| Игра «Назови ласково»
| 5
| Падежные конструкции, винительный падеж существительных в единственном числе
| Учить дифференцировать вопросы: кто? кого? что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным
| 1
| Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа
| Игра «Кто это? Что это?»
| 6
| Звуки [у], [а]
| Выделять заданный гласный звук из потока звуков
| 1
| Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков
| Игра «Хлопни, когда услышишь»
| 7
| Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени
| Учить образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени
| 1
| Пользоваться в речи глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени
| Игра «Кто сказал правильно?»
| 8
| Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе
| Учить согласовывать существительное с глаголом в числе
| 1
| Пользоваться в речи глаголами, согласовывая их с существительными в единственном и множественном числе
| Упражнение «Один играет, двое играют» (изменять слова по образцу)
| 9
| Звуки [а], [и]
| Выделять гласный звук в начале слов
| 1
| Выделять первый ударный гласный звук, затем в безударной позиции
| Игра «Назови первый звук»
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 10
| Понятия: «слово»,
«предложение».
Составление пред-
ложений из трех
слов.
| Учить составлять предложения,
заменяя дополнение без наглядной
опоры. Учить строить фразу по
опорной схеме. Активизировать
словарный запас
| 1
| Уметь составлять предло-
жение из трех слов (под-
лежащее + сказуемое +
дополнение)
| Упражнение
«Придумай
предложение
из трех слов»
(по образцу и
без него)
| 11
| Пересказ текста,
составленного по
демонстрируемому
действию
| Учить отвечать на вопрос разверну-
той фразой из 3 — 4 слов, переска-
зывать текст, составленный из 3 — 4
простых предложений с наглядной
опорой в виде натуральных объек-
тов, предметов и действий с ними.
Развивать внимание и словесно-
логическое мышление
| 1
| Понимать вопрос что
делать?, отвечать на него
полно и точно
| Пересказ
| 12
| Звуки [а], [у], [и]
| Анализ звуковых сочетаний типа
ау, уи, ауи
| 1
| Выделять последователь-
но все звуки в звукосоче-
тании
| Игра «Назо-
ви звуки по
порядку»
| 13
| Согласование чис-
лительных один,
одна с существи-
тельными
| Учить соотносить на слух и пра-
вильно согласовывать в речи суще-
ствительные мужского и женского
рода с числительными один, одна и
подбирать существительные к этим
числительным
| 1
| Уметь согласовывать су-
ществительные с числи-
тельными в роде
| Игра «Кто
больше назо-
вет?» (один,
одна)
| 14
| Падежные конструкции. Родитель-
ный падеж сущест-
вительных в единственном числе без предлога и с предлогом^
| Учить образовывать существительное в родительном падеже единст-
венного числа от существительного
в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнить значение предлога^
| 2
| Уметь пользоваться в речи существительными в ро-
дительном падеже, отве-
чая на вопросы: чего не стало? у кого?
| Игра «Чего нет?»
| 15
| Звуки [м], [н], [в], [ф]
| Выделять согласный звук в начале слова
| 2
| Выделять первый согласный звук
| Игра «Назови первый
звук»
| 16
| Приставочные глаголы
| Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу (ехать, учить), самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный
| 1
| Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими словами в речи
| Игра «Скажи наоборот»
|
|
| глагол
|
|
|
| | | | | | | | |
|