Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Одна из важных задач микроэкономики состоит в формировании экономического мышления.




Экономическое мышление - это восприятие явлений и процессов с позиции соизмерения издержек и выгод.

Оно предполагает изучение того, как экономические единицы (домашние хозяйства, фирмы) принимают рациональные решения на основе сопоставления издержек и выгод.

Экономическое мышление характеризуют следующие основные черты.

1. Мышление всегда предполагает выбор, совершаемый людьми.

Проблема экономического выбора - одна из главных в микроэкономике.

2. Выбор прежде всего осуществляет отдельный человек, индивидуум.

Он является основополагающей единицей в сфере экономического мышления.

Даже принятие коллективных решений на уровне домашних хозяйств, фирм определяется экономическим восприятием отдельных личностей.

Вместе с тем при выборе оптимального решения в коллективе существенную роль играют групповые интересы, социальные связи.

3. Рациональность принятия решений. Человек стремится осуществлять альтернативный выбор рационально, т.е. на основе сопоставления издержек и выгод с целью достижения максимальной выгоды, наибольшей эффективности.

4. Экономический выбор не является полностью свободным. Он зависит от законов, нормативных актов, регулирующих экономические отношения в обществе.

ТЕМА 2.

Потребности и их виды.

Ресурсы и их классификация

  2.1 Потребности и их виды

Целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей.

  Для осуществления процесса производства необходимы экономические ресурсы.

   Взаимосвязь потребностей и ресурсов лежит в основе главной проблемы микроэкономики - достижения максимальной эффективности.

Потребность - это необходимость в каких-либо благах для поддержания жизнедеятельности и развития человека, а также общества в целом.

      

   Существуют различные классификации потребностей. Так, американский социолог А. Маслоу предложил следующую структуру человеческих потребностей:

- физиологические потребности (в пище, воде, одежде, обуви, жилье и др.) (базовые или основные – пища, одежда, кров);

- потребности в безопасности (в защите от преступников и внешних врагов, помощи при болезнях, защите от нищеты);

- социальные потребности (в дружбе, общении, любви);

- потребности в уважении (в самоуважении и уважении со стороны других людей);

- потребности в самореализации (в развитии своих способностей и возможностей и их полном использовании).

      

Микроэкономика рассматривает только материальные потребности - потребности в товарах работах и услугах, обладающие полезностью для потребителей.

        

   Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

    Работа – выполненная работа в виде конкретного продукта и привязана к конкретному месту, например, СМР.

    Услуга - это действие, приносящее удовлетворение потребностей.

Потребитель может покупать услугу непосредственно у продавцов (например, при ремонте обуви в мастерской, при стирке белья в прачечной и т.д.) либо приобретать товар, оказывающий услугу при его использовании (например, стиральная машина).

  Товар работа или услуга обладают полезностью, т.е. способностью удовлетворять потребности.

 Материальные потребности можно разделить на две большие группы: личные и производственные.

    Личные потребности - это потребности людей в предметах потребления, в потребительских товарах и услугах.

   Производственные - потребности предприятий и организаций в средствах производства, в инвестиционных товарах (сырье, материалах, машинах, приборах и т.д.).

      

Все личные потребности по важности и срочности удовлетворения делятся на первичные (потребности в средствах существования) и вторичные (альтернативные потребности выбора).

К первичным относятся потребности в предметах первой необходимости, обеспечивающие существование человека (в пище, одежде, жилье и т.д.) Вторичные - все остальные потребности выбора, т.е. культурные потребности и потребности в предметах роскоши (в книгах, занятиях спортом, украшениях, туристических поездках и т.д.).

         

   Вторичные потребности зависят от социального положения человека, а также от окружающей его общественной и природной среды.

  Трудно разграничить первичные и вторичные потребности, так как одни и те же жизненные блага для одной группы людей являются предметом первой необходимости, нормальным средством существования, а для другой - предметом роскоши, потребностью выбора.  

По виду удовлетворения потребности делятся на индивидуальные и коллективные.

     Первую категорию потребностей человек может удовлетворить самостоятельно, индивидуально либо в семье (например, приобрести и использовать одежду, телевизор, пылесос и т.д.).

         

   Коллективные потребности удовлетворяются только в коллективе или обществе (потребности в безопасности, связанные с содержанием вооруженных сил и правоохранительных органов; получение образования в школе, высшем учебном заведении и т.д.).

         

  Материальные потребности общества в товарах работах и услугах безграничны, т.е. их невозможно полностью удовлетворить.

     

    Сказанное, конечно, не означает, что общество не в состоянии удовлетворить потребности людей в каких-либо конкретных товарах, например в соли или сахаре.

        

     Однако приходится признать, что удовлетворить полностью потребности всех членов общества во всех товарах и услугах, которые они хотели бы иметь, нельзя.

    Это обусловлено как многообразием текущих потребностей членов общества при наличии ограниченных ресурсов, так и постоянным возникновением новых потребностей в результате непрерывного развития производства.

         

    Потребности удовлетворяются с помощью жизненных благ. Однако лишь некоторые из них имеются в обществе в неограниченном количестве (например, воздух).

  Большинство же благ в обществе ограниченно.

  Такие блага называют экономическими. Для их производства необходимы экономические ресурсы.

  

2.2 Ресурсы и их классификация

 

В экономические ресурсы включают все, что используется для производства экономических благ.

         

 Поскольку экономические ресурсы предназначены для использования в процессе производства, то их также называют факторами производства.

       В современной экономической теории выделяют обычно следующие четыре категории экономических ресурсов: природные ресурсы, капитал, труд и предпринимательская способность.

          

    В категорию "природные ресурсы" включают прежде всего землю, а также другие естественные сырьевые ресурсы, т.е. леса, воду, полезные ископаемые, которые используются в производстве.

         

Под капиталом (инвестиционными ресурсами) понимают все созданные человеком средства производства, т.е. производственные здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т.д.

       В качестве капитала как экономического ресурса рассматривается реальный капитал, овеществленный в материальных благах, а не его денежная форма. Это связано с тем, что деньги непосредственно в процессе производства не участвуют, хотя они и необходимы для приобретения всех видов ресурсов.

           

     К важным экономическим ресурсам относится труд (рабочая сила).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...