Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Частицы, выражающие сомнение
ВРЯД ЛИ
ЕДВА ЛИ
| ВРЯД ЛИ это возможно.
ЕДВА ЛИ мы успеем.
|
Восклицательные
ЧТО ЗА
КАК
| ЧТО ЗА прелесть эти сказки!
КАКжаль ее слёз!
|
Формообразующие
А) ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ДА, которые образуют форму повелительного наклонения.
Б) БЫ, которая образует форму условного наклонения.
| ПУСТЬвсегда будет солнце,
ПУСТЬвсегда будет мама,
ПУСТЬ всегда буду я!
ДАВАЙТЕжить дружно!
ДАВАЙпожмём друг другу руки!
ДАздравствует солнце, ДА скроется тьма!
Ты хотел БЫ поехать в Китай?
|
Смягчение требования
-КА
| Скажи-КА, сколько времени.
| Готовясь к выполнению задания 23 ЕГЭ по русскому языку, необходимо хорошо знать не только разряды местоимений и частиц, но сочинительные и подчинительные союзы, так как союзная связь тоже востребована в текстах задания, проверяющего знание выпускниками средств связи предложений в тексте.
Сочинительные союзы
(Служат для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, сложносочинённого.)
Соединительные
| Разделительные
| Противительные
| И, ДА (в значении И) НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ
| ИЛИ, (ИЛЬ), ЛИБО, ТО - ТО, НЕ ТО - НЕ ТО, ТО ЛИ - ТО ЛИ
| А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ
| Выражают отношения перечисления
| Выражают значение взаимоисключения, чередования, выбора
| Выражают отношения сопоставления, противопоставления, различия
| Учитесь на своих ошибках, признайте их и двигайтесь дальше (Стив Джобс).
Только тот по-настоящему счастлив и велик, кому не нужно ни подчиняться, ни приказывать для того, чтобы представлять собой что-то (Иоганн Вольфганг Гёте).
Превозмогать себя и воз- вращаться к должному в се- бе - тоже проявлять истинную человечность (По Кон фуцию).
Вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас большую веру, также сильнейший страх (Цезарь Гай Юлий).
| В следующий раз сделай или лучше, или по-другому (Китайская мудрость).
Ты либо разобьёшься, либо у тебя за спиной вырастут крылья... (Мария ЭбнерЭшенбах).
Душа взвинтилась, напряглась, ждёт душа удара, и неизвестно, откуда занесен удар: то ли из тучи молнией судьба грозит, то ли кто-то незнакомый смотрит ей в спину сзади (По В. Шишкову).
Бабушка занята своим делом - не то штопает, не то шьёт (Ю. Олеша).
| Старайтесь стать не успеш- ным, а ценным человеком (Альберт Эйнштейн).
Чудеса иногда случаются, но над этим приходится слишком много работать (Хаим Вейцман).
Конец жизни печален, сере- дина никуда не годится, да начало смешно (По Вольтеру).
Тысячи путей ведут к заблуждению, да к истине - только один (По Жан-Жаку Руссо).
Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы...
(По Марии Эбнер-Эшенбах).
Великий человек совершает великие дела, зато хорошийчеловек делает дела на века (По Марии Эбнер-Эшенбах).
Огонек интеллигентности надо поддерживать, чтение же является её топливом (Д.С. Лихачёв).
|
Подчинительные союзы
(Служат для связи простых предложений в составе сложного, сложноподчинённого.)
Временные
| КОГДА, ПОКА, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, КАК ТОЛЬКО, ЕДВА, С ТЕХ ПОР КАК и др.
| Условные
| ЕСЛИ, КОЛИ, ЕЖЕЛИ, РАЗ и др.
| Причинные
| ИБО, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, ПОСКОЛЬКУ, ОТТОГО ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО и др.
| Уступительные
| ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ПУСКАЙ и др.
| Следствия
| ТАК ЧТО
| Целевые
| ЧТОБЫ, ДАБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ и др.
| Сравнительные
| КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО ТОМУ КАК и др.
| Изъяснительные
| ЧТО, ЧТОБЫ, КАК
| Алгоритм выполнения задания:
1. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, то есть рассматриваемое Вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, - с тем, которое находится до этого предложения.
2. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.
ЗАДАНИЕ 25.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА
Формулировка задания: восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.
Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: лексические и синтаксические средства выразительности речи.
Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности Лексические средства - это тропы, а синтаксические - фигуры речи.
1. Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.
|