Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выделительно-ограничительныеСтр 1 из 2Следующая ⇒
ЗАДАНИЕ 21. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. СМЫСЛОВАЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА Это задание проверяет умение выпускника понимать все виды информации, заложенной в тексте, который нужно сначала внимательно прочитать, а затем провести его логико-смысловой анализ и ответить на предложенный вопрос. Как правило, задание имеет следующую формулировку: какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Для выполнения задания используйте алгоритм: · внимательно и вдумчиво прочитайте текст; · найдите в нём подтверждение или опровержение того или иного высказывания; · выберите правильные ответы. Рассмотрим, как можно применить данный алгоритм в ходе анализа идейного содержания следующего текста. Текст № 1 (1)большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты - счастье, три - большое счастье, четыре - просто мечта. (2)Или красивая внешность: хоть каждый знает о «не родись красивой...», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе. (3)Желания могут исполниться. (4) Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт - то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности? (7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы ли они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым? (11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, падали духом, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни. (14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию – для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны - показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны. (20)Но как быть тем, чья левая префронтальная зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту. (По Н. Коршуновой) Формулировка задания к тексту: какие из высказываний соответствуют выводу, к которому пришёл психолог Роберт Мак-Крей? Укажите номера ответов. 1) Левая префронтальная зона головного мозга ассоциируется с положительными эмоциями. 2) Красивая внешность и материальный достаток позволяют человеку ощущать себя счастливым. 3) Энергичные люди находят в любой ситуации светлые стороны. 4) Способность быть счастливым обусловлена генетически. 5) Ощущение счастья является врождённой способностью человека. Чтобы найти ответ на заданный вопрос, нужно, во-первых, внимательно прочитать текст, во-вторых, детально рассмотреть каждый из предлагаемых ответов. Первый ответ является неверным, так как к выводу, содержащемуся в предложении 16 («Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями»), пришёл не психолог Роберт Мак-Крэй, а его коллега - Ричард Дэвидсон, об исследованиях которого рассказывается в предложении 15 («Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию - для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях») Н. Коршунова опирается на выводы исследования психолога Роберта Мак-Крея, чтобы доказать свою точку зрения. Однако утверждение, заявленное во втором варианте ответа, прямо противоположно тому, о чём говорит автор в самом тексте, значит, данный ответ неверен. Верными являются четвёртый и пятый варианты ответа, так как в тексте говорится: «Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности? Именно к такому выводу пришел психолог Роберт Мак-Крей после проведенного им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек» (предложения 6-7). Третий ответ содержит лишь часть верной информации, поэтому он не может рассматриваться как правильный. Итак, правильный ответ: 4, 5 ЗАДАНИЕ 21. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ - ПОВЕСТВОВАНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ Формулировка задания: прочитайте текст Н. Коршуновой. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 8-10 содержат рассуждение. 2) В предложениях 12-14 представлено описание. 3) Предложение 19 содержит объяснение высказанного в предложении 18 суждения. 4) В предложениях 20-23 представлено повествование. 5) Предложения 1-2 содержат рассуждение. Правильный ответ: 3,5. Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: отличительные особенности каждого из типов речи. Описание - это изображение какого-либо предмета или явления путём перечисления его характерных признаков. Выделяются три разновидности текстов описательного характера: портрет - описание внешности человека; пейзаж - описание природы; интерьер - описание жилища человека. Описание показывает то, что мы видим. Поэтому оно может быть сравнимо с живописным полотном. Картину художника мы видим всю разом, но тратим время на рассматривание отдельных подробностей. Повествование - это связный рассказ о каком-либо событии и его протекании во времени; сообщение о последовательности действий, следующих друг за другом. Тексты повествовательного характера строятся следующим образом: что произошло сначала, что произойдёт потом, что будет дальше. Поэтому повествование можно сравнить с кадрами кинофильма. Рассуждение - это доказательство определённой точки зрения, логичное объяснение чего-то, обсуждение события или явления с разных позиций. В рассуждении содержится анализ причинно-следственных связей между явлениями и событиями; приводятся доказательства справедливости той или иной точки зрения; даётся оценка приводимых фактов. Рассуждение что-то доказывает и обычно состоит из трех частей: · тезис (утверждение, которое нужно доказать); · доказательство этой мысли путём приведения логических аргументов, фактов, примеров; · итоговый вывод. На то, что перед нами текст, построенный по типу рассуждения, часто указывает: · наличие нескольких вопросительных предложений, которые носят характер риторических вопросов; · использование автором вводных слов, выполняющих роль логической связи между частями. Примечание: 1) Чаще всего выпускники ошибаются в определении рассуждения в тех случаях, когда в нём нет ярко выраженного тезиса и его доказательств, а речь идёт об объяснении чего-либо. Такой текст учащиеся обычно склонны относить к повествованию, отталкиваясь, вероятно, не от терминологического, а бытового значения слова: повествовать - значит, рассказывать о чём-либо, вообще что-то говорить. Однако тексты объяснительного характера представляют собой рассуждение. 2) Большой по объему текст часто бывает неоднородным по типу речи: художественное повествование может включать в себя описание людей и места действия, содержать некоторые рассуждения по этому поводу. Рассуждение может подтверждаться рассказом о каких-либо событиях, иллюстрироваться описаниями. Поэтому важно определить, какой тип речи в данном тексте является главным. Другие типы речи, если они есть, будут вспомогательными по отношению к нему. Алгоритм выполнения задания: 1. Прочитайте текст или предложенный фрагмент из него. 2. Помните о том, что · описание показывает; это то, что мы видим (портрет человека, пейзаж, интерьер); · повествование рассказывает; это цепь событий, действий и поступков персонажей; · рассуждение доказывает и объясняет и строится по схеме: тезис - доказательство - 3. Определите, к какому типу речи относится предложенный фрагмент. ЗАДАНИЕ 22. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Возможная формулировка задания: прочитайте текст Н. Коршуновой. Из предложений 1-14 выпишите фразеологизм. Правильный ответ: падали духом (этот фразеологизм употреблён в 12 предложении и имеет значение «отчаиваться, унывать»). Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: лексические средства выразительности речи (синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, просторечия). Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь. Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов). Антонимы - слова с противоположным лексическим значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русъ! (Н. А. Некрасов) Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок). Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава. Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Возьмем, например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в его состав: строить = «создавать какое-либо сооружение», воздушные = «то, что состоит из воздуха», замок = «жилища феодала». Фразеологизмы не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже готовые, закреплённые в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти в готовом виде. Они требуют запоминания. Во фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает «основательно запомнить». И только в таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным. Устаревшие слова - слова, вышедшие из активного употребления. В зависимости от причин, по которым то или иное слово относится к разряду устаревших, выделяют: историзмы - слова, служившие наименованием исчезнувших в наши дни явлений или предметов (камзол, опричник, городовой и т.д.); архаизмы - устаревшие слова, имеющие в современном языке синонимы (перст = палец, десница = правая рука, чело = лоб). Просторечные слова - 1) слова, грубо характеризующие предмет речи (дылда, паршиво, облапошить, дрыхнуть, харчи), употребляемые обычно в разговорной речи; 2) слова, лишённые грубости, но неправильно построенные с точки зрения словообразовательных норм русского языка и имеющие в своём составе лишние по сравнению с литературными словами приставки или суффиксы (вовнутрь, взаправду, ихний, завсегда, задаром, сгодиться). Алгоритм выполнения задания: 1. Вспомните, что в науке о языке подразумевается под данной лексической единицей. 2. Прочитайте указанные в выборке ответов предложения. 3. Определите, в каком из них использована указанная в задании лексическая единица. 4. Выберите правильный ответ. ЗАДАНИЕ 23.СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Формулировка задания: среди предложений 14-17 в тексте Н. Коршуновой найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Правильный ответ: 17 (это предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора «зоны» и указательного местоимения «этой»). Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи, среди которых выделяют лексические, морфологические и синтаксические.
Для успешного выполнения этого задания необходимо знать разряды местоимений, Разряды местоимений
При подготовке к заданию «Средства связи предложений в тексте» следует повторить тему «Частицы», так как при помощи этой служебной части речи также осуществляется смысловая и грамматическая связность частей текста. ЧАСТИЦА - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова. По значению частицы делятся на два разряда: · формообразующие; · смысловые.
Необходимо знать разряды частиц по значению: Указательные
Уточняющие
Выделительно-ограничительные
Усилительные
Утвердительные
Вопросительные
Отрицательные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 181. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |