Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обработка результатов и интерпретация.




Учебно-воспитательная практика в школе, 3 курс

Специальности «Преподавание в начальных классах»

Задание по психологии.

1. Провести наблюдение за 1 учеником или ученицей по выбору студента, описать свои наблюдения в дневнике наблюдений во время занятий, перемены, внеурочное время, кратко описать содержание беседы с классным руководителем, с учеником, одноклассниками.

2. Провести диагностическое исследование по карте наблюдения о степени тревожности, определение самооценки по методике «Лесенка».

3. Провести воспитательное мероприятие.

Написать конспект воспитательного мероприятия; самоанализ воспитательного мероприятия; фотоотчет.

4. Предоставить результаты по диагностике, протоколы по проведенным методикам с выводами и рекомендациями.

5. Творческий отчет о прохождении практики.

           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для успешного изучения детей и использования его данных в целях педагогической работы важное значение имеет систематическое накопление материала, характеризующего облик каждого ученика, его развитие, личностные особенности. Учителя пользуются различными формами учета данных о развитии, продвижении учащихся. Одной из форм текущего учета таких данных являются дневники наблюдений.Главным требованием которых является содержательность, где фиксируются наиболее важные и характерные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности. Учитель записывает в дневнике не все подряд им наблюдаемое, а более важные достоверные факты. Не следует устанавливать строгую периодичность записей, но ни в коем случае не следует запускать фиксацию наблюдений.                                                                                          Делая записи в дневнике наблюдений, важно соблюдать точность, следует записывать то, что фактически произошло.Дневник наблюдений ведется регулярно и переходит из класса в класс.

Требование к наблюдению.

Материалы наблюдения по изучению личности испытуемого (классного коллектива) необходимо постоянно и систематически фиксировать в «дневнике наблюдений», который имеет следующие основные разделы:

№ п/п Дата Место наблюдения Содержание наблюдения Особенности поведения
1 2 3 4 5

В графе №1 указывают порядковый номер записи, в графе №2 — дату записи.                                                                                                                       В графе №3 надо указать основные условия наблюдения (урок — по какому учебному предмету?; перемена; внеклассное  занятие — какова тема?; беседа — групповая или индивидуальная и т.п.).

В графе №4 содержание наблюдения - описать наблюдение, важные достоверные факты.

В графе №5указать особенности поведения ученика, ответы учащегося и т.п.                                       По итогам проведенных наблюдений делаются выводы в соответствии с планом характеристики, раскрыв особенности поведения ученика или ученицы (класса). К дневнику нужно приложить протоколы исследований, заполненные учащимся, вопросники, анкеты, тестовые бланки. На основании выводов делаются советы, рекомендации для учащегося, родителей, классного руководителя.

Пример записей в дневнике наблюдений.

 

 

Дата Место наблюдения Наблюдения, выявление фактов Анализ явлений
2.03 урок математики По самостоятельной получил «2». Относится к этому философски, т.е. никак. Когда учитель начинает разбор ошибок, записывает все необходимо в тетрадь. Из-за оценок не переживает, работу над ошибками выполняет автоматически, не особо напрягая себя их осознанием.
3.03 перемена Играет в телефоне, не окружающих не обращает внимания. Рядом одноклассники что-то обсуждают. Смеются, рассказывают. На некоторое время отвлекается от игры, слушает разговор, потом опять возвращается к игре. Замкнут в себе, не проявляет инициативы в общении, хотя потребность такая есть.
6.03 перемена Разговаривает с одноклассником. Обсуждают какую-то игру. К ним подходят другие мальчики. Круг общения расширяется. Дима продолжает беседовать. Высказывает свою точку зрения. Старается ее отстоять, повышает голос, спорит. Потом машет рукой и замолкает. Имеет свою точку зрения, уверен в себе. Готов отстоять то, во что верит.

 

Вывод.

Согласно проведенным наблюдениям и беседам с учениками, предположим следующие уровни тревожности у учащихся.

Леся.

Поведение Леси показывает, что у нее может быть выражена самооценочная тревожность, при этом остальные виды тревожности могут быть на нормальном уровне. Это обосновывается тем, что Леся никак не реагирует на полученные оценки, хотя иногда старается их исправить.

Галя.

У Гали, скорее всего, повышенный уровень школьной тревожности и нормальный уровень самооценочной и межличностной тревожности. Это обосновывается ее беспокойством в отношении оценок, достаточной уверенностью в себе, некоторой замкнутостью и необщительностью, умением не реагировать на выпады одноклассников.

Дима.

Судя по поведению, это довольно уравновешенный ребенок, поэтому все виды тревожности у него могут быть на нормальном уровне.

 

Карта наблюдения за поведением ребенка в школе.

Дата ___________________

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

№ школы и класс ________________________________________________

Возраст ребенка_________________________________________________

Поведение учащегося 0 1 2 3
1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает          
2. У школьника быстро нарастает утомление, истощение; он становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя        
  3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем          
4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными. В процессе выполнения работы не понимает задания, задает много вопросов, делает простые ошибки в заданиях          
5. В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не «удерживает» ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задает много вопросов          
6. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание несколько раз или держать его за руку)          
7. Приходит в школу неподготовленным, постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)          
Суммарный балл        

Критерии оценки:

0 - симптомы отсутствуют; 1 - слабо выражены, отмечаются изредка;                      2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически;                                                      3 - ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.

 Интерпретация результатов.

Сумма баллов до 7свидетельствует о том, что состояние ребенка не вызывает тревоги.

При суммарном балле от 7 до 14следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности.

При суммарном балле от 14 до 21необходимо обратить внимание на состояние здоровья школьника; нормализовать режим, возможно, используя вариант щадящего режима; снять дополнительные нагрузки; детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.

 

Методика «Лесенка»

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный.

Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.

При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

 

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки


Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.                                                                    «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание.                         Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.



Инструкция (индивидуальный вариант)

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш.

«Вот лесенка.Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация.

 

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними».

Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3адекватная самооценка.

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4заниженная самооценка.

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать.                                                                                                    Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6низкая самооценка.

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом.

Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д.                                  В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!»

Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка.

Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол».

Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 123.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...