Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика проведения этических бесед с дошкольниками.




Воспитание как составная часть педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

Вопросы:

1. Содержание основных понятий.

2. Цели и задачи воспитания детей в дошкольный период.

3.  Содержание воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

4. Основные формы, методы и средства воспитания дошкольников.

5. Особенности воспитания дошкольников.

 

Задания по теме:

1. Пополнить словарик новыми определениями, отметить их авторство, выбрать и обосновать для себя рабочее понятие «воспитание» (в узком смысле).

2. Из курса педагогики повторить закономерности и принципы воспитания, движущие силы воспитательного процесса. Проследить, какие из положений правомерны по отношению к воспитанию дошкольников. Составить таб­лицу «Закономерности и принципы воспитания дошколь­ников».

3. Выстроить схему «Факторы, влияющие на воспитание дошкольников», графически показать значимость этих фак­торов.

4. Составить таблицу «Методы воспитания дошкольни­ков», используя учебники «Педагогика», «Дошкольная пе­дагогика».

5. Раскройте особенности воспитания дошкольников, подумайте, чем они обусловлены.

6. Подготовить письменное сообщение по одной из теорий воспитания дошкольников.

Список литературы:

1. Бабаева, Т.И. и др. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие/Под ред. О.В.Солнцевой. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

2. Болотина, Л.Р.  Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Л.Р.Болотина, Т.С.Комарова, С.П. Баранов и др. - М.: Академический проект; Культура, 2005.

3. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: уч.-метод.пособие (в схемах и таблицах) / Н.А.Виноградова. – М.: МГПИ, 2004. -170 с.

4. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб.пособие для студентов/ Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. – 301с.

5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. /О.В.Солнцева и др. СПб.: «Питер», 2013.

6. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под общ.ред. Н.В.Микляевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 510 с.

7.  Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Л.А.Парамоновой. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 320 с.

8. Козлова, С.А.Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 416 с.

9. Корепанова, М.В. Педагогика дошкольного детства: Учебное пособие по дошкольной педагогикедля слушателей курсов повышения квалификации
Волгоград,2006.

10. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. М:Владос, 2008.

11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.

12. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций./ Н.П.СазоноваСпб.: «Изд-во «Детство-пресс», 2010. – 272 с.

Практическое занятие 2-3.(4 часа)


Нравственное и социально-личностное воспитание ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

 Вопросы:

1. Сущность, структура и технология нравственного воспитания в ДОУ.

2. Формирование нравственных отношений в детском коллективе.

3. Методика нравственного воспитания. Средства нравственного воспитания дошкольников.Методы и приемы нравственного воспитания.

4. Социальное развитие (социально-личностное воспитание) ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

5. Содержание социального развития (социально-личностного воспитания) в образовательных программах для ДОУ (комплексных и парциальных).

6. Характеристика социально-личностной компетентности ребенка дошкольного возраста.

Задания по теме:

1. Дополните педагогический словарик ключевыми понятиями темы. Соотнесите основные понятия (нравственное воспитание, социальное развитие, социально-личностное воспитание и др.)

2. Изобразите схематически структуру, механизм и основные компоненты методики нравственного воспитания в ДОУ.

3. Подготовьте этическую беседу с детьми старшего дошкольного возраста по теме на Ваш выбор. Воспользуйтесь методическими рекомендациями.

Методика проведения этических бесед с дошкольниками.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

• научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть:

• дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

• способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»); правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

• учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Формы проведения этических бесед: индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек, фронтально.

Место проведения этической беседы: традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке.

Содержание этической беседы: возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Нет милей дружка, чем родная матушка».

Структура этической беседы:

- прослушивание короткого рассказа, просмотр мультфильма, разыгрывание сценки;

- обсуждение морали;

- практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.

Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет 20 минут, с

детьми 6-7 лет - 30-35 минут.

 

Требования к этической беседе:

1- опора на жизненный опыт детей;

2- соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту (в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, старшие дошкольники пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации);

3- конкретность обсуждаемых ситуаций;

4- подача материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание;

5- использование наглядного материала (например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем;

6- наличие ситуации выбора и противоречий;

7- связь с последующей деятельностью и практикой поведения (по материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п.);

8- соблюдение такта при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы;

9- активизация познавательной и эмоциональной активности детей, их самостоятельности в поиске решения предлагаемых ситуаций;

10- оценка обсуждаемых фактов, событий (положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная призвана тормозить нежелательные поступки);

11- обучение умению делать самостоятельные выводы и обобщения, а не пассивно воспринимать и запоминать;

12- окончание беседы должно быть кратким, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

4. Раскройте цели, задачи, содержание социально-личностного воспитания ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

5. Изобразите в виде схемы структуру социально-личностной компетентности ребенка дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Бабаева, Т.И. и др. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие/Под ред. О.В.Солнцевой. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

2. Болотина, Л.Р.  Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Л.Р.Болотина, Т.С.Комарова, С.П. Баранов и др. - М.: Академический проект; Культура, 2005.

3. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: уч.-метод.пособие (в схемах и таблицах) / Н.А.Виноградова. – М.: МГПИ, 2004. -170 с.

4. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб.пособие для студентов/ Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. – 301с.

5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. /О.В.Солнцева и др. СПб.: «Питер», 2013.

6. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под общ.ред. Н.В.Микляевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 510 с.

7. Козлова,С.А.Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 416 с.

  1. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. / Р.С. Буре, М.В. Воробьёва, В.Н. Давидович и другие. М., 2004.
  2. Ежкова, М. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / М. Ежкова // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.
  3. Кирилина, М. Патриотическое воспитание / М. Кирилина // Дошкольное воспитание. 2005. № 1, 5, 8.
  4. Князева, О.Л., Стёркина, Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет / О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина. – М., 2004.
  5. Ковалева, Г.А. Воспитывая гражданина / Г.А. Ковалева. – М., 2003.
  6. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. – М., 2000.
  7. Козлова С.А. «Я – человек» / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. 1996. № 1.
  8. Козлова, С.А. Я – человек. Программа приобщения к социальному миру / С.А. Козлова. – М., 1996.
  9. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением (концепция и программа социально-эмоционального развития дошкольников) / Колодяжная Т.П. – М., 2004.
  10. Коломийченко, Л. Программа социального развития / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. 2005 № 1, 5, 8.
  11. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. 2004. № 5.

19. Крылова, О.А. Воспитание дружеских отношений между детьми в игре / Крылова О.А. // Справочник старшего воспитания дошкольного учреждения. – 2008. - №7 – С. 29 – 32.

  1. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль, 1996.

21. Римашевская Л. О сотрудничестве старших дошкольников на занятии/ Л.Римашевская// Дошкольное воспитание. 2007. № 6. С.18-20.

  1. Рылеева, Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» / Е.В. Рылеева // Дошкольное воспитание, 1998. № 2, 6, 7, 10.
  2. Рылеева, Е.В. «Вместе веселее!..» Дидактические игры для раз­вития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет» / Е.В. Рылеева. — М., Айрис-Дидактика, 2003.
  3. Семенака, С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С.И. Семенака. – М., 2004.
  4. Смирнова, Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. Смирнова, В. Холмогорова. – М., 2005
  5. Смирнова, Е., Холмогорова, В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. 2003, № 8, 9.
  6. Усачева, Т. Учим детей вежливости/ Усачева Т.// Дошкольное воспитание. – 2006. - №5, - с. 19.
  7. Щипицина, Л.И., Защиринская, О.В., Воронова, А.П., Нилова, Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.И. Щипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – М, 2002.
  8. Яковлева, Н. Психологическая помощь дошкольнику (игровые занятия по развитию эмоций, навыков общения и нравственного поведения, преодолению страхов) / Н. Яковлева. – СПб., 2001.

 

Практическое занятие 4.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 715.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...