Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика проведения этических бесед с дошкольниками.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Воспитание как составная часть педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Вопросы: 1. Содержание основных понятий. 2. Цели и задачи воспитания детей в дошкольный период. 3. Содержание воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. 4. Основные формы, методы и средства воспитания дошкольников. 5. Особенности воспитания дошкольников.
Задания по теме: 1. Пополнить словарик новыми определениями, отметить их авторство, выбрать и обосновать для себя рабочее понятие «воспитание» (в узком смысле). 2. Из курса педагогики повторить закономерности и принципы воспитания, движущие силы воспитательного процесса. Проследить, какие из положений правомерны по отношению к воспитанию дошкольников. Составить таблицу «Закономерности и принципы воспитания дошкольников». 3. Выстроить схему «Факторы, влияющие на воспитание дошкольников», графически показать значимость этих факторов. 4. Составить таблицу «Методы воспитания дошкольников», используя учебники «Педагогика», «Дошкольная педагогика». 5. Раскройте особенности воспитания дошкольников, подумайте, чем они обусловлены. 6. Подготовить письменное сообщение по одной из теорий воспитания дошкольников. Список литературы: 1. Бабаева, Т.И. и др. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие/Под ред. О.В.Солнцевой. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. 2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Л.Р.Болотина, Т.С.Комарова, С.П. Баранов и др. - М.: Академический проект; Культура, 2005. 3. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: уч.-метод.пособие (в схемах и таблицах) / Н.А.Виноградова. – М.: МГПИ, 2004. -170 с. 4. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб.пособие для студентов/ Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. – 301с. 5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. /О.В.Солнцева и др. СПб.: «Питер», 2013. 6. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под общ.ред. Н.В.Микляевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 510 с. 7. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Л.А.Парамоновой. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 320 с. 8. Козлова, С.А.Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 416 с. 9. Корепанова, М.В. Педагогика дошкольного детства: Учебное пособие по дошкольной педагогикедля слушателей курсов повышения квалификации 10. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. М:Владос, 2008. 11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:Мозаика-синтез, 2010. - 304 с. 12. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций./ Н.П.СазоноваСпб.: «Изд-во «Детство-пресс», 2010. – 272 с. Практическое занятие 2-3.(4 часа) Нравственное и социально-личностное воспитание ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Вопросы: 1. Сущность, структура и технология нравственного воспитания в ДОУ. 2. Формирование нравственных отношений в детском коллективе. 3. Методика нравственного воспитания. Средства нравственного воспитания дошкольников.Методы и приемы нравственного воспитания. 4. Социальное развитие (социально-личностное воспитание) ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. 5. Содержание социального развития (социально-личностного воспитания) в образовательных программах для ДОУ (комплексных и парциальных). 6. Характеристика социально-личностной компетентности ребенка дошкольного возраста. Задания по теме: 1. Дополните педагогический словарик ключевыми понятиями темы. Соотнесите основные понятия (нравственное воспитание, социальное развитие, социально-личностное воспитание и др.) 2. Изобразите схематически структуру, механизм и основные компоненты методики нравственного воспитания в ДОУ. 3. Подготовьте этическую беседу с детьми старшего дошкольного возраста по теме на Ваш выбор. Воспользуйтесь методическими рекомендациями. Методика проведения этических бесед с дошкольниками. В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи: • научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть: • дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства; • способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам; • формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»); правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности; • учить соблюдать нравственные нормы поведения. Формы проведения этических бесед: индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек, фронтально. Место проведения этической беседы: традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. Содержание этической беседы: возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Нет милей дружка, чем родная матушка». Структура этической беседы: - прослушивание короткого рассказа, просмотр мультфильма, разыгрывание сценки; - обсуждение морали; - практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения. Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет 20 минут, с детьми 6-7 лет - 30-35 минут.
Требования к этической беседе: 1- опора на жизненный опыт детей; 2- соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту (в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, старшие дошкольники пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации); 3- конкретность обсуждаемых ситуаций; 4- подача материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание; 5- использование наглядного материала (например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем; 6- наличие ситуации выбора и противоречий; 7- связь с последующей деятельностью и практикой поведения (по материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п.); 8- соблюдение такта при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; 9- активизация познавательной и эмоциональной активности детей, их самостоятельности в поиске решения предлагаемых ситуаций; 10- оценка обсуждаемых фактов, событий (положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная призвана тормозить нежелательные поступки); 11- обучение умению делать самостоятельные выводы и обобщения, а не пассивно воспринимать и запоминать; 12- окончание беседы должно быть кратким, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора. 4. Раскройте цели, задачи, содержание социально-личностного воспитания ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. 5. Изобразите в виде схемы структуру социально-личностной компетентности ребенка дошкольного возраста. Список литературы: 1. Бабаева, Т.И. и др. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие/Под ред. О.В.Солнцевой. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. 2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Л.Р.Болотина, Т.С.Комарова, С.П. Баранов и др. - М.: Академический проект; Культура, 2005. 3. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: уч.-метод.пособие (в схемах и таблицах) / Н.А.Виноградова. – М.: МГПИ, 2004. -170 с. 4. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб.пособие для студентов/ Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. – 301с. 5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. /О.В.Солнцева и др. СПб.: «Питер», 2013. 6. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под общ.ред. Н.В.Микляевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 510 с. 7. Козлова,С.А.Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 416 с.
19. Крылова, О.А. Воспитание дружеских отношений между детьми в игре / Крылова О.А. // Справочник старшего воспитания дошкольного учреждения. – 2008. - №7 – С. 29 – 32.
21. Римашевская Л. О сотрудничестве старших дошкольников на занятии/ Л.Римашевская// Дошкольное воспитание. 2007. № 6. С.18-20.
Практическое занятие 4. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 715. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |