Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экология и рациональное природопользование.
Экологическая доктрина Российской Федерации
Общие положения
Теоретической основой рационального природопользования являются многие науки (ландшафтоведение, физическая география, почвоведение, экономика, экология), но наиболее важной из них является экология. Эта наука в комплексе с другими науками может показать правильные направления действий с различными природными ресурсами. Вместе с тем, экологизация технологических процессов, приближение их к природным процессам, позволит не только рационально, но и нравственно использовать природные ресурсы. Понимая эту связь, научное сообщество России, совместно с органами управления разработало «Экологическую доктрину Российской Федерации». (Доктрина – учение, научная или философская теория) Этот документ был одобрен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р. Как было сказано во «Введении», современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа отношений в системе человек - природа, отношений, которые исключают возможность разрушения и деградацию природной среды.
Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровье ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения, восстановления и улучшение качества природных систем и в первую очередь биотических сообществ. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.
Во «Введении» отмечалось, что Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. «Экологическая доктрина Российской Федерации» определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области рационального природопользования на долгосрочный период. Сохранение природы и улучшение окружающей среды для биотического сообщества должны являться приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная система должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика по отношению к природной системе, должны быть взаимоувязаны, поскольку сохранение биосферы и социально - экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на: · фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; · оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации; · признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов; · учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы. Экологическая доктрина РФ учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.
2.2 Возможные стратегические цели, задачи и принципы государственной политики в области сохранения природных систем России.
Стратегической целью государственной политики в области сохранение природных систем является поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для их сохранения и воспроизводства, а так же для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения безопасности страны (экономической, экологической, и нравственной).
Для этого необходимо: · сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества; · обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам природного биотического сообщества, ныне живущих и будущих поколений людей; · обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
Государственная политика в области сохранения природных систем России должна базироваться на следующих основных принципах: устойчивого развития, предусматривающего равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим; признания невозможности развития человеческого общества при деградации природы; приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов; справедливое (с точки зрения любого элемента биотического сообщества - Биотическое сообщество – все живое на Земле.) распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним; предотвращение и ликвидация негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий; отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды; природопользование на платной основе и возмещение природе и населению ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды; открытость экологической информации; участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
2.3. Основные направления государственной политики в области природопользования.
2.3.1 Обеспечение устойчивого природопользования.
Основными задачами в этой сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.
Для этого необходимы следующие действия:
· внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития Российской Федерации, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов; · сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, только потребляющих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств; · сохранение объема и разнообразия биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству; · максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых (В настоящее время доля выхода конечного продукта, например металла из руды, мала и составляет 1-10%, нефти из пласта около 40%.) и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке; · минимизация ущерба, наносимого природной среде при разведке и добыче полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых; · внедрение систем улучшающего (мелиорирующего) обустройства сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированного к природным ландшафтам, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения; · поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности; · предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота. Защита от природных стихий. 2.3.2 Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.
Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение может быть выполнено путем сокращения выбросов, сбросов и уменьшения отходов. Существенную роль может сыграть снижения удельной энерго - и ресурсоемкости продукции и услуг.
Для этого необходимы следующие действия:
· внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности; · технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием; · оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием; · обеспечение качества воды, почвы и атмосферного воздуха в соответствии с нормативными требованиями; · сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве; · поддержка экологически безопасного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья; · развитие систем хранения и использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов; · снижение потерь энергии и сырья при транспортировке, в том числе за счет экологически обоснованной децентрализации производства энергии, оптимизации системы энергоснабжения мелких потребителей; · модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе неуглеродного; · переход к экологически безопасному общественному транспорту - основному виду передвижения в крупных городах; · развитие экологически безопасных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья; · поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование. · противодействие пропаганде «общества потребления», воспитание нравственной (по отношению к природе) позиции граждан. 2.3.3 Сохранение и восстановление природной среды
Сохранение и восстановление природной среды может быть выполнено посредством сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.
Для этого необходимы следующие действия:
· повсеместная очистка стоков и выбросов, влияющих на природные системы; · рекультивация нарушенных природных систем; · управление природными биогеохимическими барьерами, сдерживающими потоки загрязняющих веществ; · сохранение и восстановление оптимального для устойчивого развития страны и отдельных регионов комплекса наземных, пресноводных и морских природных систем; · сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания, в неволе и генетических банках; · создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима; формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов; · сохранение и восстановление целостности природных систем, в том числе предотвращение их фрагментации (раздробленности) в процессе хозяйственной деятельности при создании гидротехнических сооружений, автомобильных и железных дорог, газо - и нефтепроводов, линий электропередачи и других линейных сооружений; · сохранение и восстановление природного биологического разнообразия и ландшафтов на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях.
2.4 Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности природопользования в Российской Федерации 2.4.1 Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов природопользования и при чрезвычайных ситуациях
Обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности можно осуществить посредством реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.
Для этого необходимы следующие действия:
· осуществление в приоритетном порядке учета безопасности всех компонентов природы, а также биоты и населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности, а также стихийных явлений таких как – паводки, подтопления, оползни, сели, размыв берегов, водная и ветровая эрозия, пожары; · обеспечение радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействия на биоту и здоровье человека, а также на параметры окружающей среды при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных и энергетических объектов (в том числе ядерных установок, включая АЭС, химических, горно - добывающих предприятий и т. п.); · разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, в том числе при пусках ракет любого вида; · обеспечение экологической безопасности при разоружении, в том числе уничтожении ракет и ракетного топлива, запасов и производств химического оружия, а также решение проблемы старого химического оружия; · снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ, обеспечение их безопасного хранения; планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов; · обеспечение экологической безопасности при обращении с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и ядерными материалами; · разработка системы чрезвычайного реагирования и системы оповещения на экологически опасных объектах; · разработка мер по предупреждению и ликвидации экологических последствий вооруженных конфликтов; · рекультивация (В данном контексте рекультивация применяется для территорий с существенно измененной экосистемой, а реабилитация с частично измененной.) или реабилитация территорий и акваторий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию; · рекультивация или реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в процессе функционирования объектов ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, в том числе при производстве, испытании, хранении и уничтожении оружия массового поражения, а также в результате деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. 2.4.2 Экологические приоритеты в здравоохранении как системы поддержки трудовых ресурсов.
Поддержание необходимого количества и качества трудовых ресурсов возможно при улучшении здоровья и увеличения продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов.
Для этого необходимы следующие действия:
· оценка и снижение экологических рисков здоровья населения; · обеспечение качества воздуха и воды в соответствии с установленным нормами; · обеспечение населения экологически безопасными продуктами питания, в том числе контроль над ввозом, производством и оборотом продуктов питания и их компонентов, полученных из их генетически измененных форм; · обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода; · проведение реконструкции населенных пунктов и промышленных зон в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания; · оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины, кормящие матери и др.); · приоритетное оказание лечебной помощи и/или предоставление компенсации за утраченное здоровье лицам, пострадавшим от химического, радиационного и других воздействий, связанных с экологически опасной деятельностью, а также их потомкам; · поэтапное переселение населения из зон экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, а также мест, не поддающихся реабилитации; · переход хозяйственной деятельности в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями на высокоэффективные автоматизированные технологии, применение вахтовой и ротационной систем ведения работ. 2.4.3 Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций
Выявление и минимизация экологических рисков для природной системы и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является основой для предотвращения и снижения экологических последствий чрезвычайных ситуаций.
Для этого необходимы следующие действия:
· своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями; · разработка и анализ возможных сценариев развития чрезвычайных ситуаций; · разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями; · обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями; · разработка и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями. 2.4.4 Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды при добыче и эксплуатации природных ресурсов.
Основной задачей в указанной области является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной экосистемы.
Для этого необходимы следующие действия:
· предотвращение диверсий и техногенных аварий с негативными последствиями для окружающей среды, например аварий на гидротехнических сооружениях; · предотвращение преднамеренного применения химических веществ, вызывающих деградацию природной среды; · предотвращение умышленных пожаров, вызывающих уничтожение природных и аграрных экосистем, а также предотвращение ввоза и распространения с террористическими целями видов живых организмов, вызывающих нарушения в данных экосистемах. 2.4.5 Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов
Распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов может оказать существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности. Например, ввоз в Россию колорадского жука существенно снизил урожаи картофеля. Поэтому необходима организация контроля ввоза, использования и распространения на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.
Для этого необходимо сделать следующее:
· обеспечить эффективную работу карантинных служб, предотвратить проникновения и несанкционированного ввоза на территорию страны чужеродных видов ( Например, ввоз кроликов в Австралию привел к большим потерям в природной экосистеме.) и генетически измененных организмов, а также вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний; · осуществлять контроль над проведением акклиматизационных работ внутри страны; · разработать и реализовать системы мероприятий по предотвращению неконтролируемого распространения чужеродных видов и генетически измененных организмов в природной среде и ликвидации последствий этих процессов; · осуществить контроль и обеспечение безопасного использования чужеродных видов и генетически измененных организмов в хозяйственном обороте. 2.5 Пути и средства реализации государственной политики в области рационального природопользования. 2.5.1 Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием
Обеспечение эффективного государственного управления окружающей средой и использования природных ресурсов должно соответствовать демократическому устройству и рыночной экономике.
Для этого необходимы следующие действия:
· развитие государственного управления состоянием природных объектов и использования природных ресурсов с учетом различных форм собственности при их освоении; · четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области использования природных ресурсов и состояния окружающей природной среды; · учет отношений собственности на природные ресурсы при регулировании проблем природопользования; · обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, а также совершенствование системы лицензирования, сертификации и паспортизации; · развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам; · совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ и законопроектов; · внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов; · поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации; · создание в секторах промышленности, в которых осуществляется потенциально опасная деятельность, специализированных подразделений, предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных последствий такой деятельности; · наделение должностных лиц, осуществляющих контроль над соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, необходимыми полномочиями, обеспечение им государственной защиты и предоставление социальных гарантий. 2.5.2 Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
Совершенное нормативно правовое обеспечение и разработанные механизмы правоприменение являются базой для эффективного правового механизма обеспечения рационального природопользования. Не менее важно совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и неотвратимости наказания.
Для этого необходимы следующие действия:
· устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права; · обеспечение реализации законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов; · правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности, как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов; · развитие системы государственных стандартов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду; · гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и норм международного права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам; · развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны окружающей среды; · укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды; · совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или осуществление экологически опасных видов деятельности; · обеспечение применения механизмов прекращения незаконной деятельности. 2.5.3 Экономические и финансовые механизмы.
Технические средства и правовые механизмы бесполезны без системы экономического регулирования рыночных отношений. Экономическое регулирование должно быть направлено на поддержание рационального природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охрану посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств на эту деятельность.
Для этого необходимы следующие действия:
· обеспечение перехода в сфере природопользования к системе рентных платежей; · включение в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг); · создание полноценного механизма взимания с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, платежей и их использование дня сохранения и восстановления природной среды, в том числе биоразнообразия; · реализация в полной мере принципа "загрязнитель платит"; обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения; · разработка научно обоснованной методики определения размера компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате экологически опасной деятельности, в том числе военной, обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде и здоровью населения; · обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства; · создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников; · формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки; · создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий, товаров и услуг независимо от страны-производителя; · совершенствование механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учетом задач сохранения и восстановления природной среды (включая оценку прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий и др.); · разработка системы оценки природных условий и/или изменения стоимости природных ресурсов при изменении природных условий. · установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду; · содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и добровольной сертификации; · внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров; · введение ответственности производителя за произведенный продукт на всех стадиях - от получения сырья и производства до утилизации; создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд; · использование схем международных финансово-экономических расчетов с учетом вклада стран в обеспечение глобальной устойчивости биосферы ( Например, наша страна могла бы получать от международного сообщества плату за биосферную функцию наших лесов. Эта оплата помогла бы сдержать хищнические вырубки и поддержать процесс восстановления лесов. ) ("долги за природу", углеродный кредит и другие механизмы, предусматриваемые международными конвенциями и соглашениями); · формирование условий для стимулирования благотворительности в области охраны природы. 2.5.4 Экологический мониторинг и информационное обеспечение
Рациональное природопользование, как любая сложная форма деятельности невозможна без достоверной информации. Она необходима государственным и муниципальным органам, юридическим лицам и гражданам. Информацией о природных ресурсах и состоянии окружающей среды должна быть достоверной. Только в этом случае, можно прогнозировать неблагоприятные изменения при природопользовании.
Для этого необходимы следующие действия:
· развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды; · совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов; · совершенствование системы показателей, создание методологии экологического мониторинга Российской Федерации, а также техническое и материальное обеспечение деятельности системы экологического мониторинга; · обеспечение достоверности и сопоставимости данных экологического мониторинга по отдельным отраслям экономики и регионам страны; · совершенствование системы учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов; · проведение работ по выявлению зон экологического бедствия; · выявление и обозначение на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и населения; · инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов; оценка риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения; · формирование и ведение кадастров экологически опасных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; · инвентаризация территории для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды, природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно-оздоровительным значением; · формирование системы государственных кадастров природных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и территорий традиционного природопользования; · обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан к информации в сфере экологии, жизненно важной для их безопасности; · информационное обеспечение учета результатов государственной экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.
Научное обеспечение
Основными задачами научного обеспечения в сфере рационального природопользования является развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых как развитием общества, так и природными процессами. Для этого необходимы следующие действия:
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |