Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДВОЙСТВЕННОСТЬ. ДУХ И МАТЕРИЯ
Основа Мироздания — Единый Элемент, Абсолют, или Парабраман, находясь в состоянии Великой Пралайи, являет собой Принцип Единого Бытия. С началом же Великой Манвантары, когда начинается Космическая творческая деятельность, Единое становится двойственным: выявляются полюсы Духа и Материи, и Единство — Единое Начало — преобразуется в Двойственность — в Духо-Материю. О Божественном Творчестве, о проявлении Абсолюта во Вселенной, о Двуединстве Его Активного и Пластического Начал говорит Символ Креста. Вертикаль Креста воспринимается как активное, творческое Божественное Начало. Горизонталь — как пассивное, пластичное, воспринимающее Начало, как среда, в которой реализуется Божественный творческий замысел. Мы видим, как предельно четко формулируется здесь бесконечность, неисчерпаемость, вечность и непреложность существования материи, ее неизменное движение, как наряду с постоянной изменяемостью ее форм, свойств и состояний выдвигается принцип абсолютности ее Законов. Материальность Мира связывается не только с объектами видимой Природы, но и со всеми невидимыми видами материи, со всеми ее утонченными, «глубинными» проявлениями. Это подтверждается в «Письмах Махатм»: «Мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу, и в Материю в ее незримости, как невидимый, вездесущий и всемогущий Протей, в ее непрерывном движении, которое есть ее жизнь, и которое Природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничто не может существовать». Дух существует лишь в материи, являясь ее двигателем. Материя же, в свою очередь, несет обязанность материального носителя духа и немыслима без него. Поэтому неиссякаемым источником творения не будут ни материя, ни дух в отдельности, но их органическое взаимодействие. При условии признания единого элемента Духо-Материи основой всего сущего вопрос о коренном различии природы первичного и вторичного, в силу их единства и родства, перестает быть неразрешимым. Популярный пример с магнитом, который объединяет в себе два противоположных полюса и в то же время не перестает быть одним предметом, как нельзя лучше иллюстрирует понятие Духо-Материи. Такова концепция синтеза «первичного» и «вторичного» элементов в мировоззрении Востока, древнейшая доктрина которого передается Учением Агни-Йоги. Подобно способности магнита при делении всегда сохранять два противоположных полюса, Духо-Материя во всех своих бесчисленных дифференцированных состояниях и видах так же сохраняет свое основное и вечное свойство — полярность. Можно говорить лишь о той или иной стадии проявления Духо-Материи. Если вне материи не существует ничего, то и без духа то, что наука именует «неорганической материей» — так называемые минеральные ингредиенты — никогда не могли бы быть вызвано в формы. Так, следует признать, что в каждом минерале пребывает такой дух. Агни-Йога видит наличие духа во всей живой и неживой природе. Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни. Нет ни одного атома Материи без связи с Духовным Импульсом. И ученые становятся перед проблемой беспредельности состояний материи. Для помощи их изысканиям, для их поддержки в Агни-Йоге даются ценные указания об Огненности, жизненности чистейшей материи. «Мы говорим об астральных телах, о свечении ауры, об излучении каждого предмета, о проникновении одного слоя материи через другой, о посылках мысли через пространство, о понимании слова «материя». Много невидимого, ощутимого аппаратами, нужно вместить. Мы — материалисты — имеем право требовать уважения и познавания материи. Материя не навоз, но вещество, сияющее возможностями». Агни-Йога определенно говорит о возвращении Материи. «Нужно принять в обиход формулу вдохновенной материи». «Существо материализма являет особую подвижность, не минуя ни одного явления жизни. Нужно до такой степени обосновать материализм, чтобы все научные достижения современности могли войти в понятие материализма одухотворенного». ТРОЙСТВЕННОСТЬ. ТРОИЦА Божественное Существование Едино. Одно Существование, познаваемое в своей полноте лишь Самому Себе, та вечная Темнота, из которой родился Свет. Но в своем проявленном виде Единый является как Троица. Единый проявляется как Первое Бытие, Самосущий Господь, Корень всего. Слово «Воля» или «Могущество» более всего пригодно для выражения этого первичного Самораскрытия, ибо, пока нет Воли для проявления, не может быть и проявления, и пока не проявилась Воля, не может быть импульса для проявления. Вселенная имеет корни в Божественной Воле. Все три неразлучны, неразделимы, три аспекта в Едином. Их функции можно для ясности мыслить отдельно, но разобщить их нельзя. Каждая из них необходима для каждой, и каждая присутствует в каждой. Так, в первой Сущности Воля преобладает как отличительное свойство, но и Любовь и Мудрость также свойственны Ей; так же и с другими Сущностями. И хотя употребляются слова Первый, Второй, Третий, благодаря тому, что проявления совершаются во времени и в порядке Самораскрытия, но в Вечности они собраны и взаимно зависимы. Троица есть корень основной троичности в жизни и в сознании. Эта Истина имеет Жизненное значение по отношению к человеку и его эволюции. Троичность представляет собою нечто, что можно проследить в Природе и в эволюции, и если понять это нечто, новым пониманием осветится внутренний рост человека и все ступени развития его жизни. Но есть и вторая Троица. Если рассмотреть внимательно свойства божественной Материи, то и она также троична, существует также в трех нераздельных аспектах, без которых она не могла бы быть. Эти аспекты: Устойчивость (Инерция, или Сопротивление), Движение и Ритм — три основные свойства проявленной Материи. Лишь они делают Дух действенным, и потому они рассматриваются как проявление Силы Троицы. Устойчивость, или Инерция, дает основу, опорную точку для рычага, затем возникает Движение, но оно могло бы произвести лишь хаос, и тогда появляется Ритм, который заставляет Материю вибрировать, делая ее способной слагаться в формы. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ. Когда закончился период Космического Небытия, перед зарей новой Великой Манвантары, из Неведомого и Непознаваемого Абсолюта, из Беспричинной Причины всего сущего, первым к Бытию возникает Первопричина Космоса, Великая Божественная Сущность, именуемая Логос. Это наименование, взятое из древнегреческой философии, означает Первое Слово, рождающееся из Безмолвия. Это Первый Звук, посредством которого зачинается Вселенная, это вибрация, или движение, Космической Энергии. Логос — это также первозданный Свет — Ур, ибо Свет есть движение Материи. Это Свет не физический, это Свет Разума. Этот Свет есть также Божественная Мысль, дающая начало длиннейшему процессу созидания Космоса. Так, Логос есть олицетворение Космического Разума. Логос — Творческое Слово, то есть слово, несущее в себе Идею, следовательно, определенный Смысл. Это Творческое Слово положило основание проявлению Вселенной, поэтому Он может быть также назван Первопричиной Космоса. И вся наша видимая и невидимая Вселенная возникла «через Него». В начале новой Великой Манвантары возвращаются из Небытия Великие Существа, завершившие человеческую эволюцию в прошлой Манвантаре на той или иной планете, в той или иной Солнечной Системе. Они называются Планетарными Духами, Создателями Миров. Они станут ближайшими сотрудниками Космического Разума. Так проявленный Логос, начиная новую Великую Манвантару, руководит целой Иерархией сознательных Творческих Сил, Божественной Иерархией духовных разумных Существ. В этой Иерархии каждый Иерарх исполняет свою роль, свою задачу в строительстве Космоса и управляет им на всем протяжении существования Вселенной. Таким образом, между высшей точкой нашей Вселенной, Святой Троицей, и человечеством существует целая цепь из различных степеней и иерархий невидимых Существ; высочайшие из Них — это семь Духов Господних, семь Огней, или Пламеней. Каждый из Них — во главе обширных сонмов Разумных Существ, которые все разделяют Его природу и действуют под Его управлением; они разделяются по степеням. Так, существуют семь великих сонмов этих невидимых Существ, и Их Разум является Божественным Разумом в Природе. Существует Великое Небесное Воинство, Иерархия Сил Света, различных степеней Боги, которые Создают Миры и Правят ими. Все эти Создатели Миров были ранее людьми. Но обладающего человеческими свойствами единого антропоморфического Бога, создателя неба и земли, всего видимого и невидимого — в Мироздании не существует. Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не остается отвлеченным и сольется со всем Бытием. Символ Иерархии — это лестница, первые ступени которой — на Земле, а верхние скрываются в беспредельных просторах Космоса. Вселенная строится и живет не самотеком, жизнь Космоса планируется и регулируется Иерархией, направляющей Вселенную по Пути плановой эволюции! Прежде чем начать работу над строительством Космоса, Логос создает проект всей Системы, долженствующей проявиться Вселенной, какой она должна быть с начала и до своего конца. Он создает «прообразы» всего, что будет, — прообразы всех форм и сил, всех эмоций, мыслей и интуиций, и определяет, как и через какие стадии они должны осуществиться в эволюционной схеме Его Системы. Таким образом, еще до возникновения Вселенной вся ее целостность заключается в Космическом Разуме, существует в Нем как идея — все, что потом выливается в объективную жизнь в течение всего последующего процесса строительства. Проект всего, что будет происходить в будущей Вселенной, создается не произвольно, не по прихоти Логоса: все эти первообразы — плоды предшествовавшего Космоса. Создавая проект Вселенной для новой Манвантары, Логос вызывает эти идеи из Небытия, в которое они канули в начале кончившейся Пралайи. Все эти первообразы, вызванные к новому Бытию, будут посевом для будущего Космоса — лучшего и более совершенного по сравнению с предыдущим. В этом основа Эволюции. Среди многочисленной Иерархии Творческих Сил, подчиненных Логосу, находятся обширные сонмы Строителей, которые будут строить все формы по этим первообразам — Идеям, пребывающим в сокровище Логоса, в Космическом Разуме. Эти Строители созидают, или, вернее, воссоздают, каждую Систему после Великого Периода Небытия. Логос же является Творцом Вселенной в том смысле, в каком говорится о Зодчем как о Творце здания, хотя он никогда не дотронулся ни до единого камня его, но, начертав план, предоставил всю ручную работу каменщикам. Каждое материальное образование в нашем Мире имеет своего создателя. А как на земле — так и на Небе. В Космосе все закономерно. Каждое явление имеет свою причину. Закон Причин и Последствий — ведущий Космический Закон. Все в проявленном Космосе имеет своих Созидателей, и все энергии Природы во всей Вселенной работают и действуют под руководством разумных Строителей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |