Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание на дом. (Привести пример)




Вопрос 46. Особенности использования дидактического материала на уроках окружающего мира.

Дидактические игры – это разнов-сть игр с правилами, специально создаваемых школой в целях обуч-я и воспит-я детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспит-ое и развив-ее влияние игровой деят-ти.

Цель дидактических игр – формировать у учеников умение объединять теоретические знания с практической деятельностью. Правильный отбор игр позволяет использовать их на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

Дидактические игры при реализации технологий обеспечения безопасности можно применять на различных этапах урока: от этапа организации начала учебного занятия, проверки усвоенных знаний до этапа рефлексии.

Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей детям мяча, может проходить в нужном темпе. За время передачи мяча от учителя к ребенку должен быть готов ответ на поставленную задачу. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

Некоторые игры можно провести в начале наблюдения за каким-либо объектом, чтобы вызвать интерес к нему, а в дальнейшем наблюдать, рассматривать его

На уроках окружающего мира в начальных классах наиболее распространены такие виды дидактических игр, как:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом).

В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

«От какого дерева лист?»

Ребятки, сейчас я покажу вам листья деревьев. А вам нужно будет сказать, от какого дерева лист.(1- тополь, 2-клен, 3- дуб, 4 - ясень).

2 – словесные игры (кроссворды, викторины, загадки, ребусы).

Викторина – игра в ответы на вопросы. Ее еще называют игрой победителей. Конкурс, во время которого ученики самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадка развивает мышление и речь ребенка. Каждая загадка содержит нестандартные задания, кот-е вызывают живой интерес.

При использовании дидактических игр можно использовать как работу в парах, так и работу в группах (командах). Можно работать фронтально со всем классом.

Дидактические игры активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения, навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельную учебную работу, формируют адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей, закрепляют знания, умения и навыки.

 

 

Вопрос 47. Методика обучения русскому языку как педагогическая наука: ее предмет, задачи и связь с другими науками.

Методика обучения русскому языку – это педагогическая наука, к-ая изучает цели, содержание, принципы, ср-ва и методы обуч-я рус. яз. Задача научной методики - сделать для каждого уч-ся языковые умения максимально гибким.

Объектом изучения методики является естественный язык.

Предмет методики: процесс обучения русскому языку, включает в себя: а) содержание обучения; б) деятельность учителя по отбору и "подаче" материала учащимся; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков.

Задачи методики: 1 -"зачем изучать", т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; 2 - "чему учить", т.е. составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. 3 – «как учить»: разработка методов и приемов обучения. 4 – «как контролировать усвоенное», т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки — речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения. Основные разделы методики: «Методика обучения грамоте», т. е. элементарному чтению и письму. «Методика чтения». «Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков — когда нет еще достаточной грамматической основы. «Развитие речи учащихся». Дети поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами. Методика должна также обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса, их связной речи. Связь с другими науками: лингвистика, психология, педагогика (принципы). Философия. Дидактика. Языкознание.

 

 

 

ВОПРОС 48 Задачи, содержание и структура уроков чтения в основной период обучения грамоте. Задачи до букварного периода: - приобщение детей к учеб-й деят-сти; - усвоение звуков в результате анализа звучащей речи; - подгот-ка к чтению и письму; - выявление степени готовности уч-ся к обуч-ю. Решая задачи приобщения к учеб-й деят-сти, уч-ль: 1) добивается усвоения детьми правил поведения на уроке и перемене;2) форм-ет умения правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе;3) вырабатывает умения громко и чётко отвечать;4) приучает слушать уч-ля и выполнять его указания;5) учит слышать ответы товарищей и реагировать на них; 6) добивается выработки навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой и др-ми учеб-ми ср-ми. Выявление степени готовности к обучению – задача, кот-я реш-тся уч-лем при записи детей в школу и в первые дни обуч-я. 1. Умение читать; 2. Умение писать; 3. Готовность к звуковому анализу. В подготовительном периоде выделены две ступени: без буквенная (до ознакомления с гласными) и ступень, на которой изучаются гласные звуки и буквы а, о, и, ы, у.  На без буквенной ступени: 1) дети овладевают терминами: речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние гласного с согласным; 2) с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги; 3) происходит знакомство с учебной книгой и средствами письма; 4) выполняют слогозвуковые упражнения

На буквенной ступени вводятся первые гласные:

1) изуч-ся гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы, их обозначающие;

2) изуч-ся обозначение гласных звуков буквами в словах, написание кот-х соответствует их произношению; 3) обучение слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова; 4) изучается звуковой состав прямого слога-слияния, слогообразующая роль гласных звуков; 5) ведётся работа по активизации словаря детей. Структура урока обучения чтению в подготовительный период такова:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Повторение изученного материала.

Беседа на заданную тему или по сюжетной картинке.

Составление учащимися предложений или связного текста.

Звуковой анализ, работа со схемами (по теме урока).

Объяснение нового материала.

Закрепление нового материала, тренировочные упражнения.

Итог урока.

Задание на дом. (Привести пример)

 

 

 

Вопрос 49. Виды упражнений на уроках письма в период обучения грамоте, методика их проведения. Формируя графич-е навыки выполнются  следующие упраж-я: а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и др. упраж-я, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.; б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель и пр. (эта ступень не является обязательной);в) письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения с другими буквами; г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки навыка соединения букв.

Безнажимное письмо осущ-тся авторучкой или мелом на доске. Ритмичность письма вырабатывается с первых же шагов в результате счета. В школе практикуется письмо букв, а затем — слогов и слов под счет. Быстрое ритмичное письмо вырабатывается на более поздних ступенях обучения. В «Рабочих прописях» даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв. Для овладения навыком безотрывного соединения школьники должны научиться способу повторного проведения линии по уже проведенной.  Работа по обучению письму на типовом уроке знакомства с новой буквой строится следующим образом: 1) Анализ звуковой структуры слова, выделение отдельного звука, соотнесение с буквой. Сравнение печатной и письменной буквы. 2) Рассматривание образца письменной буквы, выделение элементов буквы. 3) Показ уч-лем на доске элементов буквы с объяснением. Письмо уч-ми элементов буквы в прописях под контролем уч-ля. 4) Показ уч-лем на доске образца буквы с объяснением. Письмо уч-ми в прописях изучаемой буквы. 5) Письмо сочетаний букв (слогов). 6) Письмо слов и предложений. 7) Повторение изученных букв на основе сходства или различия. На уроках письма в период обучения грамоте вводятся элементы орфографии. Дети учатся: - соотносить звук и букву - сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, затем простейшие случаи несовпадения буквы и звука (слабые позиции); - раздельно писать слова, выделяя их как самостоятельные языковые единицы; - переносить слова со строки на другую, не оставляя одну букву на строке; - усваивают написание традиционных сочетаний «жи» и «ши», «чю>, «чу» и «щу». Главное значение приобретают смысловой и фонетико-графический факторы, поэтому используются следующие приемы обучения: звуко-буквенный анализ, составление слов на наборном полотне, отчетливое проговаривание, сопоставление произношения и написания. В период обучения необходимо создать основы орфографической зоркости – умения - видеть те места в слове, где письменный знак не определяется произношением. С этой целью на уроках письма в период обучения грамоте используются специальные орфографические упражнения: списывание, письмо с пропусками на месте орфограмм, орфографическое проговаривание, наблюдения над сильными и слабыми позициями гласных и согласных фонем.

Вопрос 50. Методика работы над формированием навыка чтения у учащихся начальных классов. Методика обучения правописанию. Условия овладения младшими школьниками орфографическим навыком.

Навык чтения – это умение озвучивать печатный текст, вырабатывая понимание прочитанного. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность - плавное чтение без искажений и ошибок, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это такая скорость чтения.

Сознательность - понимание содержания читаемого текста.

Выразительность- это интонация, соответствующая содержанию произведения.

Выделяется три линии овладения правописанием, связанных между собой:

1. Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического слуха учащихся;

2. Обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава; 3. Обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил.

Методы усвоения орфографии: метод языкового анализа и синтеза, который состоит в соотнесении звуков и букв; метод запоминания и метод решения орфографических задач. Решая орфографическую задачу, ученик должен совершить следующие действия:

Найти орфограмму; 2) определить ее тип: проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило; 3) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила; 4) определить последовательность «шагов» решения задачи, т.е. восстановить в памяти алгоритм решения задачи; 5) выполнить намеченную последовательность действий; 6) написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Орфограмма – это трудное место в слове. Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...