Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статья 449.1. Публичные торги




(введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

 

1. Под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.

4. Извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 настоящего Кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Извещение должно содержать наряду со сведениями, указанными в пункте 2 статьи 448 настоящего Кодекса, указание на собственника (правообладателя) имущества.

5. В публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

6. В протоколе о результатах публичных торгов должны быть указаны все участники торгов, а также предложения о цене, которые они вносили.

7. В случае неуплаты победителем торгов покупной цены в установленный срок договор с ним считается незаключенным, а торги признаются несостоявшимися. Организатор торгов также вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.

Комментарий к статье 449.1 ГК РФ

В комментируемой статье регламентировано проведение публичных торгов, под которыми согласно п. 1 данной статьи понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства. Данная статья введена Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ, чем реализованы следующие предложения, обозначенные в п. п. 8.1 и 8.6 разд. V Концепции развития гражданского законодательства России: в статье 447 комментируемой главы необходимо учесть и отразить специфику торгов, проводимых субъектами, наделенными публичными полномочиями на отчуждение чужого имущества (публичных торгов); существует необходимость включения в ГК РФ положений, закрепляющих понятие публичных торгов, особые правила их проведения, основания и сроки признания их недействительными, последствия недействительности, а также положения, определяющие влияние публичной продажи на судьбу обременений продаваемого имущества.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что правила статей 448 и 449 комментируемой главы об организации и порядке проведения "обычных" (не являющихся публичными) торгов, а также об основаниях и последствиях признания таких торгов недействительными применяются к публичным торгам постольку, поскольку иное не установлено ГК РФ и процессуальным законодательством. Такое правило содержалось в прежней редакции п. 6 ст. 447 комментируемой главы (т. е. до внесения Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ изменений): правила, предусмотренные статьями 448 и 449 комментируемой главы, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.

В отношении рассматриваемого положения следует отметить, что Федеральный закон "Об исполнительном производстве" содержит главу 9, регламентирующую реализацию имущества должника на торгах. Как предусмотрено в ч. 2 ст. 90 указанной главы, порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, названным Законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ. Согласно статье 93 указанной главы торги могут быть признаны недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ.

Кроме того, Закон об ипотеке содержит главу X, регламентирующую реализацию заложенного имущества, на которое обращено взыскание. Как указано в п. 1 ст. 56 указанной главы (в ред. Федерального закона от 11 февраля 2002 г. N 18-ФЗ), имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание в соответствии с данным Законом, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом; порядок проведения публичных торгов по продаже имущества, заложенного по договору об ипотеке, определяется процессуальным законодательством РФ, поскольку данным Законом не установлены иные правила.

В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства. Положения же о том, кто может выступать в качестве организатора "обычных" ("непубличных") торгов, закреплены в п. 2 ст. 447 комментируемой главы (см. указанную статью и коммент. к ней). Согласно части 1 ст. 89 Федерального закона "Об исполнительном производстве" реализация на торгах имущества должника, в т. ч. имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством РФ право проводить торги по соответствующему виду имущества (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "организатор торгов").

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает право должника, взыскателей и лиц, имеющих права на имущество, продаваемое на публичных торгах, присутствовать на торгах. В положениях ст. ст. 447 - 449 комментируемой главы, регламентирующих проведение "обычных" ("непубличных") торгов, как и в положениях гл. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве", данный вопрос не разрешен.

В пункте 4 комментируемой статьи определены особенности публикации извещения о проведении публичных торгов, а также установлены специальные требования к содержанию этого извещения. Согласно данному пункту подлежат применению положения п. 2 ст. 448 комментируемой главы, регламентирующие публикацию извещения о проведении "обычных" ("непубличных") торгов, но при этом извещение о проведении публичных торгов должно быть также размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство (ч. 1); в извещении о проведении публичных торгов должно также содержаться указание на собственника (правообладателя) имущества (ч. 2).

Часть 3 ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ (297)) устанавливает, что извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (298) сайт www. torgi. gov. ru определен как официальный сайт России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов по реализации имущества должника. Об этом же официальном сайте России www. torgi. gov. ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет говорится в п. 2 Правил направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 66 (299), как о сайте, для размещения на котором организатором торгов направляется информация о торгах.

В пункте п. 5 комментируемой статьи установлен запрет участия в публичных торгах должника, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работников указанных организаций, должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также членов семей соответствующих физических лиц. В положениях ст. ст. 447 - 449 комментируемой главы, регламентирующих проведение "обычных" ("непубличных") торгов, как и в положениях гл. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве", данный вопрос не разрешен.

Пункт 6 комментируемой статьи предписывает указывать в протоколе о результатах публичных торгов всех участников торгов, а также предложений о цене, которые они вносили. Как предусмотрено в ч. 1 п. 6 ст. 448 комментируемой главы в отношении проведения "обычных" ("непубличных") торгов, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Однако в отношении публичных торгов правило о приравнивании протокола о результатах торгов к договору не действует, что видно из следующих положений ч. 11 ст. 89 Федерального закона "Об исполнительном производстве": не допускается заключение договора по результатам торгов ранее чем через 10 дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляется заключение договора, а в случае, если предусмотрено размещение указанного протокола на сайте в сети Интернет, ранее чем через 10 дней со дня такого размещения.

В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае неуплаты победителем торгов покупной цены в установленный срок договор с ним считается незаключенным, а торги признаются несостоявшимися. При этом организатору торгов предоставляется также право требовать возмещения причиненных ему убытков. О понятии убытков см. коммент. к ст. ст. 328 и 393 Кодекса.

Положение п. 7 комментируемой статьи в части признания договора незаключенным, а торгов несостоявшимися согласуется с пунктом 4 ст. 91 Федерального закона "Об исполнительном производстве" устанавливающим, что организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме. В соответствии с п. п. 1 - 3 указанной статьи организатор торгов объявляет торги несостоявшимися также в случае, если заявки на участие в торгах подали менее двух лиц (п. 1); на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов (п. 2); из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества (п. 3). В статье 92 данного Закона определены последствия объявления торгов несостоявшимися, в т. ч. в ч. 1 указанной статьи предусмотрено, что в случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее 10 дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.

Как упоминалось выше (см. коммент. к ст. 449 Кодекса), информационным письмом Президиума ВАС России от 22 декабря 2005 г. N 101 направлялся Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства. В данном Обзоре в условиях действия прежней редакции статей 447 - 449 комментируемой главы излагались следующие рекомендации:

иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению (п. 1);

должник и взыскатель признаны судом лицами, интересы которых затрагиваются при нарушении порядка извещения о проведении публичных торгов (п. 2);

отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных пунктом 2 ст. 448 комментируемой главы, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица (п. 3);

ненадлежащую форму доведения информации о публичных торгах суд признал нарушением, достаточным для признания их недействительными (п. 4);

при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (п. 5);

нарушения, допущенные судебным приставом-исполнителем при наложении ареста на имущество должника, не являются основанием для признания судом торгов недействительными, поскольку указанные нарушения не связаны с правилами проведения торгов (п. 6);

ссылка истца на неправильную оценку имущества, выставленного на публичные торги в рамках исполнительного производства, не может быть принята во внимание при оценке соблюдения порядка их проведения (п. 7);

лицо, обязательственные права в отношении которого проданы с публичных торгов, не вправе требовать признания их недействительными вследствие нарушения порядка проведения торгов, которые не затрагивают его права и законные интересы (п. 8);

при продаже с публичных торгов имущества государственного предприятия, принадлежащего последнему на праве хозяйственного ведения, согласие собственника не требуется (п. 9);

сделка по продаже имущества судебным приставом-исполнителем на основании соглашения сторон признана судом недействительной в соответствии с общими нормами ГК РФ о недействительности сделок (п. 10);

договор купли-продажи изъятого из оборота имущества, заключенный по результатам публичных торгов, является ничтожным независимо от того, имеются ли основания для признания недействительными самих торгов (п. 11);

отсутствие государственной регистрации права собственности должника на объект недвижимости само по себе не является основанием для признания недействительным заключенного по итогам публичных торгов договора купли-продажи, если такое право возникло до момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 12);

должник, на имущество которого обращалось взыскание, не является стороной договора купли-продажи, заключенного с лицом, выигравшим публичные торги (п. 13);

при применении последствий недействительности договора купли-продажи, заключенного на публичных торгах, в случае нарушения порядка их проведения на взыскателя не может быть возложена обязанность возврата полученных им денежных средств (п. 14).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...