Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отношения между народами: разделение и взаимодействие.




Национальные меньшинства и проблемы сохранения этнокультурной самобытности.

 

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 176 национальностей (в 1989 г. их было 146). Русские составляют 82% всего населения страны. Иные этнические общности (18%) по государственно-правовым признакам могут быть дифференцированы таким образом: народы (их иногда именуют «титульные»), которые в лоне российской государственности обрели собственную государственность в форме республик (башкиры, татары, коми, карелы, др.), автономной области (евреи) и автономных округов (ханты, манси, чукчи и другие северные народы — всего 9).

В настоящее время в международном и российском праве нет определения понятия «национальные меньшинства».

Меньшинства должны удовлетворять следующим требованиям:

1. быть гражданами данного государства, что отличает меньшинства, их представителей от иностранцев и апатридов;

2. достаточно долго проживать в данном государстве, быть укоренившимися (по названному критерию к меньшинствам не могут быть отнесены беженцы, имеющие специальный правовой статус);

3. быть численно меньшим, чем основная группа населения (этот показатель относительный);

4. не занимать господствующее положение (например, в органах власти, экономике), ибо иное снимает вопрос о специальных мерах защиты соответствующей группы;

5. иметь отличия в этническом или национальном характере, культуре, языке, религии, обычаях;

6. стремиться к сохранению своей самобытности.

 

Из сказанного следует, что национальными меньшинствами могут считаться только такие этнические общности, которые состоят из граждан данного государства, проживают в нем постоянно, отличаются от остального населения этого государства по своим национальным признакам (культуре, языку), объединяются общим названием и самосознанием и стремятся к самоидентификации.

 

К национальным меньшинствам в России могут быть отнесены коренные малочисленные народы и этнические группы. Эти народы и группы различаются между собой (по численности, образу жизни, компактности проживания) и даже внутри них есть отличия, но данные общности объединяет одно: они представляют собой этнические группы, которые по тем или иным причинам могут оказаться в неравноправном положении с гражданами коренной нации, ЭТО Коренные малочисленные народы, выделенные Конституцией РФ как особая этническая общность (ст. 69), к которым относят 26 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — ненцы, манси, долганы, коряки, саами и другие общей численностью около 200 тыс. чел., или примерно 0,15% всего населения страны (7 из них проживают в автономных округах, в которых составляют от 1 до 16% их населения), а также 19 иных этносов (абазины, ижорцы, нагайбаки, шапсуги и др.); еще около 40 этносов претендует на подобный статус;

этнические группы имеющие государственность за пределами России (болгары — 33 тыс., греки — 92 тыс., корейцы — 100 тыс., немцы — 842 тыс., поляки — 92 тыс., финны — 47 тыс. и др.) и не имеющие таковой (турки-месхетинцы — до 30 тыс., цыгане — 153 тыс., вепсы — 12 тыс., шорцы — 16 тыс. и др.).

 

В современных условиях особое звучание приобретает проблема сохранения этнокультурной специфики как одного из важнейших механизмов реализации принципов национальной жизни. Это особо актуально для эпохи глобализации, которая, с одной стороны, усиливает универсалистские тенденции, с другой, требует всемерного раз- вития и сохранения национального колорита как необходимого условия успешности глобализационного проекта. В этой связи особо востребованной становится реализация права на самобытность и не только индивидуального (как права человека), но и коллективного (в качестве права народа)

 

Сохранение этнической культуры всех народов, населяющих современную Россию, несомненно, является актуальной за —дачей. Однако усиливающиеся процессы глобализации и урбанизации вносят коррективы в ее осуществление. Все больше людей в наше время предпочитают перебираться из сельской местности в крупные города в поисках материального благополучия и облегчения хозяйственных и бытовых условий жизни. При этом жизнь в мегаполисе в целом не способствует сохранению этнической культуры. Жители города, независимо от этнической принадлежности, не ведут традиционное хозяйство (даже в сохранившемся по сей день частном секторе) и не являются представителями традиционного общества. Тем не менее в крупных городах происходят многие события национальной жизни; в них проживает значительная, а зачастую и большая часть представителей того или иного этноса своего региона, здесь сосредоточены национально культурные объединения, действуют государственные национально-культурные центры, Дома Дружбы и т. д. Специфика сохранения этнической культуры в крупных городах обусловлена своеобразными возможностями среды, поскольку не все компоненты этнической культуры в таких условиях могут быть сохранены в равной степени. Несомненно, для этого требуются большие усилия, поскольку постепенная утрата этнокультурного наследия, накопленного предшествующими поколениями, будет огромной потерей для нашей страны.

Этническая культура включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы, ценности, постройки, одежду, пищу, средства

передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства и др. Однако, как уже отмечалось, в условиях большого

города многие элементы этнической культуры со временем утрачиваются. Сохранение этнической культуры в современных российских мегаполисах, на наш взгляд, происходит посредством трех основных каналов: через семью (именно в семье в первую очередь происходит передача из поколения в поколение традиций,

обрядов и обычаев, народных песен и танцев, навыков декоративно-прикладного искусства и прочих элементов этнической куль-

туры), в национально-культурных объединениях различного уровня (от клуба по интересам до национально-культурных автономий), в государственных учреждениях культуры (домах культуры,

Домах Дружбы, а в особенности – в специализированных центрах национальной культуры или отделах национальной культуры).

 

 

Отношения между народами: разделение и взаимодействие.

 

Для начала разделим отношения между этническими общностями внутри одного государства и между разными нациями-государствами.

Человечество – это приблизительно 3 тысячи наций и народностей. Независимых государств, признанных международным сообществом, – 195.

Если считать те, которые признали лишь некоторые государства-члены ООН, самопровозглашённые государства, зависимые и заморские территории, насчитаем 252 страны. Но в любом случае, большинство народов живёт в многонациональных государствах. Не во всех из них выделяется национальное большинство. То есть народ, доля которого в общей численности населения превышает 50 %.

Благополучие, а зачастую и жизнь людей зависят от их толерантности по отношению к соседям, от способности уважительно относится к особенностям, обычаям, нравам, верованиям, взглядам представителей других национальностей. Большую роль в формировании толерантности играет политика государства. Она может быть направлена на подавление национального меньшинства, его ассимиляцию. Или на соблюдение прав и свобод каждой народности и нации, проживающей на территории страны.

Тут самое время сказать об изменении взглядов на то, что такое нация. Многие исследователи считают, что необходимо отличать нацию как этническую и межэтническую общность – гражданскую нацию. Под этим термином принято понимать совокупность всех граждан государства.

Россияне – совокупное название граждан России вне зависимости от их этнической принадлежности.

Они могут быть разной этнической принадлежности, сохранять свой язык, культуру, обычаи и традиции. И тем не менее, ощущать себя единым целым.

В отношениях между нациями-государствами проявляются две основные тенденции: интеграция и дифференциация.

Интеграцияв самом широком смысле слова – объединение частей в целое. Когда мы говорим об интеграции стран, имеем в виду расширение их сотрудничества в самых разных областях, развитие связей, углубление взаимодействия.

Примером интеграции в современном мире могут быть межгосударственные экономические и политические союзы.

Россия является членом многих международных организаций подобного рода: Содружество независимых государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Большая двадцатка, Шанхайская организация сотрудничества и другие.

Проявлениями интеграции является также деятельность транснациональных корпораций, международных культурных центров. В конце концов, усиливающееся взаимопроникновение культур, религий, ценностей – это тоже межнациональная интеграция (так сказать, на уровне каждого отдельного человека).

Сближение наций и народов, традиционные границы между которыми постепенно стираются, принято обозначать термином глобализация.

Дифференциация – процесс, противоположный интеграции: разделение, расчленение развивающегося целого на части, ступени или уровни.

Её формы в межнациональных отношениях разнообразны. Это глобальный изоляционизм той или иной страны. Попытка свести к минимуму контакты с другими народами и государствами. Примеры такого рода – скорее исключение, но они есть: скажем, Корейская Народно-Демократическая республика.

Официальной идеологией этого государства является чучхе. В ней много разных положений, но одно из основных – построение идеального общества («чисаннагвон» – рая на земле), опираясь исключительно на внутренние ресурсы.

Чаще предпринимаются попытки отгородиться от мира в какой-то одной сфере жизни:

· - политика протекционизма в экономике – поддержка отечественных производителей, защита их от иностранных конкурентов.

· - национализм в политике и/или культуре.

Вспомним, что национализм – идеология и политика, которая ставит интересы нации на первое место, выше социальных, экономических и прочих. Национализм часто сопровождается недоверием к другим народам. Если при этом речь идёт об идее превосходства своей нации над всеми остальными, праве господствовать над ними, то мы говорим о шовинизме.

Национализм может быть прогрессивным, когда способствует объединению нации в борьбе за независимость, самоопределение.

Махатма Ганди – лидер национально-освободительного движения в Индии

И реакционным, когда направлен на подавление и угнетение других народов.

Одна из самых опасных форм межнациональной дифференциации – религиозный фанатизм и экстремизм. Это – фундамент современного международного терроризма, выходящей на первый план глобальной проблемы человечества.

Взаимные претензии народов, наций друг к другу, открытое их противостояние, вплоть до вооружённых столкновений – межнациональный конфликт. Его возникновение может быть связано с разными причинами.

Например, историческими. Когда проблемы прошлых взаимоотношений между народами – войны, колониальная зависимость приводят к сохранению на длительное время недоверия и вражды.

· Социально-экономические причины – неравенство в уровне жизни.

· Культурно-языковые – недостаточные условия для развития языка и культуры этнических меньшинств.

Подумайте, какие ещё причины межнациональных конфликтов вы могли бы назвать. Приведите примеры ситуаций, когда они проявлялись.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 466.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...