Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 57. Особенности работы над произведениями разных родов и жанров.




Вопрос 53. Основные понятия фонетики, изучаемые в начальных классах. Задачи, содержание и организация фонетической работы в период обучения грамоте и на уроках русского языка.

Фонетика раздел языкознания, изуч-ий звуковые формы языка, их акустические и артикуляционные св-ва, законы, по кот-м они образуются и т.д.                                                                                                                                       Основные фонетические единицы: звук речи — это минимальная единица возникающая в результате артикуляции чел-ка и характ-ся определенными фонетическими св-ми, явл-ся основной единицей языка со словом и предложением. Звуки выполняют в языке важную роль: они создают внешнюю оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга. Слова различаются кол-вом звуков, из кот-х они состоят, набором звуков и последовательностью их расположения. Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части:                                                                                          1) дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необх-е для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок, в результате образуется тон звука; 3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы. 4) Полости рта и носа являются органы произношения, т. е. язык, губы. 5) головной мозг и нервная система чел-ка, управляющие всей работой речевого аппарата.                                                                                                                                                 Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. Основные различия между ними связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога. Слогообразующими являются гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.                                                         Гласные — это звуки, кот-е состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.                   Согласные — это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта. При образовании согласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции. В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие.                Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Написать задачи, т.е. научить…!!!

 

 

Вопрос 54. Методика изучения морфемики и словообразования в начальных классах.

Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы как части слова. Словообразование изучает образование слов от др. слов с помощью определенных операций.

Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формир-ния орфограф-ских навыков.

Изучение шк-ми корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии: вначале уч-ся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема.

Система изучения морфемного состава слов. В системе выделяются четыре этапа: 1-й этап — пропедевтические (предварительные подготовитель­ные); словообразовательные наблюдения (I класс); 2-й этап — знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (II класс); 3-й этап — изучение специфики и роли в языке корня, при­ставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью мор­фологического принципа правописания; формирование навыка пра­вописания корней и приставок (II класс); 4-й этап — углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (III класс).                                                                                                                              Особенности изучения корня. «Корень — главная часть слова, кот-я явл-ся об­щей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов». Слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, Особенности изучения окончания. Изучение окончания начинается с раскрытия двух его призна­ков. Надо раскрыть как формальный признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с дру­гими словами) окончания. Изучение приставок и суффиксов. Существенными признаками приставки являются следующие.1. Приставки выполняют словообразующую функцию. 2. Приставки стоят перед корнем. 3. Приставки образуют новое слово того же лексико-граммати-ческого разряда, что и производящее, так как присоединяются к уже грамматически оформленному слову (прыгнуть — выпрыгнуть — перепрыгнуть и т.д.).                                                                                                           Основная задача изучения суффикса— познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой основе развивать у школь­ников умение осознанно использовать слова с суффиксами в сво­ей речи. Дети должны усвоить, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым лексическим значением (лес — лесник). В начальных классах учащиеся изучают два первых признака и усваивают следующее определение: «Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов». а также придать слову тот или иной смысловой оттенок (лес— лесок).                                                                                          

 

           

Вопрос 55. Методика изучения частей речи. Система работы по формированию понятия (на выбор: имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Распределение слов по частям речи осущ-тся на основании трех признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.); б) морфологического (суф., корень и тд.0); в) синтаксического (разбор членов предлож, их граф-е подчёркив). Имена существительные, имена прилагательные и глагол учащиеся начальных классов осознают с пяти сторон:

Что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),

На какие вопросы отвечает,

Как изменяется или какие имеет постоянные категории,

Каким членом предложения чаще всего выступает в предложении,

Какие имеет окончания; как чаще всего образуется.

I класс, согласно школьной программе, включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. II класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. В III классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.

Глагол. Изуч-ся в 3 этапа: 1) подготовительный (называние важных сущ-ых признаков, первичное обобщение накопленного материала). 2) введение термина, вывод определения, составление схем, моделей, выделении нескольких важнейших признаков (суффикс и др. отлич-ные признаки). 3) дальнейшее углубление понятия, узнавание и выделение новых признаков и свойств изучаемого явления. При формировании понятия глагол на первом этапе в 1 классе и в I четверти 2 класса дети учатся ставить вопросы к словам, в том числе и к глаголам: «Что делает? Что делают?». В дальнейшем, при выполнении практических упражнений дети учатся ставить и другие вопросы: «Что делал? Что делать?» и т.д.

В процессе наблюдения, дети начинают выделять слова, действия предметов, связывать значения слов со способностью отвечать на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Они учатся отличать слова – названия действий от других слов, но еще не знают термина «глагол». Вместо него они используют слова: «действие предмета».

Таким образом, к концу первого этапа дети уже подготовлены к выводу определения понятия «глагол»: они уже знают два основных признака глаголов - называть действие предмета и отвечать на вопросы «Что делает?», «Что сделает?». Второй этап формирования понятия «глагол» начинается во 2 классе, когда дети приступают к изучению раздела «части речи».

Вопрос 56. Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах. Выделяют 3 этапа работы над худ-ным произв-ем: 

1 этап – первичный синтез – включает подготовку к первичному восприятию текста, ознакомление с содерж-ем текста при его первичном восприятии.

2 этап – анализ – предполагает установление причинно-следств-ых связей в развитии сюжета, выяснение мотивов поведения действующих лиц.

3 этап – вторичный синтез - содержит обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и оценку их поступков. 

В процессе работы над худож-ым произв-ем необходимо обеспечить его полноценное восприятие. Полноценное восприятие – это переживание: соучастие, сочувствие, эмоционально заинтересованное принятие или непринятие позиции героя произведения; понимание авторской позиции – умение чувствовать ее и видеть, находить формы ее проявления в произведении; осмысление идеи произведения и, конечно, умение выразить свою точку зрения. В целях обеспечения полноценного восприятия худож-ых произв-ий различных жанров испол-тся различные виды творч-х работ: 1) иллюстрирование (граф-кое, словесное, музыкальное); 2) рассказывание (пересказ от лица одного из героев, с изменением лица рассказчика, переработка сюжета по предложенному варианту, продолжение рассказа, с изменением окончания).

Анализ худож-ого произв-я проводится в след-ей последов-сти: 1) автор и его проблемы, темы; 2) жанр произв-ия; 3) тема данного произ-я; 4) сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи; 5) композиция, ее компоненты; 6) главные герои, поступки и их мотивы; 7) второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем; 8) язык писателя; 9) идейная направленность произведения; 10) эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения восприятия детьми.

В ходе анализа худ-ого произ-я у уч-ся форм-ся следующие читат-кие умения: 1) дети должны уметь находить в тексте и осмысливать значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, картины природы; 2) воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем; 3) устанавливать причинно-следственные связи; 4) воспринимать образ-персонаж; 5) видеть авторскую позицию во всех элементах произведения; 6) осознавать и формулировать идею произведения.

При анализе лирического произведения (стихотворений) важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом. Работа над сказками проводится в той же последовательности, которая характерна для любого эпического произведения, но с учетом особенностей их разновидности, структуры и языковых средств. Басня – небольшое произведение повествовательного рода в стихах и реже в прозе с нравоучительным (наличие морали), сатирическим или ироническим содержанием. Это поможет детям проникнуть в иносказательный смысл произведения. Работая с малыми фольклорными жанрами необходимо сосредоточить внимание детей на их форме. Научно-популярные тексты отличаются построением, логикой изложения и особым, точным, лаконичным языком

Вопрос 57. Особенности работы над произведениями разных родов и жанров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...