Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древняя Греции периода архаики.




Вопрос 3.

Искусство Древней Греции.

Искусство Эгейского мира.

Крито-Микенский период – искусство островов Эгейского моря: Крит и город-государство Микены.

Культура Крита –дворцовая культура. Поселения критян представляли собой города-дворцы с очень сложной, запутанной планировкой. Самым большим был Кносский дворец. Согласно древнегреческой мифологии, он был построен архитектором и инженером Дедалом по приказу царя Миноса, чтобы скрыть от людских глаз своего сына, получеловека-полубыка Минотавра.

Кносский дворец занимал обширную территорию, в нем находились жилища подданных, а также мастерские и торговые помещения. Залы дворца группировались вокруг световых (отверстий в кровле), служащих для освещения и вентиляции. В архитектуре Кносского дворца использовались критские колонны.

Критская колонна – предшественница античного ордера. Основные части греческой колонны в ней уже присутствуют. Это ствол колонны (название происходит от древесного ствола, поскольку первые колонны делались из дерева), база(небольшая подставка под ним), и капитель(верхняя, венчающая часть). Капитель критской колонны состоит из двух частей – эхина (в виде сплющенной бусины) и лежащей на нем абаки (дощечки, на которую опирается балка перекрытия).

Критские колонны полихромны (многоцветны). Цветом выделяются основы части, подчеркивается тектоника (строение) колонны. Ствол окрашен красным, а капитель черным (с желтым). Особенностью критской колонны является сужающийся книзу ствол. Когда колонны были деревянными, то древесный ствол вбивали в землю его тонкой частью; в каменных колоннах это форма была повторена.

Кносский дворец был украшен фресками. Одна из главных росписи – море. Критяне – прекрасные мореплаватели, водная стихия была им родной. Об этом свидетельствует сохранившиеся фрагменты росписей с резвящимися в волнах дельфинами.

Еще одна тема – игры, состязания с быком. Нам недостаточно известен характер критский верований, но скорее всего, бык почитался как священное животное, с ним были связаны религиозные культы.

Самая знаменитая фреска дворца – «Царь-жрец». Изображённый на ней правитель движется легким, танцующим шагом. Его поза, поворот, даже волны вьющихся волос пронизаны движением. В основе изображения фигуры прочитывается египетский канон, но отличается большей динамикой и лёгкой стремительностью.

Движением, динамикой пронизано всё критское искусство. Излюбленный орнаментальный мотив критян – спираль; из спиралей рождается морской орнамент (волны). Нет строгой симметрии.  Цветы и побеги растений изображаются склонёнными в сторону и ни один цветок не повторяет другой.

Камарес – керамические сосуды. Форма их напоминает пластику живых существ (птиц, рыб). Роспись свободно располагается по поверхности изделия. Появляется живость и непосредственность движения. Еще одна тема росписи сосудов камарес – морские обитатели (морские звезды, раковины, рыбы), но встречаются и вазы украшенные изображениями цветов.

Культура города-государства Микены, расположенного на полуострове Пелопоннес. Архитектура Микен – крепостная: город был опоясан несколькими рядами стен из огромных неправильной формы камней, так называемой циклопической кладкой (так как греки считали, что возвести её способны лишь мифические великаны – циклопы).

Массивные стены прорезаны воротами. Самые известные – львиные ворота.

В Микенах был развит погребальный культ. Гробницы царей ивождей снаружи представляли собой курганы. Внутрь вёл спускающийся коридор – дромос. Гробница в плане была круглой, перекрыта в технике ложного свода(каждый следующий ряд камней сдвинут относительно предыдущего, затем камни отёсаны по форме свода).

Сохранились золотые погребальные маски микенских царей. Самая известная маска царя Агамемнона (предводителя греческого войска при осаде Трои).

В отличии от критской фресковые росписи Микен более статичны, неподвижны и симметричны.

Еще одним центром эгейского искусства является древняя Троя. Сведения о Трое были получены из поэм Гомера «Илиада» (Илион – самоназвание Трои) и «Одиссея». «Илиаду» читали и переводили многие поколения европейцев.

 

Древняя Грециия гомеровсого периода.

Периодизация:

Гомеровский период (когда жил великий слепой сказитель Гомер) 11-9 вв. до н.э.

Период архаики (по-греч. – «начальный», «древний») 8-6 вв. до н.э.

Период классики (по-лат. – классикус – значит «образцовый») 5-4 вв. до н.э.

Период эллинизма (соприкосновения греческой и восточных культур) 4-1 вв. до н.э.

 

На рубеже 2 и 1 тыс до н.э. на территории Балканского полуострова и острова Пелопеннес складывается культура Древней Греции. Греческая культура и искусство лежат в оснве всей европейской цивилизации. Греческая культура стала образцом, эталоном, по которому все последующие поколения измеряли свои достижения.

Большую роль в греческой культуре сыграла мифология. Греки верили в мифы. Богов греки представляли себе как бессмертных и совершенных телом и духом людей.

Мерилом всего в Греции было прекрасное человеческое тело. Человеческое тело было главной темой скульптуры, а пропорции её лежали в основе архитектуры. Поэтому говорят, что греческая культура антропоцентрична (её центром является человек).

Произведений гомеровского периода сохранилось немного. Это украшенные росписями сосуды, имевшие ритуальное и религиозное употребление, например: Дипилонская амфора. Тема её росписи – оплакивание умершего. Ваза покрыта орнаментом, который состоит из полос и стилизованного изображения завитков – меандра. Позже появится еще один знаменитый орнаментальный мотив – пальметта. Центральное место в росписи этой амфора занимает сцена оплакивания: ложе умершего окружено плакальщиками. Верхние части фигур изображаются в виде треугольников. Все промежутки между фигурами тщательно заполнены второстепенными элементами: звездочками, точками. Они не имеют никакого смыслового значения, но свободное пространство считалось незащищенным от враждебного воздействия. Такой стиль росписи сосудов называется геометрическим.

Тому же геометрическому стилю подчинены и первые бронзовые скульптуры: статуэтки «Кентавр и герой», фигурка коня.

Древняя Греции периода архаики.

В эпоху архаики 7-6 века до н.э. были заложены основы греческой архитектуры и скульптуры. Греческий полис – город-государство имел свою территорию, армию, чеканил свою монету. Часто полисы враждовали друг с другом; взаимоотношения между ними и общественное поведение горожан получило название политика.

В архитектуре архаики постепенно произошло сложение формы храма. Все храмы стояли на каменном прямоугольном основании с 2-3 ступенями – стереобате. Закрытое помещение храма называлось целла, не имевшая окон и освещения, интерьер не был разработан. В ней помещали статую бога, которому посвящали храм.

Постепенно его вид изменялся, увеличилось количество колонн. Храм в Антах – имел две колонны у входа в целлу. Тип простиль содержит 4 колонны, амфипростиль – по4 колонны перед целой и позади неё. Наконец, сложился классический тип греческого храма – периптер - целла со всех сторон окружена колоннадой. Пропорции периптера были строго установлены: число колонн длинной стороны вычислялось удваиванием числа колонн короткой +1 : (2n+1). На главном фасаде число колонн обычно составляло 6 или 8.

В период архаики произошло формирование греческого ордера. Ордер – канон - соотношение частей постройки между собой и с постройкой в целом. Сложились два ордера: дорический и ионический, с пропорциями мужской и женской фигур. Позже к ним прибавится коринфский ордер.

Греческий храм представляет собой стоечно-балочную систему. Стойка, опора (колонна) несет на себе балку перекрытия. Частями колонны является база (небольшая подставка; есть только у колонн ионического ордера), ствол колонны, покрытый желобками каннелюрами (гладкие колонны в греческой архитектуре не использовались) и капитель. Капитель состоит из эхина (в дорическом ордере в виде сплющенной бусины, в ионическом – украшен орнаментом и завитками – волютами по краям) и абаки – дощечки, на которую опирается балка перекрытия.

Перекрытие называется антаблемент и состоит из 3-х частей: архитрав, фриз и карниз. В дорическом ордере фриз триглифо - метопный (триглиф – геометрический элемент тремя вертикальными полосами, метоп – рельефная композиция, вписанная в форму квадрата). В ионическом ордере фриз зофорный (непрерывная лента рельефных изображений).

Храм имеет двускатную крышу, которая спереди и сзади образует треугольные углубления – фронтоны. Скульптура фризов и фронтонов раскрашивалась, причем греческие мастера предпочитали яркие, контрастные цвета – красный и синий.

Один из первых сохранившихся периптеров дорического ордера – храм Геры в Пестуме.

Первые образцы греческой скульптуры – деревянные идолы ксоаны. Это были стволы деревтев с едва обозначенными частями тела и лицами. Затем греки начали делать скульптуру из камня, но общий силуэт напоминал форму древесного ствола, колонны: статуя Деметры из Оксерре и Богини с зайцем.

В эпоху архаики появились два типа статуй: курос – мужская обнаженная и кора – женская одетая фигура. В виде куросов изображались боги, люди, герои сражений, победители соревнований. Куросы могли служить надгробиями или ставились на перекрестке дорог.

На примере куросов греческие мастера разрабатывали пропорции идеальной человеческой фигуры. Первые куросы стоят, выставив вперёд левую ногу и плотно прижав руки к бокам. Мышцы и суставы обозначены схематично. В более поздних мастера показывали фигуру идущей, движущейся.

На лицах статуй периода архаики присутствует архаическая улыбка. Она делала выражение лица живым, динамичным.

В коре перед мастерами стояла задача передачи складок драпировки и фактуры тканей, предпринимались попытки передачи возраста и эмоций.

В вазописи складываются два стиля: чернофигурный и краснофигурный. В чернофигурном – на красном фоне обожженной глины черным лаком изображены силуэты персонажей. Крупнейшим мастером чернофигурной вазописи был Эксекий. Наиболее известны его килик с Дионисом(в киликах основное изображение помещалось на дне сосуда) и амфора «Ахилл и Аякс, играющие в кости». В большом количестве сохранились чернофигурные парафинейские амфоры, служившие наградой победителям в спортивных состязаниях. На таких амфорах обычно изображены состязающиеся атлеты.

При работе в технике краснофигурной вазописи черным лаком заливался фон изображения, а персонажи оставались красно-коричневыми. Эта техника позволяла изобразить больше подробностей. Известнейшими мастерами краснофигурной живописи были Эфроний (пелика с ласточкой) и Андокид (амфора с пирующим Гераклом).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...