Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе




НЕСТАНДАРТНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Код и наименование направления подготовки

Выполнила работу

студентка 4курса

 очной формы обучения

 ________ А.С.Уразова

Руководитель работы

(указать ученую степень,

ученое звание) (Подпись) Фамилия Имя Отчество

 

г. Тобольск, 2018

Содержание

Введение  
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников в процессе решения нестандартных математических задач  
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе  
1.2. Методические особенности обучения учащихся решению нестандартных задач  
1.3.Развитие познавательной активности на уроках математики в начальной школе (с позиции требования фгос)    
Условия развития познатателной активности младших школьников на уроках математики    
Выводы к первой главе  
Глава 2.Методические особенности использования нестандартных  математических задач в развитии познавательной активности младших школьников  
2.1. Приемы работы с нестандартной математической задачей в начальной школе в аспекте развития познавательной активности учащихся  
2.2.    
2.3. Опытно-экспериментальная работа и анализ результатов  
Выводы ко второй главе  
Заключение  
Библиографический список  
Приложения  

Введение

Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время. Вклад в ее изучение внесли А.К. Абульханова, Д.Б. Богоявленская, А.И. Гебос, П.Я. Гальперин и др. Они исследователи акцентировали свое внимание на развитие познавательной потребности ( Б.Г. Ананьев, И.И.Рыбалко, Р.Ф. Добрынин, В.С. Ильин), другие – на развитие любознательности ( Д.Б. Берлайн, С.И. Кудинов) или познавательного интереса (М.Ф. Беляев, Д.И.Писарев, Л.С. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Н.Г.Морозова ). Однако психолого-педагогические механизмы и закономерности развития познавательной позиции учащихся изучены недостаточно.

Говоря о специфике обучения, К.Д.Ушинский писал, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя и приобретать новые познания, дать ученику средство извлечь полезные знания из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения (1).

Познавательная активность является значимым качеством формируемым у младших школьников с момента поступления в начальную школу. Она отражает интерес каждого школьника к получению новых знаний, умений, навыков. Педагогическим средством, направленным на развитие познавательной активности, является использование нестандартных математических задач.  Речь идет о задачах не трудных, а нестандартных по своей тематике. Л.М. Фридман считает, что « Нестандартные математические задачи - это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения».

Включение нестандартных задач в процесс обучения младших школьников математике обосновано как целью начального математического образования, так и требованием ФГОС к основному результату начального общего образования.

Данная исследовательская работа посвящена проблеме  развития познавательной активности младших школьников посредством решения нестандартных математических задач.

Цель исследования- теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования нестандартных математических задач для развития познавательной активности младших школьников.

Объект исследования- процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования- нестандартная математическая задача как средство развития познавательной активности младших школьников.

Гипотеза исследования- предполагаем, что использование нестандартных математических задач в процессе обучения младших школьников математике будет способствовать развитию познавательной активности.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования нами были сформулированы следующиезадачи:

· Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

· _________________________________________________

· Раскрыть сущность основных понятий: «познавательнаяактивность », «нестандартная задача»;

· 3. Проанализировать методические особенности использования

· нестандартных задач в процессе обучения младших школьников математике.

· 4. Разработать тетрадь нестандартных математических задач на

· печатной основе для ___ класса, которая будет использоваться в начальном математическом образовании в целях развития познавательной активности.

· 5. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению

· эффективности использования нестандартных математических задач в развитии познавательной активности младших школьников.

 

 



ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников в процессе решения нестандартных математических задач.

 

Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе

По утверждению Н.Г. Мокшиной, познавательная активность – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех ее структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим характер поисковой активности [8].

Познавательная активность в отечественной науке рассматривается исследователями с нескольких точек зрения. С одной стороны, она характеризуется как эффективность познавательной деятельности отдельной личности или группы, имеющая определённую уравновешенную стабильность, зависящую от сформированности познавательных способностей (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Е.И. Щербакова и др.). С другой стороны, познавательная активность рассматривается как качество, личностное образование (З.Ф. Чехлова, Г.И. Щукина и др.). Т.И. Шамова считает, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга, так как рассмотрение их в единстве позволяет сформировать единую точку зрения на понятие сущности познавательной активности, которую, по её мнению, необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство её достижения, и как результат [9].

Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях и знаниях, которые присущи каждому человеку от рождения. Формирование познавательной активности носит поэтапный характер. Мы выделяем три этапа формирования познавательной активности. 1. Начальная познавательная активность - характеризуется наличием познавательного интереса, мотивов и воли, при помощи и посредством которых ученик будет получать и добывать новые знания.

2. Поисковая познавательная активность - характеризуется наличием и постановкой проблемы, способами и алгоритмами получения новых знаний, процессом получения этих знаний.

3. Испытательная познавательная активность - характеризуется результатом и применением полученных знаний.

Следует отметить, что данный процесс имеет цикличный характер, то есть с получением определённого результата может снова возникнуть потребность в получении новых знаний.

Познавательная мотивация на этапе поисковой познавательной активности возникает вместе с возникновением проблемы, а с разрешением проблемы на этапе  испытательной познавательной активности (понимание, инсайт) она исчезает, но поисковый интерес остаётся.

 «Интерес, возникающий на этапе поиска, связан с желанием узнать, а интерес следующего этапа - с желанием попробовать. Испытательная мотивация возникает вместе с пониманием и исчерпывается только результатами собственных действий» [3].

После полученного результата перед учеником снова (может возникнуть) возникает проблема, для решения которой он использует знания, полученные предыдущим решением, в данном случае мы говорим о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский).

По утверждению Е.Е. Клопотовой, развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, учении, настойчивость в познании, самопознании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации [5].

Т.И. Шамова рассматривает активность в учении не просто как деятельное состояние ученика, а как качество этой деятельности, в которой проявляется личность учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. Уровень познавательной активности не остается неизменной характеристикой человека, зависящей только от особенностей его нервной системы, а определяется в первые месяцы и годы жизни и затем меняется под влиянием окружающей среды, общения, учения и других видов деятельности, в которую включен ученик [9].

 А.С. Глинский на основе своих исследований выделяет следующие уровни познавательной активности: Интерес, воля, мотивы Испытательная познавательная активность Результат и применение полученных знаний Поисковая познавательная активность Познавательная активность Постановка проблемы, способы и процесс получения знаний Начальная познавательная активность

- высокий: ученик обладает сильной, глубокой и устойчивой познавательной активностью, которая выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Ему свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности;

 - средний: учащиеся проявляют избирательное отношение к отдельным предметам, демонстрируют активность при побуждающих действиях учителя, предпочитают поисковый, реже – репродуктивный вид учебной деятельности. Познавательный интерес как мотив учения занимает среднее место в структуре мотивации учения;

- низкий: учащиеся самостоятельно не включаются в процесс урока, не отвечают на вопросы учителя по собственному желанию. Несистематическое выполнение домашних заданий снижает объем и качество приобретаемых знаний. Волевые качества не развиты: часто отвлекаются, невнимательны при объяснении нового материала, предпочтение отдается репродуктивному виду учебной деятельности [4].

Познавательную активность можно определить единством четырёх её составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоционально-волевой, личностной.

Мотивационная составляющая. Положительная мотивация оказывает непосредственное корректирующее воздействие на активность познавательной деятельности учащегося. При этом на учебную активность школьника оказывают влияние множество неравнозначных мотивов. Степень их влияния на личность различна: одни из них, как отмечает Кочнев А.О., играют доминирующую роль, другие – подчиненную, иные – слабозаметную. Именно личностно-значимые мотивы определяют отношение школьника к учению, побуждают или ,наоборот, тормозят его познавательную активность. Поэтому только положительная мотивация обеспечивает включение ученика в активную познавательную деятельность [6].

Содержательно-операционная составляющая включает в себя владение школьниками системой знаний, умений и навыков, устойчивым стремлением к пополнению знаний и овладению новыми способами деятельности.

Эмоционально-волевой - характеризуется стремлением к преодолению школьниками трудностей в учении и наличием определенного эмоционального настроя, связанного с успешностью учения [6].

Личностный - характеризуется субъектной деятельностью школьника, во время которой он сам выбирает траекторию своего развития, поэтому эта деятельность носит личностный характер.

К показателям познавательной активности можно отнести вопросы ученика, обращённые к учителю; стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование школьниками имеющимися знаниями, умениями и навыками; стремление поделиться с окружающими новой информацией, полученной из разных источников за пределами учебной программы. К показателям эмоциональных проявлений следует отнести переживание учащимися гнева, страха, возмущения, радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и др.

Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены, по мнению ряда авторов, в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся: сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление к завершенности учебных действий; реакция учащихся на звонок, а также свободный выбор деятельности.

Показателями сформированности познавательной активности являются состав и качество выполняемых операций, их осознанность, полнота и развернутость, последовательность, степень сложности, степень обобщенности, степень самостоятельности, время выполнения.

 Таким образом, познавательная активность - относительно самостоятельная деятельность школьника в учении, характеризующаяся совокупностью взаимосвязанных между собой компонентов, предполагающая поисково-исследовательский характер учебной деятельности, начинающийся с постановки проблемы и завершающийся её решением и использованием полученных знаний. Познавательная активность проявляется в тесной взаимосвязи с такими качествами личности, как самостоятельность, инициативность, творческость, что позволяет считать её одним из детерминантов творческого саморазвития личности школьника.

____________________________________________________________

В основе развития познавательной активности, по мнению В.С. Ильина, лежит преодоление школьником противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми он обладает в данный момент( 2, 154).

 

Существует разные трактовки понятия познавательная активность учащихся. Б.П.Есипов считал, что активизация познавательной активности - сознательное , целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М.Лебедев понимает под познавательной активностью инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором – только о деятельности учащихся. Во втором случае понятие познавательная активность автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся (8).

 

Таким образом познавательная активность младших школьников – это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально- эмоциональный отклик ученика на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий , связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание к обучению, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других учащихся.

 

 

Митенева, С.Ф. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2010. — № 5. — С. 126-135. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/295207 — Загл. с экрана.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1056.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...