Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и особенности формирования художественной культуры




ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.. 7

1.1. Понятие и особенности формирования художественной культуры.. 7

1.2. Роль и место изобразительного искусства во внеклассной и внешкольной работе 10

1.3. Эффективность и целесообразность проведения внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству. 17

Выводы по первой главе. 23

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 26

2.1 Цель и задачи внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе. 26

2.2 Особенности изобразительной деятельности младших школьников во внешкольной работе. 35

Выводы по второй главе. 42

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.. 44

3.1 Методика работы с детьми в условиях внешкольной и внеклассной деятельности по методике Т.А. Копцевой. 44

3.2 Работа кружка по изобразительному искусству в школе на материале художественной культуры родного края. 55

3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы.. 60

Выводы по третьей главе. 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 73

Приложения. 77



ВВЕДЕНИЕ

В условиях развития, демократизации и коренной трансформации общества осознание угрозы, которая кроется в бездуховности, эмоциональной недоразвитости людей и юношества, низкого уровня креативности, возникает насущная необходимость поиска новых и нетрадиционных форм работы в процессе внеклассной и внешкольной деятельности и поиска особых средств воздействия на духовность личности. Среди последних в общем движении за гуманизацию системы образования постепенно возрастает роль искусства.

Воспитательный потенциал искусства содержится в самой его сути и объясняется тем, что эмоциональная сторона сознания, эстетические идеалы личности первичны по отношению к интеллекту в формировании духовных интересов, отношения к миру вообще и родного края в частности (в рамках патриотического воспитания).

В аспекте указанного проблема радикального улучшения эмоционально-эстетического и духовно-нравственного воспитания диктует такое распределение акцентов задач в преподавании изобразительного искусства, среди которых воспитательное и художественное развитие были бы ведущими не только в учебные время, но и вне его. Ведь именно решение художественно-развивающих задач прежде всего формирует уровень художественно-творческого сознания индивида, и определяет степень включения учащихся в глобальные культурогенные процессы.

В педагогической науке есть немало исследований, посвященных внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству.
В частности эта проблема освещена в трудах П. Белецкого, Н. Виноградовой, Н. Кириченко, В. Сухомлинского, Я. Чернецкого, Д. Эльконина и др.

Особенно актуальной и значимой эта проблема является сегодня, когда перед школой стоят важные задачи: творчески развить ребенка, сформировать эстетический вкус, как выразитель духовного развития личности, сохранить в душе ребенка прекрасное и искреннее отношение ко всему окружающему, в рамках патриотического воспитания и прививания любви к родному краю. Реализацию вышеназванных задач следует начинать с раннего возраста. Мало времени, отведенного для изучения изобразительного искусства во время основных занятий, ограниченность непосредственного приближения ребенка к объектам изобразительной деятельности обусловливают необходимость систематической внеклассной и внешкольной работы во всех классах начальной школы.

Учитывая актуальность данной проблемы была определена тема данного исследования: «Формирование основ художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству в начальной школе на материале художественной культуры родного края».

Цель исследования- рассмотреть возможности формирования у детей младшего школьного возраста художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству на материале художественной культуры родного края.

Объект исследования- внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству в начальной школе.

Предмет исследования- формирование основ художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству в начальной школе на материале художественной культуры родного края.

Гипотеза исследования: художественная культура родного края будет способствовать эффективному формированию основ художественной культуры младших школьников по изобразительному искусству во внеклассной и внешкольной работе, если:

- будет своевременно выявлен уровень сформированности знаний о художественной культуре у детей младшего школьного возраста;

- использованные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися будут способствовать повышению уровня их знаний о художественной культуре;

- проведенная система работы будет стимулировать детей к дальнейшему изучению и познанию художественной культуры.

В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:

- определить роль и место во внеклассной и внешкольной работе изобразительного искусства;

- выяснить эффективность и целесообразность проведения внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству;

- определить особенности внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству школе на материале художественной культуры родного края;

- описать разновидности внешкольной и внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе.

Методологической основой исследования: явились труды таких исследователей, как Л.Г. Васильева, Т.Г. Казакова, О.С. Ушакова (специфика становления творчества в разных видах продуктивной деятельности)

Методы исследования.Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, абстрагирование, анализ, синтез, конкретизация и другие.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов и учителями предметниками во внеклассной и внешкольной работе при разрешении проблем формирования художественной культуры у младших школьников.

     Опытно-экспериментальной базой исследования является Филиал МБОУ Дивеев - Усадской СШ - Маресевская ОШ.

     Структура исследования.Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.




ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Понятие и особенности формирования художественной культуры

Одним из важнейших компонентов духовной культуры человечества выступает художественная культура, которая вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура также представляет собой определенный вид человеческой деятельности, специфический способ реализации творческого потенциала человека.

Художественная культура может быть понята и по существу, и функционально в контексте всей духовной культуры. Художественная культура - это культура производства искусства, культура его распространения, пропаганды, культура его восприятия, понимания, культура наслаждения искусством [4, с. 99].

Для бытия и социального функционирования художественной культуры характерны процессы, присущие всем типам общественного производства, а именно:

- производство художественных ценностей;

- функционирование художественных ценностей.

Эти процессы касаются и учреждений искусства, и собственно
искусства [28, с. 298].

Никакое социальное явление не может быть понято в рамках только одной определенной группы явлений. Понятие художественной культуры выражает принципиально новое отношение к искусству, акцентирует внимание на его социальном функционировании и связанности с системой организаций, управляющих художественным процессом, распространяет и хранит его продукты, готовит художественные кадры. Именно поэтому понятие «художественная культура» должно работать в рамках понимания всего социального контекста, в котором искусство функционирует. Художественное произведение - продукт не только художественной деятельности, но и всего процесса социального функционирования искусства в обществе. Рассматривая любое произведение искусства, следует учитывать формы его включения в социум и в культурную жизнь.

Сфера художественной культуры - это сфера художественных ценностей, представляющих высшие рукотворные формы эстетических ценностей. Эстетические ценности так или иначе всегда вовлечены в культуру, хотя могут сохранять свою естественную автономию (красота в природе). В данном случае втянутость эстетических ценностей в культуру объясняется тем, что общественная практика, деятельность людей ставят данное природное явление в определенное ценностное отношение к человечеству [34, с. 20].

В системе художественной культуры выделяются три ее подсистемы, а именно: художественное производство и его субъекты и художественное потребление, а также тиражирование.

Художественное производство - это творческое продуцирование художественных ценностей. Для эффективного функционирования субъектов художественного производства важную роль играют организационные формы художественной деятельности (творческие союзы и самодеятельные коллективы. Сюда относится также система художественного образования (художественные вузы и другие учебные заведения, которые готовят профессиональные кадры для искусства), а также разного рода поощрения, стимулирования профессиональных и самодеятельных творцов искусства (смотры, конкурсы, премии, почетные звания и др.) [34, с. 44].

Художественное производство - это и продуктивное, и активно-движущее начало художественной культуры, состояние которой в первую очередь определяется уровнем развития искусства. Вместе с тем потенциал художественной культуры зависит и от отношения людей к искусству, и от характера их ценностных установок в отношении художественных произведений. Немаловажную роль играет также фактор, связанный с «временными возможностями художественной жизни, поскольку влияние искусства на людей осуществляется в определенном временном промежутке».

- художественное потребление и их субъекты (зрители, читатели, слушатели). Сфера художественного потребления - это огромный мир художественных потребностей, вкусов, оценок, идеалов, сложный мир индивидуально-личностного восприятия художественных ценностей, обусловленный различными детерминантами (социальным положением, образованием, возрастом, материальными возможностями удовлетворения художественных потребностей и т.д.);

- воспроизведение, тиражирование и распределение уже сделанных художественных ценностей. Иначе говоря, это индустрия тиражирования художественных произведений. Это художественные заведения и средства популяризации художественных ценностей, это пропаганда художественной культуры, эстетическое воспитание и др. По сути данная подсистема выполняет «посреднические» функции между художественным производством и художественным потреблением, между субъектами художественного производства и субъектами художественного
потребления [44, с. 33].

Важнейшей составляющей существования и функционирования художественной культуры в обществе является процесс творчества.
Американский философ Э. Фромм называет потребность в творчестве одной из важнейших человеческих потребностей. Животному свойственно пассивное приспособление к миру, люди же пытаются превратить его. Творческий акт всегда является процессом высвобождения и преодоления. В нем присутствует переживание силы. Именно поэтому творчество является неотъемлемой от свободы. Только свободный может творить, отмечает философ [35, с. 62].

Однако глубочайшая сущность творческого акта разворачивается в искусстве, в художественном творчестве. Искусство вообще является преимущественно сферой творческой [12, с. 70].

Таким образом, художественная культура, как часть духовной культуры, представляет собой средство подготовки и привлечения потенциальных зрителей, слушателей, читателей к искусству, которое приводит (немедленно или косвенно) к изменению их внутреннего мира. Именно поэтому процесс репродуцирования художественных ценностей является процессом, что позволяет привлекать к общению через произведения искусства все большее количество людей, позволяет поддерживать, воспроизводить шедевры мирового искусства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...