Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 5 Позднесредневековый Иран




Образованное монгольскими завоевателями государство ильханов, основная часть которого находилась на территории Ирана, просуществовало немногим более века. Уже в 30—40-е годы XIV в. начался его по-литический распад: то в одной части страны, то в другой соперничавшие с ильханами чингизиды стреми-лись создать фактически независимые султанаты и эмираты. Децентрализации и распаду государства иль-ханов способствовали и мощные сектантские движения шиитов, выступавшие под антимонгольскими ло-зунгами. Наибольший успех среди сектантов имели сарбедары, которые в 1353 г. убили последнего из иль-ханов и создали собственное государство, просуществовавшее до 1381 г.,—параллельно с государствами Джелаиридов, Мозафферидов и Куртов, которые появились на территории Ирана, Ирака, Афганистана и Закавказья после падения власти ильханов.

Существование всех этих государств закончилось примерно одновременно: все они пали под ударами победоносных войск Тимура (Тамерлана, 1370—1405). Став в 1370 г. эмиром Мавераннахра и сделав затем своей столицей Самарканд, Тимур приступил к широкой программе завоеваний, в ходе которых он объеди-нил под своей властью сначала Среднюю Азию, затем Иран, а также значительную часть Западной Азии. Хотя завоевания Тимура сопровождались жестокостями и разрушениями, они все же не принесли с собой таких бедствий, как нашествие монголов,— ибо с самого начала Тимур стремился не столько к покорению и уничтожению других народов, сколько к развитию Мавераннахра и особенно Самарканда за счет ограб-ления других народов и контроля над международными торговыми путями. Впрочем, с точки зрения коли-чества погубленных жизней разница между Чингис-ханом и Тамерланом была не столь велика. В том что некоторые древние цветущие частности, уже шла речь районы, как, например, Двуречье и дважды разру-шенный Тимуром Багдад, пришли после его нашествий в состояние длительного упадка.

После смерти Тамерлана его огромная держава была поделена между тимуридами, но не все из них су-мели удержать власть. Так, на территории Закавказья, Курдистана и части Ирака возникло новое государст-во Кара-Коюнлу («Чернобаранные») во главе с туркменским эмиром Кара Юсуфом. К югу от него — тоже туркменская конфедерация Ак-Коюнлу («Белобаранные»), которая в 1468 г. разгромила Кара-Коюнлу. По-сле этого лишь Восточный Иран остался в руках тимуридов, это был Хорасанский султанат. А в состав го-сударства Ак-Коюнлу вошел Западный Иран с прилегающими к нему землями Курдистана, Армении, Ира-ка, т.е. основная часть Ирана.

Правитель этого государства Узун Хасан (1453—1478), усилиями которого были достигнуты победы над соседями, пытался было провести реформы с целью урегулирования и облегчения налогообложения и уси-ления централизованного государства. Однако больших успехов его реформы не обеспечили, ибо преобла-давшая в Ак-Коюнлу тюрко-монгольская кочевая знать противодействовала этому, а господствовавшая форма землевладения — союргал, тип икта с определенным налоговым и даже административным иммуни-тетом,— содействовала децентрализации и росту сепаратизма, феодальных междоусобиц. Таким образом, политическая структура Ак-Коюнлу к концу XV в. не только не окрепла, но даже заметно расшаталась, что и сыграло свою роль в последующих событиях.

Государство Сефевидов

Упадок реальной власти халифов в начале II тысячелетия н.э. способствовал не только политической де-централизации мира ислама, его полицентризму, но также и появлению, а точнее, увеличению роли некото-рых новых духовных течений в рамках ислама. Речь идет о суфиях, своеобразных монахах ислама, и созда-вавшихся ими суфий-ско-дервишеских орденах, внутренняя структура которых была основана на фанатич-ной преданности низших членов — послушников-мюридов — главе ордена, всевластному шейху, часто об-ладавшему харизматическим авторитетом и считавшемуся святым. Ордена такого типа были как в среде суннитов (об одном из них, Бекташи, упоминалось в связи с турецкими янычарами), так и у шиитов. При этом и у тех, и у других жесткая внутренняя дисциплина и строгая иерархическая организация суфийских орденов нередко служила той основой, на базе которой в тех или иных районах исламского полицентризма и тем более в соседних территориях с политическим вакуумом, как, например, в Африке к югу от Магриба, сравнительно легко возникали государственные образования. Правда, Иран отнюдь не был районом с поли-тическим вакуумом. Но условия конца XV в. были весьма благоприятны для возвышения дервишеского ор-дена Сефевийя.

Имя ордену дал шейх Сефи ад-Дин (1252—1334), унаследовавший уже сложившуюся суфийскую орга-низацию от своего учителя и тестя шейха Захида, имевшего немало мюридов среди крестьян и ремесленни-ков Азербайджана. В XV в. сефевидские шейхи владели землями и пользовались огромным влиянием в Азербайджане и прилегающих к нему районах Малой Азии, где, важно заметить, среди сторонников ордена к тому времени явно преобладали кочевые тюркские племена, что делало орден более воинственным. Чле-ны ордена стали носить особую чалму с 12 красными полосами в честь 12 святых имамов и получили на-именование кызылбашей (красноголовых). Они исповедовали шиизм умеренного толка.

В 1499 г. кызылбаши во главе с двенадцатилетним Исмаилом, только что ставшим их шейхом, выступи-ли против североазербайджанского ширваншаха и захватили часть его земель, включая Баку и Шемаху. Ок-рыленные успехом кызылбаши повернули на юг и, разбив армию султана Ак-Коюнлу, захватили земли сул-таната. В 1502 г. в Тебризе Исмаил был провозглашен шаханшахом новой династии Сефевидов (1502—1736). Продолжая активную завоевательную политику, Исмаил и его преемники вскоре объединили в рам-ках своего государства все собственно иранские земли, а также Азербайджан, часть Армении, Ирака, Турк-мении и Афганистана. Шиизм умеренного толка (имамизм) стал обязательной религией для населения го-сударства. Была даже создана легенда о происхождении Сефи ад-Дина от одного из святых шиитских има-мов — от седьмого имама Мусы, причем шаханшах считался заместителем двенадцатого скрытого имама, которого все шииты почитают в качестве мессии-Махди и пришествия которого они всегда ожидали и ожи-дают до сих пор.

Во главе нового государства оказались кызылбаши, из числа которых назначались военачальники, наме-стники в провинциях, сановники при дворе шаха. Если не считать кочевников с принадлежавшими им ро-довыми землями, вся земля, как это было и раньше, считалась государственной и делилась на ряд катего-рий: ди-вани (казенные), хассе (домены шахской родни и самого шаха), ва-куфы. Число мульков было неве-лико. А количество союргалов с иммунитетными правами стало сильно сокращаться в пользу тиулей, т.е. ненаследственных условных пожалований типа икта с правом пользования четко определенной суммой взимавшихся с крестьян налогов (не исключено, что здесь сыграл свою роль пример турецкого тимара).

Размер налога-хараджа был при Исмаиле снижен до /6 урожая, хотя затем он стал больше. Были умень-шены налоги с городского населения. Впрочем, все эти реформы не способствовали серьезному укрепле-нию цептрольпой власти, которая больше держалась на авторитете самого Исмаила (1502—1524). При его преемниках она стала слабеть, следствием чего было усиление самовластия и даже произвола на местах. В начале 70-х годов XVI в. это вызвало ряд народных восстаний, подавление которых стоило немалых уси-лий. Шахская власть пришла в упадок, что заметно сказалось после смерти шаха Тахмаспа в 1576 г.: среди двенадцати его сыновей и поддерживавших их различных кочевых племен начались длительные и крово-пролитные войны, в ходе которых претенденты на шахский престол превратились в марионеток стоявших за ними соперников.

Слабостью Ирана воспользовались турки. В 80-х годах XVI в. они завладели Ширваном и Азербайджа-ном, захватили и разграбили Тебриз, который в то время был процветающим 300-тысячным городом. На востоке воинственный узбекский хан Бухары отнял у Ирана часть Хорасана и афганских земель с Гератом. На остальные афганские земли претендовали властители Индии из новой династии Великих Моголов. К этому важно добавить, что войны, междоусобицы, захваты и разорение городов вызвали экономический кризис. Караванные пути и водно-торговые артерии, в частности Волго-Каспийский путь, были перекрыты вражескими войсками и практически не функционировали. Под тяжестью все возраставших поборов вос-ставали и бежали крестьяне. В этих условиях и был провозглашен очередным шахом 17-летний Аббас, от имени которого намеревались управлять Ираном стоявшие за ним кызылбашские ханы. Однако ситуация вскоре приняла совершенно иной оборот.

Аббас 1 оказался хитрым, умным и властным правителем. Он не только быстро избавился от опеки сво-их покровителей, но и энергично взял рычаги власти в свои руки. Подавив. восстания, положив конец меж-доусобицам, Аббас обратился к решению нелегких международных проблем. В 1587—1588 гг. он одержал важную победу над узбеками в сражениях близ Герата и в Хорасане. Затем в 1590 г. он пошел на заключе-ние невыгодного мира с турками, который развязал ему руки для решительных реформ. Целью этих реформ было укрепление центральной власти. Собственно, только при Аббасе и именно благодаря его усилиям се-февидский Иран достиг внутренней стабильности, что позволило ему просуществовать при более слабых преемниках великого шаха еще свыше столетия.

Как и в османской Турции, главной проблемой для Ирана была армия. Составленное в основном из ко-чевников племенное ополчение, равно как и кызылбашская конница, уже не были достаточно боеспособны и, главное, легко становились игрушкой в руках сепаратистов при междоусобных схватках. Имея в виду яв-ную склонность кызыл-башских ханов к феодальным раздорам, Аббас поставил первой своей целью осла-бить именно их. Он создал 12-тысячный корпус стрелков-мушкетеров и 12-тысячный корпус артиллери-стов, что вместе с корпусом гвардейцев-гулямов, в основном из кавказцев, составило ядро его регулярной армии. Достигнув этого Аббас резко сократил воинство кызылбашей (до 30 тыс.) и соответственно умень-шил число кызылбашских эмиров (со 114 до 35 за годы своей власти). Все это укрепило позиции шаха. Аб-бас провел также финансовые реформы: были введены новые монеты и отрегулированы налоги. Некоторые районы Центрального Ирана, и в частности столица Исфаган, были на несколько лет вообще освобождены от налогов. В других районах харадж был сокращен до первоначальной 1/6 части урожая. Снизились налоги и с кочевников.

Несколько изменилась при Аббасе и система земледелия. Резко расширился фонд казенных земель ди-вани. Союргал практически везде был заменен тиулем с ограниченными правами владельцев пользоваться лишь строго оговоренной суммой налоговых поступлений. Был увеличен фонд шахских земель (хассе), продолжали процветать ваку-фы. Сохранялись и мульки, владельцы которых платили в казну минимальный налог — 10 %. Крестьянская община несла ответственность за выплату всех налоговых сборов, чему спо-собствовал принцип круговой поруки. Крестьяне, кроме всего, выполняли еще и повинности перед государ-ством. Немусульмане платили подушную подать джизию.

При Аббасе расцвели ремесла и торговля в богатейших городах, налоговый сбор с которых определялся правительством. Существовали казенные шахские ремесленные мастерские с большим количеством луч-ших мастеров, работавших преимущественно по найму. Внешняя торговля и международные торговые пути находились под особым покровительством властей: мостились дороги, строились караван-сараи. Торговля шелком стала государственной монополией, а центром ее (шелк стал основой иранского экспорта) был 600-тысячный Исфаган.

Реформировал Аббас и систему административного управления. Структура власти при нем в некоторых отношениях напоминала османскую, но была существенно солиднее. Всесильным главой был шаханшах, по воле которого любой из его подданных мог быть в любую минуту подвергнут наказанию, вплоть до казни. От имени шаха правил меджлис из семи сановников-министров во главе с великим вазиром, который, в от-личие от его османского коллеги, был более гражданским, нежели военным лицом. Все министры имели ведомства-диваны с соответствующими канцеляриями и Штатами. Территория страны была поделена на две основные зоны — земли дивана и земли хассе, т.е. шахские. Во главе областей дивана стояли губерна-торы-бег-лербеги, а округами в каждой области руководили хакимы. В областях земель хассе, куда кроме шахских были включены также и вакуфные и мульковые, руководителями были сановники-вазиры. Шиит-ское духовенство тоже имело два соответствующих штата судей-кади и богословов, обслуживавших земли дивана и земли хассе. В целом административный~аппарат сефёвидского Ирана при Аббасе был едва ли не наиболее сложным и громоздким из всех, что создала исламская

 государственность. Но он оказался достаточно эффективен для управления Ираном. В стране существо-вали и окраинные автономные территории — Картли, Кахетия, Луристан, Курдистан, Арабистан,— где бы-ла собственная традиционная система управления. И вся эта сложная бюрократическая машина при Аббасе находилась в руках не недавних кочевников-кызылбашей, но имевших восходящие к Ахеменидам традиции администрации персов.

Реформы, способствовавшие резкому усилению власти шаханшаха, послужили основой для активной внешней политики. Аббас 1 вел успешные войны с Турцией, заставив ее возвратить отданные ей в 1590 г. земли. Он отвоевал у Великих Моголов Кандагар, изгнал португальцев из очень важного для международ-ной торговли острова-порта Хормоз в Персидском заливе, вел переговоры с европейскими державами и по-кровительствовал английской Ост-Индской компании. При Аббасе начались посольские связи Ирана с Рос-сией (1588). Можно считать, что именно на рубеже XVI—XVII вв. сефевидский Иран благодаря реформам и политике Аббаса 1 достиг зенита своего внешнеполитического влияния и внутриполитического могущест-ва. После смерти Аббаса его преемники жили некоторое время за счет этого могущества. Но не очень долго.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...