Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Государства распавшегося халифата
Лишение халифа политической власти вызвало на Ближнем Востоке эффект полицентризма. Один за другим на месте бывшего единого государства стали возникать эмираты и султанаты, правители которых, чаще всего уже не претендовавшие на всеобъемлющую духовную власть в пределах своей страны (особенно это касалось султанов, признававших авторитет багдадского халифа в религиозной сфере), были, тем не ме-нее, практически неограниченными властелинами. Но претензии на абсолютную власть сочетались с тем объективным обстоятельством, что сами вновь создававшиеся эмираты и султанаты были чаще всего не-прочными и во многом случайными политическими образованиями, взлет и падение которых нередко зави-сели от способностей и удачливости того или иного царедворца, полководца, а то и выходца из низов, раба-гуляма. Слабость и кратковременность эмиратов и султанатов, их политическая неустойчивость зависели именно от недостаточной легитимности власти. Халифат держался столетиями, ибо имел высшую божест-венную санкцию на власть. Эмираты же и султанаты распавшегося халифата такой санкции, при формаль-ном существовании багдадского халифа, не имели. Неудивительно, что в глазах массы подданных, да и за-вистливых царедворцев, эмиры и султаны были самозванцами, чья власть держалась только на силе. И при первом удобном случае любой из приближенных эмира либо султана, приобретя некоторую силу, не мог противостоять соблазну эту силу попытаться реализовать в собственных интересах. Отсюда и неустойчи-вость власти. Политическая карта ближневосточного региона в Х—XIII вв., о которых теперь идет речь, была не толь-ко весьма пестрой, но и менялась буквально с калейдоскопической быстротой. Новые политические образо-вания сменяли только что сформировавшиеся, а на них все чаще наслаивались этнические волны чуждых Ближнему Востоку пришельцев. Однако ни частые политические перемены, ни появление новых этниче-ских волн не меняло сути тех кардинальных параметров, которые характеризовали ближневосточную ис-ламскую структуру в целом. В сфере аграрных отношений сохранялось традиционное и даже усилившееся при исламских правителях абсолютное господство государства с характерной для него редисгрибуцией из-быточного продукта, стекавшегося в казну. Формами взимания этого продукта по-прежнему были рента-налог (ушр, харадж и иные виды налогов), трудовые повинности, пошлины, формой редистрибуции — вы-плата из казны либо за счет казны доли налогов в качестве жалованья чиновникам и воинам, содержания правителям и привилегированным слоям населения из числа родственников и приближенных правителей. Условные владения типа икта были разновидностью такого жалованья и модификацией редистрибуции. Ча-стных земельных владений типа мульков было немного, причем с них тоже брался в казну налог. В городах, в сфере ремесла и торговли, по-прежнему господствовал строгий централизованный кон-троль власти при полном отсутствии каких-либо официальных оговоренных и тем более законодательно закрепленных свобод или правовых гарантий, не говоря уже о льготах и привилегиях. Самоуправление в городах не выходило за рамки удобной для властей практики ведения внутренних дел в рамках каждой из многочисленных корпораций, главы которых беспрекословно подчинялись городской администрации в ли-це наместника-хакима, градоначальника-раиса, надзирателя-мухтасиба, начальника стражи или судьи-кади. Лишившее власти халифа государство Бундов просуществовало сравнительно недолго. Уже в 60-х годах Х в. выходец из гулямов среднеазиатского эмирата Саманидов бежал в Афганистан, где основал независи-мый от Саманидбв султанат Газневидов, наиболее выдающийся правитель которого, Махмуд Газневи, пра-вивший в 998—1030 гг., отвоевал у Бундов значительную часть их восточных владений. Махмуд был рев-ностным мусульманином. В его войске немалую долю составляли воины-фанатики, бойцы за веру (гази, га-зии), с помощью которых он совершил несколько удачных походов в Северную Индию. Смерть Махмуда привела к упадку султаната, причем здесь сыграло свою роль выдвижение сельджуков. В Х в. многие из числа принявших ислам тюркских племен стали играть активную политическую роль. Так, тюркская династия Караханидов в 999 г. пришла на смену Саманидам в Средней Азии. А небольшое племя тюрок-огузов (туркмен) во главе с предводителем из рода Сельджуков стало богатеть за счет подчи-нения своей власти земледельческого населения соседних территорий. В 1035 г. династия Сельджуков вы-нудила потомков Махмуда Газневи отдать им часть Хорасана, в 1043 г. сельджукские тюрки захватили Хо-резм. Газневи-ды вскоре были вынуждены ограничиться лишь небольшой территорией Афганистана и Пенджаба, тогда как огузы стали распространять свое влияние все дальше, пока в 1055 г. их предводитель Тогрул-бек не захватил Багдад, заставив халифа дать ему титул «султана Востока и Запада». Преемники Тогрул-бека продолжили его успешные завоевания, объединив под своей властью земли Ирана, Ирака, Закавказья, Сирии и Палестины, даже часть отвоеванной у Византии Малой Азии. Но внут-ренне расширившийся султанат был слаб, политически рыхл. Не имея веками отработанной администра-тивно-политической традиции и не придавая ей большого значения, вчерашние кочевники выше всего це-нили родоплеменные связи, следствием чего стала практика наделения членов правящего дома полунезави-симыми вассальными владениями, быстро превращавшимися в автономные политические образования, но-вые султанаты. Уже в XI в. в государстве Сельджуков возникли фактически самостоятельные Керманский и Румский султанаты, затем появились Хорасанский, Иракский. К концу XII в. междоусобицы сделали свое дело: госу-дарство Сельджуков окончательно распалось на части, что сыграло существенную роль в усилении прави-теля Хорезма. В начале XIII в. хорезмшахи объединили под своей властью значительную часть Средней Азии и Ирана, Афганистан и даже Азербайджан. Однако их политические успехи были остановлены мон-гольским нашествием. В 20-х годах XIII в. монголы разгромили войска хорезмшаха, вторглись в Иран, уничтожая все на своем пути. Встретив сопротивление, они продолжали войну на протяжении ряда десятилетий, пока в середине XIII в. не одержали победу. На территории Ирана и прилегающих к нему земель было основано монголь-ское государство иль-ханов во главе с Хулагу. Хулагуиды правили в Иране около столетия (1256—1353), причем именно в годы их правления халифы были вынуждены покинуть Багдад, а халифат практически был упразднен. В отличие от вчерашних кочевников-сельджуков монголы, тоже кочевники, придавали крепкой бюрократической администрации серьезное значение. Ильхан Газан-хан (1295—1304) официально принял ислам, сделал эту религию государственной и провел ряд важных реформ. Реформы Газан-хана не-мало способствовали восстановлению разрушенной монголами экономики Ирана. Но растоптанные мон-гольскими лошадьми и сожженные монголами города некогда богатого и процветающего Ирана даже спус-тя полвека, при Газан-хане, многого дать не могли: по некоторым данным, после восстановительных ре-форм Газан-хана хозяйство Ирана смогло обеспечить ежегодный доход на уровне 21 млн. динаров, тогда как столетием раньше этот уровень был равен примерно 100 млн. динаров. И это несмотря на то, что при монголах были увеличены налоги с населения за счет обложения всех дополнительной подушной податью купчур. Западная часть бывшего халифата, куда не дошли завоеватели-монголы, имела свою историю, полити-ческие события которой уже с Х в. мало пересекались с теми, о которых только что шла речь. На западе ха-лифата на рубеже VIII—IX вв. началось отпадение от халифата его эмиратов. Но этот естественный процесс там был значительно осложнен религиозными спорами и разногласиями. Конечно, нечто в этом роде было и на востоке халифата, о чем говорилось выше в связи с историей кар-матов. Можно добавить, что наряду с карматами здесь активизировались и другие секты исмаили-тов, в ча-стности ассасины. Воины-смертники из числа специально воспитывавшихся сторонников этой секты (их именовали также федаями, федаинами) были нарочито ориентированы на смерть во имя веры. Хорошо тре-нированные и поддерживавшиеся в их воинственном азарте немалыми долями гашиша (откуда и название секты — гаша-шины, фр. ассасины) федаины умело проникали и ко двору неугодного эмира, и в стан кре-стоносцев, делая там свое дело. В конце XI в. центром секты стал горный замок Аламут, после чего в гор-ных районах прилегающего к замку Кухистана, а также в ряде других мест возникло фактически независи-мое от сельджукских султанов и любых иных иранских правителей своеобразное государство исмаилитов, которое было разгромлено вместе с замком лишь монголами. Но при всей политической значимости дея-тельности исмаилитов (карматов и ассасинов) в восточной части халифата, на западе их роль, да и роль иных сектантов, прежде всего шиитского толка, оказалась много более значительной. Достаточно напом-нить, что первый из отколовшихся от халифата эмиратов, не считая Кордовского, был шиитским, т.е. не признававшим по принципиальным соображениям сакральной святости и авторитета власти халифа-суннита. Влияние шиитов в западной части халифата было весьма большим с самого начала правления Аббаси-дов. Можно напомнить, что эта часть халифата, наиболее удаленная от столицы, вообще была склонна к оппозиции. Именно сюда, в Кордову, бежал последний из Омей-ядов. Здесь появились первые полунезави-симые эмираты (Аглабидов в Алжире и Тунисе, Тулунидов в Египте), которые, хотя е1це и не были шиит-скими и потому признавали духовный авторитет халифа, в политическом плане очень рано стали полунеза-висимыми от центра халифата. С рубежа IX—Х вв. ситуация в этом плане стала изменяться еще решитель-ней. Шииты исмаилитского толка (они почитали седьмым святым имамом, т.е. прямым наследником Али и Фатимы, а в конечном счете и самого пророка, Исмаила, сына шестого имама Джафара, который неспра-ведливо, по их мнению, лишил Исмаила права на имамат) считали, как и все шииты, что управлять мусуль-манами имеют право лишь святые имамы, ведущие происхождение от пророка. Только эти имамы, а после пресечения их прямой линии (двенадцатый имам в середине IX в. в возрасте подростка таинственно исчез. Он считается шиитами последним «скрытым» имамом, который рано или поздно вновь откроется людям, появится в виде мессии, Махди, с нетерпением ожидаемого правоверными шиитами и по сей день) их бли-жайшие родственники, т.е. опять-таки потомки Мухаммеда, пусть по боковой линии, сейвды, должны быть халифами. Исмаилитские имамы (термин «имам» весьма емкий, им обозначаются стоящие впереди, вожди, руководители) на протяжении IX в. вели весьма активную миссионерскую деятельность, имевшую наи-больший успех среди племен, населявших Магриб, в частности среди берберов. Сначала это была преиму-щественно религиозная проповедь, на рубеже IX—Х вв. она вылилась в вооруженное восстание. Имам ис-маилитов некий Убейдал-лах, объявивший себя потомком Фатимы и выдававший себя к тому же за Махди, возглавил это восстание и провозгласил себя халифом. Так был создан заменивший собой государство Аг-лабидов исмаилитский халифат Фатимидов, просуществовавший свыше двух с половиной веков (909—1171). Владевший вначале лишь частью Магриба, Алжиром и Тунисом халифат Фатимидов вскоре вступил в ожесточенную борьбу с Абба-сидами за Египет и Сирию. Египет с 905 г., после падения эмирата Тулуни-дов, вновь стал владением багдадского халифа. Это была богатейшая провинция Аббасидов, большинство населения которой в то время составляли еще христиане-копты, потомки древних египтян, выплачивавшие в казну халифа харадж и джизию. После образования государства Бундов и лишения багдадского халифа политической власти обстановка в Египте оказалась благоприятной для Фатимидов, ведших в этой стране активную религиозную пропаганду и политические интриги. Ряд успешных походов, завершившихся в 969 г. завоеванием Египта, привел к присоединению этой страны к государству Фатимидов. фатимиды перене-сли в Египет свою столицу, заново отстроив ее в виде нового города Аль-Кахира («победный город»), т.е. Каира. Развивая свои успехи, фатимиды перенесли военные действия на север и в 970 г. присоединили к своему халифату и Сирию. Борьба за Сирию обострила отношения фатимидских исмаилитов с другой ветвью шиитов-исмаилитов, карматами, часть которых жила в Сирии, тогда как другая, как уже говорилось, основала государство в Бах-рейне. Бахрейнские карматы ждали возвращения на землю в качестве Махди сына имама Исмаила и потому не признавали власти Фатимидов. Однако они и не выступали резко против фатимидских халифов. Иное дело — сирийские карматы. Будучи вынужденными реагировать на вторжение Фатимвдов в Сирию, они вступили в союз с Бундами и отвоевали у них Дамаск. Но это длилось недолго. В 977 г. сирийские карматы вынуждены были покинуть Сирию, частично переселившись в Бахрейн, а Сирия досталась Фатимидам, чей престиж в арабском мире в результате этого поднялся еще выше. Фатимидский халифат на рубеже Х—XI вв. был, пожалуй, сильнейшим независимым арабо-исламским государственным образованием своего вре-мени. Влияние Фатимидов достигало Мекки и Медины, чем в Каире весьма дорожили. Как и Египет, Сирия была богатейшей провинцией арабских халифов. Ее города были древними цен-трами международной торговли, а также развитого ремесла. Ее население, включавшее потомков древних финикийцев, было достаточно зажиточным. Как и в Египте, здесь была весьма заметная прослойка христи-ан, хотя уже преобладали арабский язык и арабо-мусульманская культура. Но едва ли не высшей ценностью Сирии — во всяком случае в глазах европейских христиан — была включенная в нее Палестина с «божьим городом» Иерусалимом, где располагался Гроб Господень. Как известно, именно это явилось поводом для так называемых крестовых походов (XI— XIII вв.), имеющих прямое отношение к нашей теме. Халифат Фатимидов, как и многие другие политические образования арабского мира, возникшие на раз-валинах аббасидского государства, был внутренне слаб, прежде всего, о чем уже упоминалось, из-за отсут-ствия надежной легитимной основы. Уже в середине XI в. потомки первых халифов оказались игрушкой в руках гвардейских военачальников из числа гулямов тюркского либо суданского происхождения, с кото-рыми соперничали также вожди берберских племен. При халифе Мустансире (1036—1094) эта борьба за-вершилась истреблением части гвардейцев, но в конечном счете гулямы взяли верх. Это привело в XII в. к заметному ослаблению политического могущества Фатимидов. Крестоносцы отобрали у них Сирию и Па-лестину, причем новый иерусалимский король Амальрих в 1167 г. побывал даже у стен Каира. На западе значительная часть Магриба оказалась под властью Альморавидов, захвативших во второй половине XI в. не только все североафриканские арабские владения, но частично также и земли Ганы, а затем и мавритан-скую Испанию, где под ударами христиан в это время пал Мордовский халифат. В середине XII в. на смену Альморавидам в Магрибе пришли к власти Альмохад, к которым перешло наследие Альморавидов, вклю-чая и мусульманские территории Испании. В 1171 г. военачальник Салахад-дин (Саладин) совершил в Каире переворот, провозгласив себя султа-ном. Власть фатимидских халифов пала, а султаны новой династии Алюбидов (1171—1250), будучи сунни-тами, признали авторитет багдадского халифа. Объединив под своей властью также и Сирию, где в середи-не XII в. крестоносцы были вынуждены вернуть Дамаск мусульманам (эмиром Дамаска стал кур-цокий пол-ководец Айюб, отец Саладина), и заключив мир с досаждавшими ему ассасинами, дважды покушавшимися на его жизнь, Салах-ад-дин всю свою незаурядную энергию направил на борьбу с крестоносцами. В 1187 г. он занял Иерусалим и захватил почти все важнейшие опорные пункты христова воинства. Правда, после третьего крестового похода Ричард Львиное Сердце заключил с Саладином выгодный мир, оговорив право христиан прибывать в Иерусалим для паломничества в святые места. Но большего крестоносцы добиться уже не могли. И надо сказать, облик Саладина произвел на них неизгладимое впечатление. Будучи, в отли-чие от большинства современных ему восточных правителей, человеком не только щедрым, но и скромным, Саладин привлек внимание к своей личности. В западноевропейской традиции он предстает в качестве бла-городного рыцаря, что нашло свое отражение прежде всего в сочинениях менестрелей. После смерти Салах-ад-дина его наследники повели междоусобную борьбу за султанат, владения кото-рого к этому времени охватывали не только Египет и Сирию, но также Хиджаз с Меккой и Мединой и часть Месопотамии. Междоусобные распри вновь усилили роль мамлюкской гвардии, которую правители созда-вали из купленных ими рабов. Неудивительно, что в 1250 г. последний из Айюбидов был свергнут одним из мамлюков, после чего Египет на протяжении двух с половиной веков оказался под властью мамлюкских правителей, которые сумели не только сохранить свою власть, но и успешно противостоять монгольским войскам. После упразднения Багдадского халифата при Хулагуидах в Каир прибыл бежавший туда один из близких родственников последнего халифа. Мамлюкские султаны признали и приютили его, результатом чего стало превращение Каира в местопребывание последней ветви халифов, не без выгоды для мам-люков сохранявших свой сакральный авторитет среди всех мусульман-суннитов вплоть до начале XVI в., когда в качестве преемников этого сакрального авторитета стали выступать захватившие Египет турецкие султаны. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |