Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды НПА (законы и подзаконные акты)




I. Законы

II. Подзаконные акты

III. Акты судебной власти

Общепринято деление НПА на две группы: законы и подзаконные акты.

I. Законы. НПА, имеющие статус закона – это:

Конституция Российской Федерации

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Кодексы

Региональные законы (законы субъектов РФ)

Договоры (международные и внутрифедеральные)

Закон – это главный НПА, регламентирующий наиболее важные стороны государственной и общественной жизни.

Конституция Российской Федерации – это главный НПА нашей страны. В регионах (субъектах РФ) главным территориальным НПА является Устав (края, области).

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – это главный НПА современного государства, который регламентирует важные стороны общественной и государственной жизни, принимают в особом законодательном порядке, обладает высшей юридической силой. ФКЗ определяют основные начала государственного и общественного строя РФ, правовое положение личности. На основе ФКЗ строится вся система НПА в стране. ФКЗ регламентирует деятельность Президента РФ, Правительства РФ, высших органов судебной власти.

Федеральный закон (ФЗ) – принимается в строгом соответствии с ФКЗ и регламентирует определенные сферы общественной жизни.

ФЗ подразделяются на кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) и текущее законодательство. Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, так как являются основополагающими актами в той или иной отрасли права.

Кодекс (от лат. codex = книга) – систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права.

Кодекс (свод законов) – систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс, семейный кодекс и т.д.)

Законы субъектов РФ – распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты.

В зависимости от времени действия законы можно подразделить на постоянные, временные, чрезвычайные; по кругу лиц, на которые закон распространяется – общего действия, специального (действуют только на отдельные категории субъектов закона, например, федеральные законы «О военнослужащих», «О беженцах» и т.д.)

Договоры – имеют статус закона.

определение: Договор – это документ нормативного характера, имеющий силу закона; заключаются по различным вопросам.

Договор – это такой соглашение нормативного характера по различным вопросам взаимоотношений между государствами (международные) и между субъектами федерации (внутрифедеральные).

Международные договоры (соглашения, пакты, декларации, коммюнике) – регулируют отношения РФ с иностранными государствами и международными организациями.

Внутрифедеральные договоры (внутригосударственные) договоры – особая группа нормативных документов РФ. Они заключаются между Федерацией и республиками, между субъектами РФ.

Чаще всего после заключения договора принимается соглашение, оно конкретизирует и развивает положения договора.

Международные договоры подлежат ратификации Парламентом РФ.

II. Подзаконные акты.

Все остальные НПА являются подзаконными. Они издаются на основе и во исполнение законов, могут конкретизировать нормы законов, толковать их, способствовать их реализации на практике, но не могут противоречить законам и документам, имеющим статус закона.

По субъектам издания, и сфере распространения они подразделяются на общие, ведомственные, региональные, локальные.

1) Общие подзаконные НПА – это НПА общей компетенции, их действие распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Посредством общих НПА координируются различные вопросы общественной жизни и осуществляются функции управления страной. Они исходят от Президента РФ, главы Правительства РФ и представлены указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Указы Президента РФ – регламентируют самые разнообразные стороны государственной и общественной жизни и связаны с управлением государством. В указах содержатся правовые нормы, регулирующие задания, поручения.

Указы Президента РФ принимаются на основе единоначалия и для исполнения действующих ФЗ, Президента РФ предоставлено право восполнять пробелы в законодательстве.

Распоряжения Президента РФ – отличаются ненормативным характером, издаются для решения оперативных и временных вопросов (создания рабочих комиссий, выделение средств регионам, по ведению переговоров и др.).

Постановления Правительства РФ – регулируют основные вопросы государственной экономической и социально-культурной жизни. Они устанавливают общие нормы для всех органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, граждан. Имеют большую силу, чем подобные акты федеральных органов исполнительной власти и местных органов.

Постановления Правительства принимаются на основе коллегиальности, они регулируют вопросы государственного управления.

Распоряжения Правительства РФ – ненормативные акты. Они носят оперативный характер и адресованы узкому кругу исполнителей.

2)Ведомственные подзаконные НПА – принимаются министерствами, федеральными агентствами, т.е органами исполнительной власти. Адресованы строго определенному кругу лиц и организаций соответствующей отрасли. Это НПА, которые принимаются коллегиально или единолично (министром): приказы, распоряжения, указания, разъяснения, инструкции, положения, правила, циркулярные письма и т.п.

3) Региональные подзаконные НПА.

Органы власти и управления субъектов РФ осуществляют управленческие функции и правовое регулирование отельных территорий, при этом основываясь на положениях законодательства РФ. Это следующие НПА:

Губернатор: указы и распоряжения.

Законодательные Собрания: постановления.

Правительства: постановления и распоряжения.

Исполнительные органы государственной власти (министерства): приказы, распоряжения и т.д.

4) Локальные подзаконные акты.

Занимают нижнюю ступень в иерархии административно-правовых актов. они принимаются на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Виды локальных актов: устав (предприятия, организации, учреждения), положения, инструкции, постановления, решения, приказы, распоряжения. Этими актами реализуются решения множеств организационных, трудовых, производственных, финансовых и других вопросов, общих для структур предприятия, организации, учреждения.

Они принимаются коллегиально или единолично руководителем организации или структурного подразделения (отдела).

III. Акты судебной власти.

Судебные органы не имеют права принимать НПА, они вправе применять уже действующие нормы права. В результате обобщения судебной практики может появится НПА или поправка к уже действующему НПА. Судебная практика носит индивидуальный характер.

 

Систематизация НПА

 

НПА создаются различными правотворческими органами (перечислены выше), они имеют различную юридическую силу, время действия и распространенность на различные территории и группы лиц.

По прошествии определенного времени между НПА могут возникнуть и возникают противоречия и их необходимо упорядочить и привести к одному знаменателю. Осуществить это помогает систематизация законодательства. В результате систематизация НПА:

1. устраняются противоречия между правовыми актами;

2. отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые.

Способы систематизации НПА:

Кодификация (от слова кодекс) – создание сводного систематизированного внутренне согласованного крупного нормативно-правового акта (в форме законодательства, кодекса, устава (общевоинский устав)).

Инкорпорация(корпорация с лат. объединение; включение в свой состав) – объединение в сборнике или в собрании действующих НПА в определенном порядке без изменения их содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства и НПА располагаются по алфавиту, хронологии или предметному признаку.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...