Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Два уровня власти: федеральный и региональный.




Информационные ресурсы социально-экономического комплекса

ИР СЭК – это комплекс (потоки и массивы) первичных и вторичных документов (печатных и электронных), справочно-правовых систем, баз и банков данных, отражающих содержание социальных и экономических наук, духовную жизнь общества и экономическую практику.

Социальная информация (СИ) – сведения о мире, возникающие и используемые в процессе человеческой деятельности (Моргенштерн).

Сущность СИотражает различные отношения (экономические, политические, правовые, национальные, религиозные) различных социальных групп общества.

Особенности функционирования СИ:

1. пополняется новым содержанием;

2. носит индивидуальный характер (одну и туже информацию разные люди воспринимают, оценивают и реагируют по-разному);

3. воспроизводится и воспринимается человеком в процессе его деятельности (производство, управление, учеба, досуг);

4. функционирует в различных типах обществ.

Социально-экономический документ – это комплекс печатных и электронных изданий, отражающих содержание социальных и экономических наук, духовную жизнь общества и экономическую практику.

Роль социально-экономических документов:

1. способствуют формированию мировоззрения человека

2. в теоретической подготовке кадров

3. в профессиональном обучении и повышении квалификации

Для классификации документов СЭК по содержанию используются различные документные классификации, в том числе библиотечно-библиографические (УДК, ББК):

Социология

Статистика

Демография

Социальное управление  

Социальная работа. Социальная защита

История. Исторические науки

Экономика. Экономические науки

Политика. Политология

Право. Юридические науки

Военное дело. Военная наука

Педагогика

Религия

Философия. Философские науки

Психология

Социально-экономические документы составляют комплекс разнообразных по содержанию, видам, форме, носителям изданий.

Документальный поток – изменяющееся во времени множество объектов документов, находящихся в движении, в динамике; вновь появившиеся документы.

Документальный массив – определенное множество документов, созданных и накопленных обществом и сосредоточенных в его информационных системах (библиотеках, центрах и т.д.).

Библиотечным специалистам (библиотекарям и библиографам) необходимо знать и разбираться в типологии и видах изданий СЭК для того, чтобы:

1. комплектовать фонд;

2. ориентироваться в фонде;

3. организовывать информационно-библиографическое обслуживание, в том числе разбираться в пользователях СЭИ (информации) и их информационных потребностях.

Исходя из целевого назначения различают следующие виды документов в составе документального потока и массива СЭК (ГОСТ 7.60–2003):

Официальные

Научные

Научно-популярные

Производственно-практические

Учебные

Массово-политические

Духовно-просветительные

Справочные

Информационные

Рекламные

Следует отметить, что только для СЭК характерны такие виды изданий как: официальные, массово-политические, духовно-просветительные.

С учетом периодичности выхода изданий особую роль играют периодические издания по отраслям СЭК.



Официальные документы

Официальное издание – издание, публикуемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций, содержащее материалы нормативного или директивного характера (закон, указ) [ГОСТ 7.60–2003. Издания. Основные виды. Термины и определения].

 

Согласно ГОСТу 7.60–2003 к официальным изданиям относятся: инструкция, прейскурант, стандарт, уставное издание.

Официальные издания можно классифицировать:

I. Официальные книжные издания.

1. Официальные документные издания:

а) документы законодательных и исполнительных органов власти (конституция, законы, указы, постановления, приказы и т.д.)

б) дипломатические документы (договоры, соглашения, конвенции, коммюнике и т.д.)

в) документы политических партий, объединений, общественных организаций (устав, программа, стенограммы отчетов съездов и т.д.)

г) документы международных организаций

2. Информационные издания (представлены национальными библиографическими указателями (издает Парламентская библиотека))

3. Справочные издания

а) политико-экономические справочники

б) справочники административно-территориальных делений

в) справочники международных организаций

4. Статистические издания (государственные универсальные и отраслевые ежегодники)

II. Официальные периодические издания

1. официальные бюллетени, вестники, собрания и другие подобные издания федеральных органов

2. официальные бюллетени, вестники, собрания и другие подобные издания региональных органов власти

3. официальные бюллетени, вестники, собрания и другие подобные издания органов местной власти.

 

В системе официальных документов (изданий) наибольшую значимость имеют нормативно-правовые акты (НПА).

Нормативно-правовой акт –официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права – общие установления и предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, издаются государственными органами.

НПА – есть отражение определенной формы деятельности государства, его органов и должностных лиц; НПА обладает государственно-властным характером обязателен для тех, кому адресован.

Существуют НПА общего и индивидуального характера. Индивидуальные НПА действуют на конкретное лицо, организацию и рассчитаны на одноразовое применение: указы о награждениях, решения суда и т.д.; они издаются на основе действующих норм права, но сами не устанавливают новых норм.

Новые права устанавливаются государством в лице его компетентных органов.

Вопросы государственного устройства изложены в Конституции РФ.

РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Государственная власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную, судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Два уровня власти: федеральный и региональный.

Разграничения между предметом ведения и полномочий органов федеральной и региональной власти осуществляется Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами.

Органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти.

Президент РФ является главой государства; он вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы. Президент РФ издает указы и распоряжения, они обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Законодательная власть: Федеральное Собрание – парламент РФ, оно является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к его ведению.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к её ведению.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, затем в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который его одобряет. После этого, принятые ФЗ в течение 5 дней направляются Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президенту РФ подписывает ФЗ и обнародует его.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы – они имеют прямое действие на территории РФ.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренные Конституцией РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Субъекты РФ принимают региональные законы и иные нормативные правовые акты. Они не могут противоречить федеральным законам.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, и обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению в РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства: Конституционный Суд РФ, ФКЗ от 06.02.2014 (поправка к Конституции) о «Верховном Суде Российской Федерации»: объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда в Верховный Суд РФ); Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ (СК).

Итак, федеральный уровень: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации + Государственная Дума), Суды.

Региональный уровень или уровень субъектов Федерации органы власти представлены:

Глава региона– губернатор.

Законодательная власть: Законодательными Собраниями (Думами) (Устав (основной закон), законы, договора, соглашения, постановления, программы социально-экономического развития).

Исполнительная власть: администрации, министерства, департаменты (постановления, решения и т.д.).

Судебная власть: суды, прокуратура, следственный комитет

Местное самоуправление: аналогичные органы власти и управления: мэр, глава администрации; городская/районная Дума, суд и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...