Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Когнитивный подход (С.Аш, Д. Креч, Р. Крачфилда) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Основные положения когнитивного подхода: а) важнейшим элементом целостной организации поведения является познание; б) перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение – как процесс когнитивной реорганизации. “Поведение организовано Эта организация молярна. Наиболее важный ее элемент – познание”. С Аш пишет о том, человек имеет тенденцию быть настолько хорошим (т.е. мыслящим связанно), насколько это допускают обстоятельства. При построении образа какого-нибудь предмета, явления для человека “идентичные данные не являются теми же самыми в различных контекстах”. Этот вывод был сделан на основании эксперимента, в котором двум группам испытуемых предлагались 7 прилагательных, относящихся якобы к одному лицу, причем последние прилагательные были для двух групп разные: “теплый”, “холодный”. Затем участникам групп было предложено 18 черт характера, из которых нужно было выбрать те, которые характеризовали бы данного человека. В результате набор этих черт оказался в зависимости от принадлежности к группе совершенно разный и указывал на тенденцию построения конфигурации черт вокруг слов “теплый” или “холодный”.
Глоссарий
Тестовое задание 1. Автор теории структурного баланса a. Т. Ньюком; b. Л. Фестинг; c. Ф. Хайдер; d. С. Аш. 2. Проблемы, изучающиеся в рамках теории конгруэнтности a. социальная перцепция, аттракция, аттитюды; b. диссонанс и консонанс; c. познание, перцепция, когнитивная реорганизация; d. баланс, дисбаланс, когнитивная атрибуция. 3. Модель Ф. Хайдера a. Р-Х-О; b. S-O-R; c. S-R; d. Р-О-Х. 4. К теории когнитивного соответствия относятся: a. когнитивный подход; b. теория коммуникативных активов; c. динамическая теория функционирования группы; d. теория интерперсонального поведения. 5. Представителями когнитивного подхода являются: a. Креч, Крачфилд; b. Осгуд, Танненбаум; c. Хайдер, Фестингер; d. Беннис, Шепард. 6. Источником диссонанса являются: a. переживание между знанием и поведением; b. игнорирование ситуации; c. избегание личностью информации, способствующей диссонансу; d. несоответствие прошлому опыту когнитивных элементов. 7. В центр своего изучения когнитивная психология поставила: a. зависимость поведения субъекта от внутренних структур; b. способы преодоления внутренних конфликтов; c. личность человека; d. поведение. 8. Автор книги “Теория когнитивного диссонанса” (1957) a. Д. Креч; b. Л. Фестингер; c. Э. Фролин; d. Ф. Хайдер. 9. Когнитивная психология нанесла удар по основным идеям: a. биозевиоризма; b. психоанализма; c. гештальтпсихология; d. гуманистической психологии. 10. Когнитивная психология возникла в: a. конце 19 – начале 20 веков; b. конце 20 века; c. середине 20 века; d. 20-е годы 20 века. Контрольные задания 1 .Перечислите отличительные черты когнитивной психологии. 1. Что общего у известных вам теорий когнитивного соответствия? 2. Каковы основные положения когнитивного подхода? 3. Какую теорию обосновал Ф. Хайдер в своих работах? 4. Какую теорию и в какой работе обосновал Т. Ньюк? 5. Назовите имя автора теории когнитивного диссонанса 6. В чем заключается теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума? Лекционные занятия - 2 1. Причины появления когнитивной психологии, предшественники когнитивной психологии. 2. Исследование когнитивных процессов. Понятие «схема». Формирование «схем» в индивидуальном опыте человека. 3. Значение и ограниченность когнитивной психологии.
Семинарские занятия- 2. 1. Устный опрос. - Истоки возникновения когнитивной психологии. - Вклад когнитивной психологии в исследование познавательных процессов, сферы бессознательного, психики животных. 2.Защита рефератов, тест-опрос.
Тема. Генетическая психология Ж.Пиаже. 1. Психогенетика: соотношение генетических факторов и условий. 2.Учение о развитии интеллекта ребенка. Понятие ассимиляции и аккомодации. Стадии развития познавательных структур.
Семинарские занятия (4 часа). Генетическая психология Ж.Пиаже. 1.Устный опрос: - Сравнительный анализ генетической психологии и когнитивной психологии. - Стадии развития интеллекта по Пиаже: достоинства и недостатки. 2. Защита рефератов, демонстрация опытов Пиаже. Конспектирование и анализ первоисточников.
ТЕМА 15. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. ЛЕКЦИИ – 20 СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ – 18
Лекция 1. Идеологическая борьба в советской психологии в 20-30-е гг. 20-го в. 1. Проблемы становления отечественной психологии в рамках мировой психологической науки. Идейная борьба в современной психологии в первые годы ее развития. 2. Вопросы теории в современной психологии в 20-30 гг. теоретические проблемы психологии в трудах К.Н.Корнилова; Г.И.Челпанова, проблема развития психики в трудах П.П.Блонского; вопросы теории в трудах М.Я. Басова. Основные направления исследований в 20-30 гг.
Семинарское занятие. Проблемы становления советской психологии. 1.Устный опрос: - Вклад Корнилова, Челпанова в развитие отечественной науки Суть реактологии как науки. - Развитие и судьба педологии в СССС. Развитие психотехники. - Основные направления дискуссий в теории в 20-30-е годы. Экспериментальные исследования. 2. Защита рефератов, работа с первоисточниками.
Лекция 2. Л.С.Выготский и его вклад в развитие отечетсвенной психологии . 1.Л.С.Выготский – один из основоположников отечественной психологии. Этапы научного творчества. 2. Теория культурно-исторического происхождения высших психических функций.
Сминарское занятие. Жизненный и научный путь Л.С.Выготского. 1. Просмотр видеофильма «Л.С.Выготский». 2. Дискуссия на тему : «Л.С.Выготский и современная наука».
Лекция 3. Отечественная психология в годы Великой Отечественной войны. 1. Развитие экспериментальной психологии в оды Великой Отечественной войны . 2. Психофизиологические исследования данного периодаи их вклад в мировую психологию. Семинарское занятие. Психология в годы войны. 1. Исследования Лурии и его сотрудников в области функций мозга, восстановления утраченных функций. 2.Защита рефератов, работа с первоисточниками.
Лекция 4 – 5..(6 часов) Основные направления исследований современных психологов в 50-60 гг.
1. Проблема развития психики: развитие и обучение. 2. Принцип единства сознания и деятельности в трудах современных психологов. Проблема деятельности в работах А.Н.Леонтьева. понятие о «ведущей деятельности». 3. Разработка методологических принципов психологии в работах С.Л.Рубинштейна. Принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма. 4.Проблема личности и ее формирование в современной психологии. Теория личности А.Платонова. Работы Л.И.Божович, исследование индивидуально-психологических особенностей личности ( В.С.Мерлин, Н.Д.Левитов, Б.М.Теплов). 5.Узнадзе Д.Н. как основатель грузинской школы в психологии. Психология установки. Установка как готовность организма или субъекта к совершению определенного действия.
Семинарские занятия ( 6 часов) . Проведение теоретической конференции « Основные направления развития отечественной психологии в 50-60-е годы». Выступление студентов с докладами, обсуждение.
Лекция 6. Современная психология в 70-ые годы 20 века.
1. Исследование познавательных процессов ( Смирнов, Зинченко). 2. Проблемы развития личности. Работы А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева, Б.Г,Ананьева. 3. Проблемы возрастной психологии в трудах современных психологов. 4.Развитие прикладных отраслей в психологии: инженерной, труда, спорта, дифференциальной, психологии аномального развития.
Семинарское занятие: Круглый стол: «Отечественная психология в 70-е годы : основные направления исследований и их значение для современности».
Лекция 7. Современное состояние отечественной психологии. 1. Основные тенденции развития отечественной психологии в постсоветсткий период. 2.Основные направления исследований и современное состояние науки в нашей стране. Семинарское занятие. Основные направления исследований современной отечественной психологии. 1. Устный опрос . 2.Анализ публикаций в психологических журналах по основным разделам современной психологии. 3.Защита рефератов. Лекция 8.(4 часа). Развитие психологии в Республике Беларусь. 1.Становление психологии в Беларуси. 2. Основные направления исследований белорусских ученых-психологов.
Семинарское занятие. Проведение итоговой конференции « Основные направления исследований белорусских ученых: теория и практика» ( по материалам публикаций в научных журналах).
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 345. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |