Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Когнитивный подход (С.Аш, Д. Креч, Р. Крачфилда)




Основные положения когнитивного подхода: а) важнейшим элементом целостной организации поведения является познание; б) перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение – как процесс когнитивной реорганизации. “Поведение организовано Эта организация молярна. Наиболее важный ее элемент – познание”.

С Аш пишет о том, человек имеет тенденцию быть настолько хорошим (т.е. мыслящим связанно), насколько это допускают обстоятельства. При построении образа какого-нибудь предмета, явления для человека “идентичные данные не являются теми же самыми в различных контекстах”.

Этот вывод был сделан на основании эксперимента, в котором двум группам испытуемых предлагались 7 прилагательных, относящихся якобы к одному лицу, причем последние прилагательные были для двух групп разные: “теплый”, “холодный”. Затем участникам групп было предложено 18 черт характера, из которых нужно было выбрать те, которые характеризовали бы данного человека. В результате набор этих черт оказался в зависимости от принадлежности к группе совершенно разный и указывал на тенденцию построения конфигурации черт вокруг слов “теплый” или “холодный”.

 

Глоссарий

 

№ п/п Наименование понятия Содержание
1. Когнитивная психология (от лат. “когнитио” – знание, познание) новое направление в психологии, возникшее в середине ХХ века под впечатлением компьютерной революции; во главу угла ставится изучение зависимости поведения субъекта от внутренних, познавательных (информационных) вопросов и структур (схем, “сценариев”), сквозь призму которых он воспринимает свое жизненное пространство и действует в нем.
2. Ф. Хайдер автор теории структурного баланса, сочинений “Психология межличностных отношений”, “Аттитюды и когнитивная организация”
3. Т. Ньюком автор теории коммуникативных актов, сочинения “Подход к исследованию коммуникативных актов” (1953)
4. Л. Фейстингер автор теории когнитивного диссонанса и одноименной работы (1957). Разрабатывал идеи социального сравнения

Тестовое задание

1. Автор теории структурного баланса

a. Т. Ньюком;

b. Л. Фестинг;

c. Ф. Хайдер;

d. С. Аш.

2. Проблемы, изучающиеся в рамках теории конгруэнтности

a. социальная перцепция, аттракция, аттитюды;

b. диссонанс и консонанс;

c. познание, перцепция, когнитивная реорганизация;

d. баланс, дисбаланс, когнитивная атрибуция.

3. Модель Ф. Хайдера

a. Р-Х-О;

b. S-O-R;

c. S-R;

d. Р-О-Х.

4. К теории когнитивного соответствия относятся:

a. когнитивный подход;

b. теория коммуникативных активов;

c. динамическая теория функционирования группы;

d. теория интерперсонального поведения.

5. Представителями когнитивного подхода являются:

a. Креч, Крачфилд;

b. Осгуд, Танненбаум;

c. Хайдер, Фестингер;

d. Беннис, Шепард.

6. Источником диссонанса являются:

a. переживание между знанием и поведением;

b. игнорирование ситуации;

c. избегание личностью информации, способствующей диссонансу;

d. несоответствие прошлому опыту когнитивных элементов.

7. В центр своего изучения когнитивная психология поставила:

a. зависимость поведения субъекта от внутренних структур;

b. способы преодоления внутренних конфликтов;

c. личность человека;

d. поведение.

8. Автор книги “Теория когнитивного диссонанса” (1957)

a. Д. Креч;

b. Л. Фестингер;

c. Э. Фролин;

d. Ф. Хайдер.

9. Когнитивная психология нанесла удар по основным идеям:

a. биозевиоризма;

b. психоанализма;

c. гештальтпсихология;

d. гуманистической психологии.

10. Когнитивная психология возникла в:

a. конце 19 – начале 20 веков;

b. конце 20 века;

c. середине 20 века;

d. 20-е годы 20 века.

Контрольные задания

1 .Перечислите отличительные черты когнитивной психологии.

1. Что общего у известных вам теорий когнитивного соответствия?

2. Каковы основные положения когнитивного подхода?

3. Какую теорию обосновал Ф. Хайдер в своих работах?

4. Какую теорию и в какой работе обосновал Т. Ньюк?

5. Назовите имя автора теории когнитивного диссонанса

6. В чем заключается теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума?

Лекционные занятия - 2

1. Причины появления когнитивной психологии, предшественники когнитивной психологии.

2. Исследование когнитивных процессов. Понятие «схема». Формирование «схем» в индивидуальном опыте человека.

3. Значение и ограниченность когнитивной психологии.

 

Семинарские занятия- 2.

1. Устный опрос.

- Истоки возникновения когнитивной психологии.

- Вклад когнитивной психологии в исследование познавательных процессов, сферы бессознательного, психики животных.

2.Защита рефератов, тест-опрос.

 

Тема. Генетическая психология Ж.Пиаже.

1. Психогенетика: соотношение генетических факторов и условий. 2.Учение о развитии интеллекта ребенка. Понятие ассимиляции и аккомодации. Стадии развития познавательных структур.

 

Семинарские занятия (4 часа). Генетическая психология Ж.Пиаже.

1.Устный опрос:

- Сравнительный анализ генетической психологии и когнитивной психологии.

- Стадии развития интеллекта по Пиаже: достоинства и недостатки.

2. Защита рефератов, демонстрация опытов Пиаже. Конспектирование и анализ первоисточников.

 

ТЕМА 15. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ЛЕКЦИИ – 20

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ – 18

 

Лекция 1. Идеологическая борьба в советской психологии в 20-30-е гг. 20-го в.

1. Проблемы становления отечественной психологии в рамках мировой психологической науки. Идейная борьба в современной психологии в первые годы ее развития.

2. Вопросы теории в современной психологии в 20-30 гг. теоретические проблемы психологии в трудах К.Н.Корнилова; Г.И.Челпанова, проблема развития психики в трудах П.П.Блонского; вопросы теории в трудах М.Я. Басова. Основные направления исследований в 20-30 гг.

 

Семинарское занятие. Проблемы становления советской психологии.

1.Устный опрос:

- Вклад Корнилова, Челпанова в развитие отечественной науки Суть реактологии как науки.

- Развитие и судьба педологии в СССС. Развитие психотехники.

- Основные направления дискуссий в теории в 20-30-е годы. Экспериментальные исследования.

2. Защита рефератов, работа с первоисточниками.

 

Лекция 2. Л.С.Выготский и его вклад в развитие отечетсвенной психологии

.

1.Л.С.Выготский – один из основоположников отечественной психологии. Этапы научного творчества.

2. Теория культурно-исторического происхождения высших психических функций.

 

Сминарское занятие. Жизненный и научный путь Л.С.Выготского.

1. Просмотр видеофильма «Л.С.Выготский».

2. Дискуссия на тему : «Л.С.Выготский и современная наука».

 

 Лекция 3. Отечественная психология в годы Великой Отечественной войны.

1. Развитие экспериментальной психологии в оды Великой Отечественной войны .

2. Психофизиологические исследования данного периодаи их вклад в мировую психологию.

Семинарское занятие. Психология в годы войны.

1. Исследования Лурии и его сотрудников в области функций мозга, восстановления утраченных функций.

2.Защита рефератов, работа с первоисточниками.

 

 

Лекция 4 – 5..(6 часов) Основные направления исследований современных психологов в 50-60 гг.

 

1. Проблема развития психики: развитие и обучение.

2. Принцип единства сознания и деятельности в трудах современных психологов. Проблема деятельности в работах А.Н.Леонтьева. понятие о «ведущей деятельности».

3. Разработка методологических принципов психологии в работах С.Л.Рубинштейна. Принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма.

4.Проблема личности и ее формирование в современной психологии. Теория личности А.Платонова. Работы Л.И.Божович, исследование индивидуально-психологических особенностей личности ( В.С.Мерлин, Н.Д.Левитов, Б.М.Теплов). 

 5.Узнадзе Д.Н. как основатель грузинской школы в психологии. Психология установки. Установка как готовность организма или субъекта к совершению определенного действия.

 

Семинарские занятия ( 6 часов) . Проведение теоретической конференции « Основные направления развития отечественной психологии в 50-60-е годы». Выступление студентов с докладами, обсуждение.

 

Лекция 6. Современная психология в 70-ые годы 20 века.

 

1. Исследование познавательных процессов ( Смирнов, Зинченко). 2. Проблемы развития личности. Работы А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева, Б.Г,Ананьева.

3. Проблемы возрастной психологии в трудах современных психологов. 4.Развитие прикладных отраслей в психологии: инженерной, труда, спорта, дифференциальной, психологии аномального развития.

 

Семинарское занятие:

Круглый стол: «Отечественная психология в 70-е годы : основные направления исследований и их значение для современности».

 

Лекция 7. Современное состояние отечественной психологии.

1. Основные тенденции развития отечественной психологии в постсоветсткий период.

2.Основные направления исследований и современное состояние науки в нашей стране.

Семинарское занятие. Основные направления исследований современной отечественной психологии.

1. Устный опрос .

2.Анализ публикаций в психологических журналах по основным разделам современной психологии.

3.Защита рефератов.

 Лекция 8.(4 часа). Развитие психологии в Республике Беларусь.

1.Становление психологии в Беларуси.

2. Основные направления исследований белорусских ученых-психологов.

 

Семинарское занятие. Проведение итоговой конференции « Основные направления исследований белорусских ученых: теория и практика» ( по материалам публикаций в научных журналах).

 

 

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...