Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории когнитивного соответствия




Учебно – методический комплекс ( ч. 2 )

 

ТЕМА 14. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ЛЕКЦИИ – 12

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ – 12

 

Лекция 1-2. (4 часа). Гуманистическая психология.

 

1. Гуманистическая психология как описание строения и развития внутреннего опыта человека, «третья сила» в психологии. А.Маслоу – «отец» гуманистической психологии

2.Феноменология личности. Принцип «Здесь и сейчас». Понятие смысл жизни», «жизненные цели». Карл Роджерс. Самоактуализация как центральная проблема гуманизма.

3.Логотерапия В.Франкла. Поиск смысла жизни – основная движущая сила развития личности; самоактуализация как средство осуществления смысла жизни. Гуманистическая психотерапия.

4. Вклад гуманистической психологии в психологическую теорию и практику.

 

Семинарское занятие . Гуманистическая психология. ( 4 часа).

1. Устный опрос.

-Причины появление и основные положения гуманистической психологии.

_Сравнительный анализ теории А.Маслоу и К.Роджерса.

- Гуманистическая психотерапия В.Франкла.

2. Работа в Интернет-библиотеке. Обсуждение рефератов.

 

Эволюция школ и направлений психологии в 20 веке: возникновение когнитивной психологии.

Краткая аннотация модуля

 

Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию: они изменялись в направлении обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ.

Сокрушительный удар по бихевиористской трактовке психологии нанесло возникшее в середине ХХ века, под впечатлением компьютерной революции, новое направление, названное когнитивной психологией (от лат. “когнитио” – знание, познание). Во главу угла когнитивная психология поставила изучение зависимости поведения субъекта от внутренних, познавательных (информационных) вопросов и структур (схем, “сценариев”), сквозь призму которых он воспринимает свое жизненное пространство и действует в нем. То, в чем классический бихевиоризм отказывал человеку (восприятие, запоминание, внутренне преобразование информации), оказалось делом объективно, независимо от человека работающего компьютера. В свете этого рухнуло представление о том, что извне незримые познавательные (когнитивные) процессы недоступны объективному, строго научному исследованию.

Разрабатываются различные теории организации и преобразования знания – от мгновенно воспринимаемых и охраняемых чувственных образов до сложной многоуровневой семантической (смысловой) структуры человеческого сознания (У. Найссер).

К когнитивным теориям в социальной психологии относятся: 1) теории когнитивного соответствия: структурного баланса (Ф. Хайдер); коммуникативных актов (Т. Ньюком); когнитивного диссонанса (Л. Фестингер); конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум). Общее для данных теорий: личность стремится убрать внутренний дисбаланс, а группа - максимизировать внутреннее соответствие межличностных отношений; 2) когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда.

Тематический план

В ходе самостоятельной работы над предложенной темой студентам предлагается рассмотреть одно из направлений современной психологической науки - когнитивную психологию по следующему плану:

1. Теории когнитивного соответствия.

2. Когнитивный подход.

Теории когнитивного соответствия

Теорию структурного балансаФ. Хайдер разработал в сочинениях “Психология межличностных отношений”, “Аттитюды и когнитивная организация”, “Социальная перцепция и феноменальная причинность”. Содержание теории сводилось к следующим суждениям: “Человек изначально стремится к упорядоченному и связному пониманию его отношений с окружающим миром. Эту черту своего поведения он фиксирует, создавая наивную или житейскую психологию, которая выражается в языке, установках, мнениях, суждениях и т.п. По внешнему поведению человека можно определять эти установки, мотивы, которыми он руководствуется (т.е. упор здесь делается на особенностях и закономерностях воспрития).

В своей теории Хайдер использовал две идеи: баланса – ситуация, в которой воспринимаемые единицы существуют без стресса, без противоречия, т.е. нет давления, чтобы менять когнитивную организацию и эмоциональные проявления; когнитивной атрибуции – процесс поиска для объяснения поведения другого человека или своих действий.

Ключевая идея заключалась в том, что дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Для уяснения использовалась модель триады, где одна личность относится к двум объектам, один из которых тоже может быть личностью. Данная модель представлена схемой “Р-О-Х”, где Р – воспринимающий субъект, О – другой, Х – объект. Взаимодействие трех элементов составляет когнитивное поле, причем отношения между элементами описываются двумя видами: а) оценки: эмоциональные, типа “люблю – не люблю”, “нравится – не нравится”; б) принадлежности: фиксируют степень воспринимаемого единства элементов и выражаются в понятиях “близки – далекий”, “принадлежащий – не принадлежащий”.

В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома, изложенной в сочинении “Подход к исследованию коммуникативных актов” (1953), исходным тезисом выступала следующая конструкция: “Когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят свое отношение к третьему лицу (либо субъекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации. Расхождение установок заставляет повышать частоту общений по этому расхождению с целью снять возникший дисбаланс. Возникает необходимость менять либо отношение к объекту, либо к человеку”.

Теория когнитивного диссонансаизложена Л. Фестингером в работе “Теория когнитивного диссонанса” (1957). До теории когнитивного диссонанса он разрабатывал идеи социального сравнения. Основная суть этих идей: человек постоянно сравнивает себя с другими. Причем замечена закономерность – чем более я замечаю расхождение в способностях, мнениях между собой и другими, тем меньше тенденция оценивать себя. Внутреннее состояние при этом оценивается как а) консонанс – согласованность в его когнитивной структуре; б) диссонанс – переживание между знанием и поведением.

К основным положениям теории когнитивного диссонанса следует отнести следующие: между когнитивными элементами может возникать диссонанс; существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или препятствовать его росту. Проявление этого стремления включает: изменение поведения; изменение знаний об объекте; игнорирование ситуации.

Источники диссонанса: логическая непоследовательность; несоответствие когнитивных элементов культурным образцам; несоответствие данного когнитивного элемента более широкой системе представлений; несоответствие прошлому опыту. Последствия диссонанса: а) существование диссонанса мотивирует личность уменьшить его и достичь консонанса; б) личность избегает информации, способствующей росту диссонанса.

Фестингер пытается измерить величину диссонанса между двумя когнитивными элементами, определяя ее как “функцию отважности элементов индивида”. Величина диссонанса будет зависеть от важности принятого решения; степени привлекательности отвергнутой альтернативы; степени однородности ситуаций, подвергающихся сравнению. Один из “защитных механизмов” в снижении диссонанса – стремление человека “рационализировать” свое решение.

В теории конгруэнтностиЧ. Осгуда и П. Танненбаума делается попытка предсказать изменение отношения (аттитюда) личности к двум объектам при стремлении установить соответствие в когнитивной структуре. Для этого используется методика семантического дифференциала. Суть методики: в жизни стимул как знак и стимул как объект никогда не совпадают. Методика позволяет выявить отношение испытуемого к объекту на основании его отношения к знаку. Испытуемый, выбирая из биполярных прилагательных – антонимов, фиксирует на специальной шкале близкий ему ответ. Для правильного подбора биполярных оценочных пар Осгудом разработана специальная теория “семантического пространства значений”.

Основные идеи теории: а) возможность определить место каждого значения в некотором семантическом пространстве, образуемом набором семантических шкал, состоящих их пар прилагательных; б) возможность вычисления расстояний между значениями; в) возможность зафиксировать сдвиг значений слов при вхождении их в словосочетание.

Таким образом, сущность подхода когнитивной ориентации в социальной психологии – объяснение социального поведения через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур. В его рамках изучаются проблемы: а) социальной перцепции; б) аттракции (эмоциональное переживание другого); в) формирование и изменения аттитюдов. Основные идеи, принятые от гештальтпсихологии: а) целостного образа; б) категоризации образов; в) изоморфизма (структурное подобие между физическими и психологическими процессами); г) господства “хороших фигур” д) ассимиляции и контраста; е) “теория поля” К. Левина.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...