Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ




Политическая культура исследуется учеными на основе разных научных подходов и трактуется в науке неоднознач­но. Она, по образному выражению современного американ­ского философа У. Джеймса, является «цветущей и жужжа­щей неразберихой». И все же попытаемся разобраться в этом политическом феномене.

Отметим, что политическая культура рассматривается обычно на двух уровнях: личности и общества.

Политическая культура личности представляет собой единство трех составляющих: знаний о мире политики, по­литических ценностных ориентации, способов практичес ких политических действий.

Политические знания могут иметь научный характер, но могут бытовать и на уровне житейских представлений. В житейских представлениях политические явления неред­ко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозво­ленность, консенсус — как соглашательство, а демократия — как возможность делать все, что пожелаешь. Знания поли­тологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его полити­ческим сознанием. Он, как правило, критически осмыслива­ет услышанное и прочитанное.

Однако надо иметь в виду, что на политические представ­ления даже самой образованной личности большое влияние могут оказывать сложившиеся в обществе устойчивые стерео­типы, ставшие неотъемлемой чертой политического мышле­ния людей. Например, в период правления Сталина лишь не­многие допускали мысль о его личной вине в массовых репрессиях и других беззакониях.

Политические ценностные ориентации занимают цент­ральное место в структуре политической культуры личнос­ти. Они включают в себя суждения, мнения человека о по­литических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достиже­ния, политических механизмах функционирования и пр. Политические ориентации формируются под влиянием зна­ний, эмоционального личностного отношения к политичес­ким явлениям и собственных оценок. Иными словами, цен­ностные ориентации выражают субъективные политические позиции людей. Вместе с тем ценностные ориентации лич­ности формируются под влиянием нормативных обществен­но признанных политических ценностей. Напомним, что в

9*


России к ним относятся: демократия, парламентаризм, пра­вовое государство (продолжите этот перечень). Базовые политические ценности выступают обычно в качестве крите­риев оценки политического события или явления («демокра­тично или недемократично», «правомерно или неправомер­но» и т. д.).

Ценностные ориентации проявляются по-разному. Ино­гда они существуют в виде неосознанных предпочтений, например, какого-либо политического направления: социал-демократического, либерального и др. При отсутствии глу­боких знаний о сущности этих направлений субъект по­литики нередко превращается в ее объект, легко поддается на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами. В этом случае его политическое участие иногда характеризуют как участие мобилизован­ное.

Если же ценностные ориентации становятся осознанны­ми твердыми позициями (убеждениями), то они побуждают к активным, целенаправленным и чаще всего конструктив­ным действиям. Иначе говоря, ценностные ориентации при­обретают функцию важнейшего регулятора политического поведения человека.

Политические ценностные ориентации могут резко изме­няться в связи со сменой социально-политических условий общественной жизни, общей направленности развития страны, событий за рубежом. Вспомните, например, как А. И. Герцен, западник по своим политическим позициям, под впечатлением революции 1848 г. во Франции и крова­вой расправы над ее участниками резко изменил свои взгля­ды. В считанные дни он пришел к убеждению, что Россия должна следовать не западноевропейскому пути развития, а своему собственному, самобытному пути. Нередко ценност ные ориентации человека меняются и под воздействием жизненных обстоятельств, например в связи с изменением его социального статуса.

Способы практических политических действий — это образцы и правила политического поведения, которые опре­деляют, как следует поступать. Многие политологи называ­ют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда последовательных правил. В сочетании эти правила отражают содержание соответству­ющей роли. Например, роль избирателя, как известно, пред­полагает анализ и оценку с позиций определенных требова­ний предвыборных программ, а также личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя, согласно нормативным требованиям, и будет являться моде­лью (образцом) его политического поведения.


Знания и представления о политике, политические цен­ностные ориентации (убеждения, предпочтения) относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий — к моделям политического поведе­ния. Как вы уже знаете, политическое сознание предопре­деляет политическое поведение, которое, в свою очередь, ак­тивно воздействует на политическое сознание.

Политическая культура личности тесно связана с поли­тической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны (религии, национального менталитета, достигнутого уровня науки и техники, образо­вания). В общенациональной политической культуре вопло­щаются как современные политические идеи, ценностные ориентации и нормы поведения, так и опыт прошлого. Он предстает в политических традициях, символах, обычаях, ритуалах, стереотипах мышления и деятельности.

Традиции обеспечивают преемственность между про­шлым и будущим, сплачивают общество в целостный меха­низм. Именно традиции придают устойчивость политико-культурным формам деятельности людей. Показательно, что чем стабильнее государственное устройство страны, тем с большим уважением чтят ее культурно-исторические тради­ции. В Великобритании, например, существуют традицион­ные ритуалы, связанные с историей монархии, парламента, судов. Некоторые напоминают театрализованное представле­ние: приезд королевы в парламент в старинной карете, сред­невековые одежды государственных мужей, спикер, сидя­щий на мешке с овечьей шерстью.

Политическая культура включает и многообразные поли­тические символы — знаки, обобщающие какой-либо образ, явление, процесс.

Общеизвестно, что символами государства являются флаг, герб, гимн. Символом власти у разных народов на оп­ределенных исторических этапах считались скипетр и дер­жава. В настоящее время власть символизирует резиденция главы государства. Когда говорят о политике Кремля или Белого дома, мы сразу понимаем, что имеется в виду поли­тика России и США.

Символическое значение имеют и многообразные полити­ческие церемонии, обряды, ритуалы. Наверное, вы не раз на­блюдали, скажем, ритуал вхождения Президента в долж­ность, ритуал встречи главы иностранного государства, Церемонию возложения венков и пр.

Воспроизводя традиции, ритуалы, церемонии и опираясь На символику, политическая культура способствует приоб­щению человека к политическому наследию, формирует в его сознании чувство идентичности (тождественности) со своей страной, своим народом, определенной социальной


группой. Человек ощущает себя неотъемлемой частью дан­ного социально-культурного сообщества.

Вместе с тем политические традиции могут приходить в противоречие с современными (нередко официально закреп­ленными) нормативными моделями сознания и поведения. Тем самым создаются ситуации конфликтного сосуществова­ния старого и нового. Так, в республике могут быть пред­ставлены монархические взгляды; высокий правовой статус личности может сочетаться с низким уровнем личностных притязаний на политическое участие. Не случайно в рамках общенациональной политической культуры возникают поли тические субкультуры — относительно самостоятельные бло­ки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы. Становление политических субкультур происходит и в ре­зультате заимствования культурного опыта других народов.

Анализ политических субкультур позволяет выделить в политической культуре общества совокупность преобладаю­щих характеристик, придающих ей особый колорит и свое­образие во взаимоотношениях государства и граждан. На­пример, японская политическая культура — это культура консенсуса и долга. Ее отличает преданность государству, уважение к власти. Для политической культуры французов характерны развитое чувство принадлежности к единой на­ции, твердая республиканская традиция.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР

Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Ал-монд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выде­лили три «чистых» типа политической культуры. Во-пер­вых, патриархальную культуру. Для этой культуры харак­терно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру, где сильны ориентации на политические институты и лояль­ность к ним, но невысок уровень индивидуальной активно­сти граждан. В-третьих, культуру участия, отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересован­ность в политическом участии и политической активности.

На практике эти типы политической культуры взаимо­действуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетиче­ская культура, названная учеными гражданской культурой. В ней доминируют установки подданнической культуры, по-


рождающие поддержку государственной власти, а также ус­тановки культуры участия, порождающие требования к вла­стным структурам. Тем самым создается баланс, необходи­мый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.

В развитых демократических странах, как правило, 60% граждан являются представителями культуры участия, 30% — подданнической, 10% — патриархаль­ной культуры.

Политическая культура, будучи важной частью полити­ческой системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах полити­ческих систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитар­ных и демократических политических системах господству­ют тоталитарный, авторитарный и демократический типы политической культуры. Так, в тоталитарных полити­ческих системах формируется убежденность граждан в спра­ведливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря — «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивиру­ется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борь­ба воспринимается как универсальный метод решения слож­ных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составля­ющих ее легитимности и в значительной степени определя­ет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан — скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает от­чуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего высту­пает армия, обожествление личности политического руково­дителя как фактор легитимности власти отсутствует. В по­литическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.

В демократическом типе политической культуры господ­ствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свобо­ды. По отношению к власти преобладают настроения кри­тичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем


важный фактор его интеграции. Большую значимость при­обретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность за­конам, чувство ответственности граждан за свой политичес­кий выбор и способы его осуществления, плюрализм и то­лерантность в общественном мнении.

Политическая культура современной России еще не усто­ялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру полити­ческой власти; низкая самодисциплина и самоорганизован­ность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в поли­тике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраня­ется уверенность в возможности простых и быстрых реше­ний сложных политических проблем.

С другой стороны, происходит постепенное принятие по­литического плюрализма как необходимого качества поли­тической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайнос­тей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значе­ния личной ответственности, стремление к самостоятельно­сти в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на ос­нове ценностей демократического типа.

till Основные понятия:политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.

IISI Термины:политическая роль, политическая субкультура.

Проверьте себя

1) Что понимается под политическим участием? 2) Како­вы его формы? 3) Раскройте содержание понятия «полити­ческая культура». 4) Какие типы политической культуры вам известны? 5) В чем особенности российской политичес­кой культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполага­
ет наличие таких личностных качеств, как толерантность,
гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому
перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо
отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регуля­
тивную, интеграционную, инновационную. Как вы понима-


ете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.

4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая куль­тура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сооб­щение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шесто-пал о политической социализации личности в Великобритании.

Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и шко­лой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятель­ное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер — национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через все­возможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

В политике также социализация предполагает воспита­ние активной позиции с детства (через школьные дискусси­онные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это от­носится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хо­тя и более поверхностная, пропагандируется как положи­тельная характеристика обычного человека.

Шестопал Е. Б. Личность и политика. —М., 1988. —С. 94.

§§§| Вопросы и задания к источнику. 1) Что представляет собой по­литическая социализация личности? 2) Какие институты способст­вуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической куль­туры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Вели­кобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.












Политический конфликт

Вспомните:

каковы причины межличностных конфликтов? Каковы способы их преодоления? В чем состоит значение кон­фликтов между социальными группами? Каковы пути регулирования таких конфликтов? Каковы причины межэтнических конфликтов? В чем заключаются усло­вия их разрешения?


Вы уже многое знаете о конфликтах в обществе. Вам так­же известно, что все многообразие конфликтов изучает воз­никшая на стыке философии, социологии, психологии от­расль науки — конфликтология. В этом параграфе речь пойдет о политических конфликтах, которые являются раз­новидностью социальных конфликтов. Понятно, что общие черты социальных конфликтов присущи и политическим. Однако политические конфликты не являются лишь отра­жением социальных конфликтов, достигших определенной остроты. Это самостоятельное явление, имеющее существен­ные особенности, которые изучает политология. На них и сосредоточим внимание, рассматривая их в контексте поли­тического развития общества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...