Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лидеры и элиты в политической жизни




Вспомните:

какую роль в развитии общества играют элиты? Как проявляется лидерство в малых группах? В каких фор­мах осуществляется политическое участие?

Рассматривая исторический процесс, мы кратко охарак­теризовали место в нем выдающихся личностей и групп, иг­рающих ведущую роль в различных сферах жизни обще­ства и называемых элитами. Обстоятельно рассмотрено ли­дерство в малых группах. Теперь нам предстоит проанали­зировать значение деятельности политических лидеров, по­литической элиты, а также «групп давления». Эти аспекты политической жизни изучаются политологией, политичес­кой психологией и политической социологией.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

Слово «элита» французского происхождения и означает в буквальном переводе «лучший, отборный». В широком смысле употребляется, когда имеют в виду лучших предста­вителей общества или какой-либо его части. В политичес­ком языке используется понятие «политическая элита», обозначающее группу (или совокупность групп), выделяю­щуюся из остального общества влиянием, привилегирован-


ным положением и престижем, непосредственно и система­тически участвующую в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Один из создателей теории элит, итальянский ученый Г. Моска (1858—1941), утверждал, что на всех этапах исто­рии власть всегда находится в руках меньшинства и никог­да — в руках большинства. Она может переходить от одно­го меньшинства к другому меньшинству, но никогда к большинству. Общество, согласно этой теории, делится на правящий, относительно малочисленный класс и класс уп­равляемых, составляющий большинство общества. Моска считал, что в элиту входят люди, способные к управлению другими людьми. Из остальной части общества ее выделяет сплоченность, организованность, материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. В развитии элит проявля­ются две тенденции. Первая — аристократическая — заклю­чается в стремлении правящего класса стать наследствен­ным. Вторая — демократическая — состоит в обновлении политической элиты за счет способных к управлению выход­цев из низших слоев.

Другой итальянский ученый, В. Парето (1848—1923), писал, что, кроме правящей элиты, в обществе образуется оппозиционная элита, или контрэлита. В нее входят автори­тетные, способные к управленческой деятельности люди, ко­торым их социальный статус и существующие в обществе барьеры перекрыли доступ к сфере управления. Контрэлита стремится к власти, и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. История, согласно Паре-то,— это история постоянной «циркуляции элит», которая происходит в периоды революционных потрясений.

В XX в. теория элит получила дальнейшее развитие. Большинство ученых-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак полити­ческой элиты — принадлежность к той группе людей, кото­рая оказывает постоянное влияние на принятие политичес­ких решений. Считается, что в политическую элиту входят главы государств и правительств, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законо­дательных собраний, партийные лидеры региона), руководи­тели крупных общественно-политических организаций, цен­тров политического анализа и т. п. В разных странах политическая элита может насчитывать от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

В первой части курса мы упоминали о существовании, кроме политической, и иных элит, которые в различных ус-


ловиях также могут влиять на политику государства. Крат­ко рассмотрим их состав и возможности влияния на поли­тическую жизнь. Это, прежде всего, экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и т. п.). Соединение эконо­мической и политической власти может привести к олигар­хическому правлению. В обстановке обострения междуна­родной напряженности возрастает влияние военной элиты (высшего генералитета, командующих военными округами и т. д.). А в случае военного переворота военная элита бе­рет власть. В определенные периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многоти­ражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обо­зревателей). Возможности влиять на принятие политичес­ких решений имеет и административная (бюрократичес­кая) элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определенных вопросов может повлиять и научная элита (ведущие ученые, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам. За­метим, что иногда научную и информационную элиты вме­сте с представителями высшего духовенства называют идео­логической элитой.

Как формируется (рекрутируется) элита? Как происходит отбор людей, которые входят в нее? В политологии разли­чаются закрытая и открытая системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-дик­таторских и тоталитарных политических систем, отбор осу­ществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведет к отрыву элиты от народа, превращению ее в привилегированную касту. Открытая си­стема, присущая демократическим государствам, характери­зуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения в них выходцев из лю­бых общественных слоев, высокой конкурентностью и зна­чимостью личных качеств рекрутируемых.

На начальном этапе разработки теории элит она проти­вопоставлялась идеям демократии (либо власть меньшинст­ва, либо власть большинства). Впоследствии предпринима­лись попытки их совместить. Эти попытки проявились в признании наличия множества элит, которые являются раз­личными группами правящего класса; в положении о кон­куренции элит, выбор из которых делает избиратель; в идее взаимного контроля, осуществляемого элитами; в указа-

^^


нии на обновление состава элит через демократические вы­боры.

При существовании различных подходов политическая наука признает реальность и активную роль правящей эли­ты, влияющей на принятие властных решений. Ученые-по­литологи объясняют это:

• психологическим, социальным и интеллектуальным не­
равенством людей;

• политической пассивностью широких слоев населения;

• общественной значимостью профессионального управ­
ленческого труда;

• возможностями для получения привилегий, открывае­
мых управленческой деятельностью.

Подчеркивая ценность профессиональных деловых ка­честв современной политической элиты, исследователи отме­чают, что эти качества не обязательно сочетаются с други­ми достоинствами, в том числе и с моральными. Если для одних людей вхождение во власть связано со стремлением служить общему благу, то для других на первом плане не­редко оказываются эгоистические мотивы.

Политическая элита России до революции 1917 г. пред­ставляла собой социально-управленческий слой, образован­ный высшим чиновничеством. После революции в СССР сложилась партийно-государственная бюрократия, которая обрела власть и привилегии. Выдвижение на руководящую работу осуществлялось партийными комитетами КПСС по спискам (номенклатуре) соответствующих должностей, по­этому советскую политическую элиту называют номенклату­рой.

В результате коренных перемен 90-х гг. XX в. начала складываться новая политическая элита. Она значительно моложе прежней. Если ранее преобладали люди с техниче­ским и партийно-политическим образованием, то новая эли­та пополнилась юристами, экономистами, специалистами с гуманитарным образованием. Наряду с большим количест­вом выходцев из различных социальных групп, новая эли­та вобрала в себя немало представителей прежней номенк­латуры. После 2000 г. в составе политической элиты возросло количество людей, перешедших в нее из силовых структур (армии, ФСБ и других спецслужб). По-прежнему велика роль государственной бюрократии, сохраняющей но­менклатурные связи. Исследователи отмечают рыхлость по­литической элиты, наличие в ней противоборствующих групп, отсутствие единства взглядов на пути развития стра­ны, подверженность коррупции. Процесс формирования но­вой элиты во многом зависит от процессов изменений обще­ства в целом.

 


ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Вы уже знаете, что такое лидерство в малой группе, чле­ны которой, включая лидера, находятся в непосредственном контакте и лично знают друг друга. В любой малой группе, в любом коллективе есть люди, к которым прислушивают­ся, которых поддерживают все или многие. Лидер есть у каждой организации. Никакая деятельность, в которой уча­ствует много людей, невозможна без организующего воздей­ствия, без руководства.

Теперь нам предстоит рассмотреть лидерство в политиче­ской деятельности, имеющее свои особенности.

Изучая историю, вы узнали о тех деятелях, которых под­держивали и за которыми шли большие группы людей, а иногда целые народы.

Там, где есть ведущий, есть ведомые им, т. е. его после­дователи, которых лидер ведет за собой. Политика, напом­ним, — это особый вид деятельности, направленный на заво­евание и использование государственной власти для защиты интересов больших социальных групп. (Вспомните, чем от­личается политическая деятельность от других видов дея­тельности. Каковы субъекты политики?)

Лидер воздействует на поведение других людей. Но ведь все люди, взаимодействуя, оказывают в той или иной степени вли­яние друг на друга. Особенности политического лидерства за­ключаются в том, что это влияние, во-первых, постоянное; во-вторых, однонаправленное от лидера на объект; в-третьих, широкое, охватывающее все общество или большие группы людей; в-четвертых, опирающееся на авторитет лидера. По­следнее отличие подводит нас к вопросу о соотношении поня­тий «политический лидер» и «политический руководитель».

В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политиче­ской партии) или государства, т. е. политическим руководи­телем. Ведь политика осуществляется в масштабе всего об­щества и направлена на использование государственной власти. В отличие от лидерства в небольшой группе, совре­менное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию. И в такой ор­ганизации, включая государство, политический лидер зани­мает руководящую должность, выполняет управленческие функции. Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномо­чий: руководитель влияет на людей не только в силу лич­ного авторитета, но и благодаря своему социальному поло­жению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других ре­шения.


«Президент должен быть очень сильным человеком, ко­торый без колебаний использует всю предоставленную ему власть; но как раз поэтому я полагаю, что народ должен зорко следить за ним».

Т. Рузвельт (1858—1919), президент США Бывает, что авторитетный, признанный в обществе поли­тик не занимает руководящей должности. Его положение называют неформальным лидерством. Возможности воздей­ствия неформального лидера на большие группы людей ог­раниченны, поскольку он не обладает теми средствами уп­равления деятельностью людей, которыми располагает должностное лицо.

Возможна и иная ситуация. Руководитель, имеющий формальное право принимать решения, не пользуется авто­ритетом, доверием, уважением. С этой точки зрения такой руководитель политическим лидером не является. Полити­ческий лидер — это тот политик, который имеет многочис­ленных сторонников, последователей, готовых поддержать его, идти за ним. Однако термин «политический лидер» не­редко употребляется по отношению ко всем главам госу­дарств.

Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью. (Назовите в качестве примера известных вам политических лидеров про­шлого и современности.)









РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

Политический лидер является ведущей политической фи­гурой — главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?

1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно
оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запро­
сы и потребности различных групп в обществе, обобщает их
и учитывает в своей деятельности. Важно также своевремен­
но замечать изменения в политических настроениях масс и
корректировать политику.

2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов
различных групп и в соответствии со своими идеалами ли­
дер формулирует цели, определяет средства их достижения,
разрабатывает программу действий. Он заботится о том, что­
бы цели и намеченные действия отвечали запросам заинте­
ресованных групп населения, соответствовали реальным воз­
можностям, находит оптимальные политические решения.


3. Политический лидер стремится укреплять связь влас­
ти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обес­
печивая ее массовую поддержку. Политический лидер
считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих дей­
ствий, обеспечить понимание разработанной программы. Он
принимает меры, направляющие активность масс на выпол­
нение программных задач. При этом большое значение при­
обретает координация деятельности государственных орга­
нов, политических партий, общественных организаций,
различных групп последователей, налаживание взаимодейст­
вия между ними в процессе движения к намеченной цели.

4. Политический лидер заботится о единстве своей орга­
низации, о сплочении сторонников.

5. Призвание общенационального лидера — охранять об­
щество от раскола, гражданской конфронтации, направлять
усилия на интеграцию, противостоять центробежным тен­
денциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он дол­
жен регулировать отношения внутри общества, выполнять
функцию арбитра в столкновении различных групп, органи­
заций, звеньев государственной власти. Его задача — под­
держивать законность и общественный порядок, защищать
граждан от произвола и беззакония.

6. Политический лидер представляет интересы опреде­
ленной общественной группы в отношениях с другими груп­
пами, ведет политическую дискуссию с оппонентами, осу­
ществляет внешние связи с партиями, организациями,
движениями. Лидер страны выступает от имени государства
внутри ее и представляет страну на международной арене.

Выполнять названные функции сможет не каждый поли­тик. Политический лидер должен обладать многими качест­вами, при отсутствии которых его деятельность не будет ус­пешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твердую волю, смелость и решительность. По­следователи ждут от лидера честности, верности обществен­ному долгу, заботы об общественном благе и справедливос­ти. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется боль­шее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нетрадиционно смотреть на проблемы. Ему должна быть присуща способность видеть тенденции разви­тия общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.

Лидеру также необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументиро­ванно противостоять другим мнениям, политическая муд­рость, большая гибкость, умение маневрировать между по­лярными силами.


Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держать­ся, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.

Не каждый политический лидер обладает всеми назван­ными качествами, но чем полнее они представлены у кон­кретного политического лидера, тем успешнее он играет свою роль. (Как вы думаете, кто из деятелей прошлого или современных политических лидеров наделен в наибольшей степени необходимыми качествами?)

Американский политолог М. Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического руководства. По ее мнению, эти факторы та­ковы:

1) основные политические убеждения лидера;

2) политический стиль лидера;

3) мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь
добиться положения политического руководителя;

4) реакция лидера на давление и стресс;

5) обстоятельства, при которых лидер впервые оказался
в положении политического руководителя;

6) предшествующий политический опыт лидера;

7) политический климат, в котором лидер начинал свою
деятельность.

Изучение деятельности любого политического лидера с точки зрения названных факторов позволяет дать его отно­сительно полную характеристику.

В общественном сознании складывается определенный образ того или иного политического лидера, называемый его имиджем (от англ. image — образ). Он может возникать сти­хийно, без специальных усилий деятеля или его сторонни­ков. Однако нередко имидж создается целенаправленными усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, ко­торые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те ее черты, которые могут быть восприняты негативно.








































ТИПЫ ЛИДЕРСТВА

Вполитологии существуют различные подходы к опреде­лению типов лидерства.

Один из них основан на различии масштабов лидерства. Выделяют лидеров общенациональных (нации, всего наро­да); лидеров определенного класса или иной большой соци­альной группы; лидеров общественной организации или движения (прежде всего политической партии). Лидеры со­циальных групп или политических партий могут иметь вли-


яние в масштабе всего государства (общенациональном) ли­бо в отдельном регионе (в области, республике, земле, шта­те).

Другой подход основан на различиях стиля лидерства (вспомните рассмотренную в первой части курса характери­стику трех стилей — авторитарного, демократического и ли­берального).

Широкое признание получила типология немецкого уче­ного М. Вебера (1864—1920). Он выделил три типа лидер­ства: традиционное, легальное (на основе закона), харизма­тическое.

Традиционное лидерство основано на сложившихся тра­дициях, например на вере в незыблемость порядка наследо­вания власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером на­ции. И к тому же этот тип лидерства принадлежит преиму­щественно истории.

Лидерство на основе закона (легальное) во многих стра­нах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определенных законных про­цедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание лидера произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.

Третий тип — харизматическое лидерство. Слово «хариз­ма» имеет греческое происхождение и в буквальном смысле означает «благодать, божественный дар». Харизматический лидер наделен экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых обще­ственных перемен — революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и вли­яние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности управлять, эффективно решать все проблемы.

Сравнение этих трех типов лидерства позволяет отме­тить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме (поэтому его иногда называют рационально-легаль­ным типом лидерства), а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повсе­дневных задач в спокойные периоды развития общества. Ли­деры харизматического типа являются катализаторами пе­ремен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.


ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ

Принятие политических властных решений связано не только с деятельностью политических лидеров, политичес­ких элит и политических партий, но и таких объединений, которые называют группами давления. Одни политологи считают это название синонимом «групп интересов», к ко­торым относят организации самого разного типа (предприни­мательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т. п.). Другие характеризуют их как образования, созданные с це­лью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для представляемых ими кругов направле­нии, как «некоторое число индивидов, пытающихся оказать давление на правительство для достижения своих целей». В отличие от политических партий, такие группы не стремят­ся к завоеванию политической власти, а пытаются влиять на власть для обеспечения своих специфических интересов. Так, например, принятие закона, ограничивающего на телевиде­нии рекламу спиртных напитков, может нанести ущерб фир­мам, их производящим. В этом случае фирмы ищут способы воздействия на парламент с целью предотвратить возможные потери. В подобных случаях осуществляется лоббирование особых интересов определенной общественной группы.

Понятие «лоббизм» первоначально означало «преддверие парламента», а лоббистами стали называть людей, оказыва­ющих непосредственное влияние на парламентария. В даль­нейшем этот термин используется для обозначения профес­сиональной деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение (в США, например, эта деятельность регулируется специальным законом).

I «Потребитель — единственный человек в нашей эконо-

1 мике, у которого нет могущественных лоббистов в Ва-

1 шингтоне».

I                   Дж. Кеннеди (1917—1963), президент США

Лоббистская деятельность реализуется через различные комитеты, комиссии, бюро, создаваемые при законодатель­ных и исполнительных органах, через воздействие на отдельных влиятельных политических деятелей. Устанав­ливаются контакты с ведущими политиками, их информи­рование и консультирование, выступления на парламент­ских слушаниях. Но в такой деятельности есть и оборотная сторона: угрозы, шантаж, коррупция.

В реальной политической жизни возникает сложный механизм взаимодействий политических лидеров, политиче­ской элиты, парламентариев, правительственных чиновни­ков, политических партий и других общественных орга­низаций, групп давления, влияющих на принятие полити­ческих решений.


Основные понятия: политическая элита, контрэлита, по­литический лидер, имидж политического лидера, группа давления.

Термины: управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, ха­ризматический тип лидерства, лоббирование.

Проверьте себя

1) Что представляет собой политическая элита? 2) Како­вы основные типы формирующихся в обществе элит? 3) Чем контрэлита отличается от элиты? 4) В чем заключается сущ­ность политического лидерства? 5) На каких основаниях оп­ределяются типологии лидерства? 6) Как создается имидж политического лидера? 7) Какую роль в политической жиз­ни играют группы давления?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какой политический лидер прошлого или современно­
сти вам интересен больше других? Попытайтесь его охарак­
теризовать, применяя политологическое понятие и типоло­
гию лидерства.

2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного дея­
теля от политика в том, что политик ориентируется на сле­
дующие выборы, а государственный деятель — на следую­
щие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением?
Аргументируйте свой ответ.

3. В 1996 г. было выявлено мнение населения о факто­
рах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошен­
ных назвали ум, интеллект, знания, 48% указали конструк­
тивность программы выхода России из кризиса, 45% —
профессионализм, 38% — волю, целеустремленность, 38% —
поддержку простыми людьми, 16% — поддержку СМИ,
20% — поддержку финансовыми структурами. Если бы
опрос проходил в дни, когда вы изучаете этот параграф
учебника, каким можно предположить мнение населения о
политическом лидере? В какой последовательности располо­
жили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факто­
ры успеха вы включили бы в перечень? Свой ответ проком­
ментируйте.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с подходами к изучению политического лидерства современного российского исследователя.

Так же как в социальной психологии и политологии, при анализе феномена политического лидерства существуют три основных подхода. Первый заостряет внимание на исследо­вании среды как фактора, наиболее сильно влияющего на процесс лидерства. Упор в таких работах делается на изуче­нии внутренних социально-экономических процессов, орга-


низационных структур, культурно-исторического контекста, стабильных и нестабильных ситуаций, национальных и межгосударственных условий.

Другой подход, по аналогии с некоторыми социально-психологическими исследованиями, акцентирует внимание на индивидуальных свойствах личности, облеченной поли­тической властью, которая контролирует поведение других. При этом одни исследователи придают большое значение чертам характера личности и особенностям поведения само­го руководителя, другие же считают особенно важными фор­мальные факторы обладания должностью.

Третий подход пытается объяснить лидерство через опи­сание качеств, присущих последователям или оппонентам лидера.

Наиболее значимыми явлениями здесь считаются: склон­ности и готовность признать роль других, их социоэкономи-ческие и политические ожидания, групповые интересы и фракционные споры.

Эти различные подходы явно прослеживаются и в изуче­нии президентства в Соединенных Штатах. Так, одна из школ (...) считает наиболее важными для законодателей и чиновников, в плане их влияния на массы навыки личного лидерства.

Представители другой школы (...) утверждают, что «ключ к пониманию президентской власти заключается в ее конституционности» и в таких политических факторах, как выборы, парламентские блоки, общественное мнение.

Третья точка зрения (...) практически включает в себя обе предыдущие, убеждая, что «президентская власть может быть, в частности, понята только в контексте всей полити­ческой системы и ее окружения».

Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. —Архангельск, 1996. —

С. 205 —206.

f^J Вопросы и задания к источнику. 1) Дайте краткие наименова­ния каждому из описанных подходов к изучению проблемы. 2) Опираясь на курс истории и другие источники, объясните, ка­кое воздействие на политическое лидерство оказывает среда. 3) Ка­ким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства лидера? 4) Как, с вашей точки зрения, влияют на деятельность ли­дера его последователи и оппоненты? 5) Проиллюстрируйте на лю­бых примерах из истории или современности каждый из представ­ленных в документе трех подходов. 6) Что нового по сравнению с учебным текстом дает вам этот документ?

J*W^


§ 24. Выборы в демократическом обществе

Вспомните:

какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?

Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.

Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.

























ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования.Избира­тельная система включает два основных структурных компо­нента: 1) избирательное право — комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс — комплекс дей­ствий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые поли­тологи рассматривают в составе избирательной системы, на­ряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).

Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).

В узком смысле избирательное право — это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са­
моуправления .
-                                         ^


В большинстве стран, в том числе и в России, право из­бирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претен­дующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необ­ходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Пре­зидентом РФ — с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.

Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на ос­нове принципов всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. (В чем суть и значи­мость этих принципов?)

В Австралии за неучастие гражданина в выборах нала­гается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму из­бирательного залога.

Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представ­лено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Япо­нии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной аги­тации. В последние годы значительно повысились требова­ния и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избиратель­ное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы.

На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осу­ществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыбор­ная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и прове­дение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный про­цесс называют избирательной системой в действии.

Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из


них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избира­тельной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится ста­бильность, в другой — равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей — связи между избирате­лями и избираемыми. Избирательные системы всегда отра­жают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.







ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Из курса права вы знаете, что под избирательной кампа­нией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня пред­ставления соответствующей избирательной комиссией фи­нансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.Иными словами, избира­тельная кампания включает все этапы избирательного про­цесса. В этой связи понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания» рассматриваются как синонимы. Вместе с тем политологи отмечают, что избирательная кам­пания приобретает свой истинный смысл — обеспечение максимальной поддержки избирателями претендентов на власть — только с этапов их выдвижения и предвыборной борьбы.

Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно.

Организационный этап. К организационным мероприя­тиям относятся: образование избирательных округов и изби­рательных участков, формирование избирательных комис­сий, составление списков избирателей.

Началом избирательной кампании является решение о назначении выборов, которое принимается, как правило, за 2,5—3 месяца до дня голосования.

Выборы депутатов нижней палаты парламента РФ и Пре­зидента РФ осуществляются по единому избирательному ок­ругу. Он включает всю территорию страны. Иными слова­ми, «нарезка» округов не производится. Вместе с тем новое законодательство о выборах в Госдуму РФ предусматривает разделение территорий субъектов РФ на части и определе­ние их границ. Части территорий должны быть примерно равными по числу зарегистрированных избирателей.

Избирательные участки располагаются обычно в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Списки избирателей каждого участка должны включать не более 3 тыс. человек.


Подготовку и проведение выборов в России осуществля­ют гласно и открыто избирательные комиссии под руковод­ством Центральной избирательной комиссии РФ.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы, а также на выборные должности принадлежит преимущественно политическим партиям и отдельным гражданам.

Обратимся к новым подходам выдвижения кандидатур на выборах в Госдуму РФ. Согласно закону политические пар­тии (они называются избирательными объединениями) вы­двигают федеральный список кандидатов (не более 500 че­ловек), который принимается тайным голосованием на партийном съезде. Кандидатом от партии может стать и бес­партийный россиянин, если его кандидатуру поддержат 10 членов региональной ячейки, а затем одобрит региональ­ная партийная конференция и партийный съезд. Федераль­ный список включает федеральную и региональную части. В составе федеральной части — не более 3 человек; как пра­вило, это партийные лидеры. Региональная часть разбита на региональные группы кандидатов, которые соответствуют указанным выше территориальным частям субъектов РФ. В целом региональные группы должны охватывать все ре­гионы страны. Тем самым создается стимул для непосредст­венной работы партии в регионах.

Выдвинутый список кандидатов (или один кандидат) ре­гистрируется соответствующей избирательной комиссией. Для этого необходимо собрать установленное законом число подписей избирателей либо внести избирательный залог. Од­нако закон не всегда позволяет выбрать то или другое. На­пример, на выборах в Государственную Думу возможны оба варианта, а на выборах Президента разрешен только сбор подписей.

Предвыборная агитация. После регистрации претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию. Каждый стремится дове­сти до избирателей положительную информацию о себе, сво­ей программе и ее преимуществах по сравнению с другими, описать возможные негативные последствия в случае прихо­да своих оппонентов к власти, ответить на их критику. Агитация проводится на каналах телерадиовещания, в пе­риодических печатных изданиях, посредством массовых ме­роприятий: собраний, шествий, публичных дискуссий, пресс-конференций. Общей тенденцией современного мира является, как вы знаете, возрастание в избирательных кам­паниях роли электронных средств, особенно телевидения. Удобно устроившись перед телевизором, граждане ощущают свою самостоятельность, воспринимая информацию индиви-


дуально и, как им кажется, рационально. Этому во многом способствуют и возможности ТВ в установлении диалоговых коммуникативных связей через прямые звонки зрителей в телестудию, телеопросы и «моментальное» подведение их итогов. Не случайно сегодня телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия на людей.

В новых условиях конкурентная борьба между политиче­скими соперниками схожа с традиционным рынком, где ин­дивидуальные «покупатели» (избиратели) стоят перед про­блемой выбора «товара» (претендента на власть). Продажу «товара» все чаще осуществляют специальные фирмы в об­ласти дорогостоящих услуг по политическому маркетингу. Так называется комплекс мероприятий по изучению «рын­ка» (интересов, настроений, представлений и ожиданий) из­бирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов. Вам изве­стно, что одна из важнейших задач политического марке­тинга — создание и продвижение с помощью рекламы поли­тического имиджа кандидата, партии. Имидж кандидата — это наиболее привлекательные для публики черты и свойст­ва его личности. Например, М. Тэтчер по совету специали­стов всегда продолжала начатую фразу, не обращая внима­ния на попытки собеседника, перебивая ее, вставить свою реплику. Тем самым усиливалось восприятие англичанами тех личностных качеств «железной леди» (смелость, реши­тельность, убежденность, чувство собственного достоинства), которые они хотели видеть в своем премьер-министре. Од­нако не всегда претендент на власть обладает необходимы­ми качествами, соответствующими ожиданиям граждан. Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% — вербаль-но (воспринимается на слух). Поэтому имиджмейкеры ак­центируют внимание кандидата в первую очередь на том, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать, как жестикулировать, а на том, что и как говорить, — в последнюю очередь. (Содержание речей пишут специалисты.) К сожалению, во всем мире широко распро­странились и так называемые технологии «черного пиара»: сознательная подтасовка или искажение сведений о претен­денте на власть, распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов, подкупы, за­пугивание политических соперников и даже прямое наси­лие.

К «грязным технологиям» относятся также нарушения кандидатами принципа равных условий ведения предвыбор­ной агитации. Так, многие партии не довольствуются тем, что государство берет на себя часть их расходов, предостав­ляя бесплатное время вещания и возможность бесплатных


публикаций. Не устраивают эти партии и законодательно установленные финансовые ограничения: на размеры по­жертвований частных лиц и организаций, на использование личных средств кандидатов, на общую сумму расходов, вы­деляемых на избирательную кампанию. В обход закона они создают солидную финансовую базу на покупку лучшего эфирного времени, на оплату услуг многочисленных кон­сультантов и пр. Не случайно в прессе вспыхивают сканда­лы, связанные с разоблачением тайных источников финан­сирования партийных лидеров.

Все описанные антитехнологии, появления которых не избежала и Россия, оказывают отрицательное воздействие на избирателя.

Голосование и его результаты. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. Граждане при­ходят на избирательные участки и отмечают в бюллетенях тех, кого хотят избрать. Серьезная проблема избирательных кампаний — абсентеизм, т. е. уклонение от участия в вы­борах. Подчеркнем, что если процент явки зарегистрирован­ных избирателей ниже законодательно установленной нор­мы, то выборы признаются недействительными. Назначают­ся повторные выборы. А это может привести к параличу власти, не говоря уже о дополнительных расходах. Причи­нами абсентеизма, как показывают исследования, являются: недоверие к партиям, кандидатам и политике в целом; низ­кий авторитет представительных органов власти; отсутствие электоральной культуры; убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации; сомнения в правиль­ности подсчета голосов. Социологи отмечают, что среди аб­сентеистов довольно много молодежи. Установлена законо­мерность: электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста.

Результаты выборов, как говорилось выше, определяют­ся в зависимости от избирательной системы. Так, пропор­циональная система выборов в Госдуму РФ предполагает распределение депутатских мандатов между партиями про­порционально поданным за них голосам избирателей. При этом партии должны преодолеть, как вам известно, 7-про­центный барьер. Однако число таких партий должно быть не менее двух, а сумма поданных за них голосов — состав­лять свыше 60%. Представим ситуацию: нужное число го­лосов приобрела только одна партия, а ее соперницы оста­лись за 7-процентным барьером. Означает ли это возврат к однопартийной системе? Нет, не означает, ибо в этом слу­чае к распределению депутатских мандатов будет привлече­на та из партий за барьером, которая имеет по сравнению с другими наибольшее число голосов. Другая ситуация: барь­ер преодолели три партии, но сумма поданных за них голо-


сов не достигает нормы. Как быть? В такой ситуации к рас­пределению мандатов привлекаются партии, набравшие ме­нее 7% голосов (в порядке убывания числа проголосовав­ших), пока общая сумма собранных голосов не достигнет нормы (свыше 60%). Распределение депутатских мандатов осуществляется в два этапа. На первом определяется, сколь­ко парламентских мест завоевала каждая из партий; на вто­ром распределяются депутатские места внутри каждого из партийных списков. Мандаты получают кандидаты как об­щефедеральной, так и региональной частей списка. При этом чем больше голосов избирателей получила та или иная региональная группа, тем больше мандатов получат ее кан­дидаты.

При избрании Президента РФ необходимо получить абсо­лютное большинство голосов избирателей. Если ни один кандидат не сумеет привлечь в первом туре более половины голосов, проводится второй тур. В нем борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Их подсчет во вто­ром туре осуществляется по правилам мажоритарной систе­мы относительного большинства.

Итоги голосования официально публикуются соответст­вующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом. Избирательная комиссия, организующая выборы, представляет отчет о расходовании средств бюдже­та, выделенных на подготовку и проведение выборов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЯ

Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится вы­бирать, во-первых, один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во-вторых, одного из кандидатов на пост главы государства.

Рассмотрим каждый из этих вариантов. На выборах по партийным спискам следует учесть, что все избирательные объединения имеют привлекательные названия, лозунги и эмблемы. Каждая партия использует свою цветовую гамму: ярко-красную, бело-красно-голубую, лимонную, оранжевую и пр. Многие неискушенные избиратели, особенно новички, нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные (внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик. Между тем необходимы иные подходы и критерии оценки.

Проще всего получить общие сведения о партийном объ­единении: кто его лидер (лидеры)? Баллотировалось ли оно ранее в парламент? Как проявила себя партийная фракция в его работе?

Желательно также хотя бы в общих чертах знать пред­выборную платформу (программу) избирательного объедине­ния: как оно оценивает современное положение дел в стра-


не? Какие общественные проблемы и как собирается ре­шать? Какие из проблем считает приоритетными? В чем ви­дит основной результат реализации программы? Насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции? Сопо­ставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит опреде­лить наиболее приемлемый для себя вариант. Отметим, что информация о предвыборных программах политических партий помещается обычно в «Российской газете», других печатных изданиях, а также на соответствующих сайтах в международной информационной сети Интернет.

Далее гражданину целесообразно обратиться к соответст­вующему списочному составу претендентов на власть, поду­мать, каким людям он доверяет свой голос. Следует иметь в виду, что на депутатов, избранных от регионов, возлага­ется прямая обязанность работать со своими избирателями. Поэтому в списках обычно присутствуют знакомые фами­лии. Важно выяснить, как зарекомендовал себя тот или иной человек в регионе, что конкретно сделал для того, что­бы жизнь стала лучше, как справлялся со своими обязанно­стями, пользовался ли авторитетом и доверием избирателей. Если в предложенном списке есть неизвестные кандидату­ры, то можно обратиться к их биографическим данным. Знакомство даже с краткими биографическими сведениями позволит предположить, сможет ли претендент на власть с учетом его возраста, образования, предшествующего опыта выполнять свои функции.

Подчеркнем, что институт досрочного отзыва депутатов Госдумы РФ законом не предусмотрен, а в отношении депу­татов законодательных собраний в ряде субъектов РФ он сохранился. Однако в том и другом случаях человек, полу­чивший мандат доверия народа, должен своей работой дока­зывать, что избиратели не ошиблись в нем. Если же вы не видите достойных кандидатов, в том числе и среди партий, то можете проголосовать против всех. Протестное голосование избирателей — свидетельство «аномалии» уп­равления в том или ином регионе РФ, показатель его небла­гополучия.

Выборы главы государства имеют свои особенности. Пре­зидент РФ в силу занимаемой должности принимает важ­ные, общественно значимые решения. Тем самым он оказы­вает постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей. Именно поэтому соперничество за президентское кресло приобретает обычно характер наиболее острой конку­рентной борьбы между большим числом кандидатов.

Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создается имидж «своего парня». Он шокирует публику предельной откровен-

s ^"


ностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что поверят. Такие приемы воз­действия на избирателя называются популизмом (от лат. populus — народ). Что же такое популизм? Это стиль в по­литике, позволяющий добиться поддержки избирателей бла­годаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные ло­зунги. Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей более по­нятны упрощенные варианты политических решений. Для них выборы Президента становятся не более чем политиче­ским шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортив­ная внешность, молодежная прическа и пр. Иными сло­вами, на первый план выступает имидж в самом поверхно­стном, обывательском смысле.

Рациональный выбор высшего должностного лица осуще­ствляется на основе анализа предвыборных заявлений кан­дидатов (по аналогии с рассмотренным выше анализом пред­выборных партийных программ), а также их личностных качеств. Критериями оценки могут служить выполняемые Президентом РФ функции. Согласно Конституции Прези­дент — это гарант соблюдения Основного закона РФ, прав и свобод человека. В число его функций входят: определение основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета страны, ее независи­мости и государственной целостности; обеспечение согласо­ванного взаимодействия органов государственной власти, а также функции Верховного Главнокомандующего Вооружен­ными силами России.

Некоторые социологические исследования показывают, что в нашей стране рассчитывать на успех может решитель­ный, умный, с сильной политической волей человек, чест­ный и достаточно жесткий в проведении своей линии.

Сказанное позволяет сделать вывод, что роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный, рациональный и осознанный выбор, требующий наличия оп­ределенной политической культуры.

Шл Основные понятия:избирательная система, типы избира­тельных систем, избирательная кампания. mb/ Термины:    политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм.

Проверьте себя

1) Что понимается под избирательной системой? 2) Как связаны между собой понятия «избирательная система» и «избирательная кампания»? Охарактеризуйте ее этапы. 3) В чем сходство и различие выборов по партийным спискам из-


бирательных объединений и высшего должностного лица го­сударства?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. На парламентских выборах в Великобритании в
1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен
лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Чер­
чиллю — одному из главных организаторов победы над Гер­
манией во Второй мировой войне. Однако на проходивших
весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской пар­
тии К. Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незна­
чительной фигурой, но, в отличие от него, предложил из­
бирателям широкую и конкретную программу развития
страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного
факта.

2. Один из избирателей, прежде чем оставить в избира­
тельном бюллетене одну из четырех кандидатур, включен­
ных в список для голосования, провел следующую работу:
поинтересовался, за кого из кандидатов будут голосовать его
товарищи, как выглядел каждый из кандидатов на послед­
ней телевизионной передаче и кто из них в наибольшей сте­
пени обладает чувством юмора. Отвечает ли деятельность
избирателя современным политическим технологиям? Ответ
аргументируйте.

3. Представьте, что вашу кандидатуру выдвинули в совет
школы и вам предстоит выступить с конкретной програм­
мой совершенствования школьной жизни. Разработайте про­
ект этой программы.

4. В Австралии выборы в парламент осуществляются по
избирательным округам. Победившим считается кандидат,
набравший 50%+1 голос. Какой тип избирательной системы
существует в Австралии?

Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с размышлениями русского философа И. А. Ильина (1882—1954) о выборах.

Есть минимальный уровень образования и осведомленно сти, вне которого всякое голосование становится своею соб­ственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамо­та, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и пред­лагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и во енных опасностей и, конечно, приобщенность к источникам правдивых сведений...

 


Есть уровень необразованности, малообразованности и не­осведомленности, при котором голосует не народ, а обманы ваемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охло кратия (правление темной толпы). И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30—40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только провозгласить «свободу» и «равенство» — и все сейчас же объявят себя сто­ронниками республики и федерации...

Ильин И. А Предпосылки творческой демократии // Наши задачи. —

М., 1992.—Т. 2.—С. 8.

HI! Вопросы и задания к источнику. 1) Прокомментируйте, опира­ясь на текст параграфа, первый абзац фрагмента. 2) Когда голосо­вание на выборах становится «своею собственной карикатурою»? Объясните почему. 3) Актуальны ли размышления автора сегодня? Аргументируйте ответ, привлекая материалы периодической печа­ти, практический опыт своих знакомых.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...