Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Полиграфические предприятия




Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И. Н. Экономика и организация издательского дела: краткий курс, М., 2002.

 

Оглавление

Введение

--------------------------------------------------------------------------------

1. Издательская деятельность в Российской Федерации

--------------------------------------------------------------------------------

1.1. Книгоиздательская отрасль

--------------------------------------------------------------------------------

     1.1.1. Федеральное ведомство

--------------------------------------------------------------------------------

     1.1.2. Издательства

--------------------------------------------------------------------------------

     1.1.3. Полиграфические предприятия

--------------------------------------------------------------------------------

     1.1.4. Предприятия книжной торговли

--------------------------------------------------------------------------------

1.2. Нормативно-правовая база издательской деятельности

--------------------------------------------------------------------------------

     1.2.1. Законы и подзаконные акты

--------------------------------------------------------------------------------

     1.2.2. Стандарты в издательском деле

--------------------------------------------------------------------------------

1.3. Библиография и статистика книгоиздания

--------------------------------------------------------------------------------

     1.3.1. Библиография

--------------------------------------------------------------------------------

     1.3.2. Статистика

--------------------------------------------------------------------------------

     1.3.3. Информационное и научное обеспечение книжного дела

--------------------------------------------------------------------------------

2. Организация работы издательства

--------------------------------------------------------------------------------

2.1. Структура издательства

--------------------------------------------------------------------------------

     2.1.1. Стадии издательской работы и структура издательства

--------------------------------------------------------------------------------

     2.1.2. Основные специалисты издательства

--------------------------------------------------------------------------------

     2.1.3. Обслуживающие службы

--------------------------------------------------------------------------------

2.2. Обязанности и права издательства

--------------------------------------------------------------------------------

     2.2.1. Общие обязанности издательства

--------------------------------------------------------------------------------

     2.2.2. Обязательные экземпляры изданий

--------------------------------------------------------------------------------

     2.2.3. Выходные сведения

--------------------------------------------------------------------------------

     2.2.4. Права издательства

--------------------------------------------------------------------------------

3. Редакционно-издательский процесс

--------------------------------------------------------------------------------

3.1. Сущность и содержание редакционно-издательского процесса

--------------------------------------------------------------------------------

     3.1.1. Стадии редакционно-издательского процесса

--------------------------------------------------------------------------------

     3.1.2. Требования к построению редакционно-издательского процесса

--------------------------------------------------------------------------------

3.2. Договор с автором

--------------------------------------------------------------------------------

     3.2.1. Подбор автора или авторского коллектива

--------------------------------------------------------------------------------

     3.2.2. План-проспект издания

--------------------------------------------------------------------------------

     3.2.3. Рецензирование

--------------------------------------------------------------------------------

     3.2.4. Заключение договора с автором

--------------------------------------------------------------------------------

3.3. Авторский оригинал

--------------------------------------------------------------------------------

     3.3.1. Прием издательством произведения автора

--------------------------------------------------------------------------------

     3.3.2. Одобрение авторского оригинала

--------------------------------------------------------------------------------

3.4. Редактирование

--------------------------------------------------------------------------------

     3.4.1. Работа редактора с текстом

--------------------------------------------------------------------------------

     3.4.2. Работа редактора с иллюстративным материалом

--------------------------------------------------------------------------------

3.5. Художественное оформление издания

--------------------------------------------------------------------------------

     3.5.1. Художественная структура книги

--------------------------------------------------------------------------------

     3.5.2. Дизайн текста

--------------------------------------------------------------------------------

     3.5.3. Подготовка иллюстраций

--------------------------------------------------------------------------------

     3.5.4. Подготовка обложки

--------------------------------------------------------------------------------

        3.5.5. Издательский оригинал

--------------------------------------------------------------------------------

     3.5.6. Корректура

--------------------------------------------------------------------------------

4. Работа издательства с автором

--------------------------------------------------------------------------------

4.1. Основные положения авторского договора

--------------------------------------------------------------------------------

     4.1.1. Закон 'Об авторском праве и смежных правах'

--------------------------------------------------------------------------------

     4.1.2. Охраняемые и неохраняемые произведения

--------------------------------------------------------------------------------

     4.1.3. Объекты и субъекты авторского права

--------------------------------------------------------------------------------

     4.1.4. Субъективные авторские права

--------------------------------------------------------------------------------

4.2. Авторский договор

--------------------------------------------------------------------------------

     4.2.1. Виды авторского договора. Передача исключительных и неисключительных прав

--------------------------------------------------------------------------------

     4.2.2. Содержание авторского договора

--------------------------------------------------------------------------------

     4.2.3. Нарушение авторского договора

--------------------------------------------------------------------------------

4.3. Издательский портфель

--------------------------------------------------------------------------------

     4.3.1. Планирование в издательстве

--------------------------------------------------------------------------------

     4.3.2. Издательские портфели

--------------------------------------------------------------------------------

5. Издательская себестоимость

--------------------------------------------------------------------------------

5.1. Прибыль и себестоимость

--------------------------------------------------------------------------------

     5.1.1. Прибыль

--------------------------------------------------------------------------------

     5.1.2. Себестоимость

--------------------------------------------------------------------------------

5.2. Структура себестоимости издательской продукции

--------------------------------------------------------------------------------

     5.2.1. Состав себестоимости издательской продукции

--------------------------------------------------------------------------------

     5.2.2. Средняя структура себестоимости издательской продукции

--------------------------------------------------------------------------------

5.3. Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции

--------------------------------------------------------------------------------

     5.3.1. Объем и оформление издания

--------------------------------------------------------------------------------

       5.3.2. Тираж издания

--------------------------------------------------------------------------------

     5.3.3. Маржинальный доход

--------------------------------------------------------------------------------

6. Бумага и переплетные материалы

--------------------------------------------------------------------------------

6.1. Бумага

--------------------------------------------------------------------------------

6.2. Переплетные материалы

--------------------------------------------------------------------------------

7. Печать

--------------------------------------------------------------------------------

7.1. Выбор способа печати

--------------------------------------------------------------------------------

7.2. Виды печати

--------------------------------------------------------------------------------

     7.2.1. Высокая печать

--------------------------------------------------------------------------------

     7.2.2. Офсетная печать

--------------------------------------------------------------------------------

     7.2.3. Глубокая печать

--------------------------------------------------------------------------------

7.3. Контроль качества печати

--------------------------------------------------------------------------------

     7.3.1. Требования к качеству полиграфического исполнения

--------------------------------------------------------------------------------

     7.3.2. Типовые примеры нарушения качества

--------------------------------------------------------------------------------

7.4. Переплетно-брошюровочные процессы

--------------------------------------------------------------------------------

     7.4.1. Издания в обложке

--------------------------------------------------------------------------------

     7.4.2. Издания в переплетной крышке

--------------------------------------------------------------------------------

8. Издательский маркетинг

--------------------------------------------------------------------------------

8.1. Маркетинговая деятельность издательства

--------------------------------------------------------------------------------

     8.1.1. Цели маркетинговой деятельности издательства

--------------------------------------------------------------------------------

     8.1.2. Редактор и маркетинг

--------------------------------------------------------------------------------

8.3. Планирование маркетинга

--------------------------------------------------------------------------------

     8.3.1. Разработка плана маркетинга

--------------------------------------------------------------------------------

     8.3.2. Бюджет маркетинга

--------------------------------------------------------------------------------

8.4. Изучение спроса на рынке

--------------------------------------------------------------------------------

     8.4.1. Сегментирование рынка

--------------------------------------------------------------------------------

     8.4.2. Выбор целевых сегментов рынка

--------------------------------------------------------------------------------

     8.4.3. Позиционирование книги на рынке

--------------------------------------------------------------------------------

9. Продвижение книг на рынок

--------------------------------------------------------------------------------

9.1. Типовые решения по распространению книг

--------------------------------------------------------------------------------

     9.1.1. Возможные схемы прохождения книг от издателя к конечному потребителю

--------------------------------------------------------------------------------

     9.1.2. Методы реализации книжной продукции

--------------------------------------------------------------------------------

9.2. Прямой маркетинг

--------------------------------------------------------------------------------

     9.2.1. Работа с покупателем напрямую

--------------------------------------------------------------------------------

     9.2.2. Книги - почтой

--------------------------------------------------------------------------------

     9.2.3. Продажи с помощью средств телекоммуникации

--------------------------------------------------------------------------------

10. Ценообразование

--------------------------------------------------------------------------------

10.1. Отпускная цена издательства

--------------------------------------------------------------------------------

     10.1.1. Процесс ценообразования в издательстве

--------------------------------------------------------------------------------

     10.1.2. Методы учета затрат

--------------------------------------------------------------------------------

     10.1.3. Отпускная цена

--------------------------------------------------------------------------------

10.2. Определение уровня розничных цен

--------------------------------------------------------------------------------

     10.2.1. Процесс ценообразования в книготорговом звене

--------------------------------------------------------------------------------

     10.2.2. Розничная цена

--------------------------------------------------------------------------------

11. Реклама в издательстве. Информационное обеспечение книжного рынка

--------------------------------------------------------------------------------

11.1. Роль рекламы в издательской деятельности

--------------------------------------------------------------------------------

     11.1.1. Формы рекламы книги

--------------------------------------------------------------------------------

     11.1.2. Типы рекламных материалов

--------------------------------------------------------------------------------

Темы контрольных работ по курсу 'Экономика и организация издательского дела'

--------------------------------------------------------------------------------

Приложение 1. Пример расчета себестоимости, прибыли и отпускной цены книжного издания

--------------------------------------------------------------------------------

1. Расчет себестоимости, определение номинала, отпускной цены и рентабельности издания

--------------------------------------------------------------------------------

     1.1. Характеристика количественных показателей издания и его оформления

--------------------------------------------------------------------------------

     1.2. Расчет объема издания

--------------------------------------------------------------------------------

     1.3. Расчет себестоимости издания по статьям затрат

--------------------------------------------------------------------------------

     1.4. Определение прибыли и отпускной цены

--------------------------------------------------------------------------------

2. Анализ оформления и затрат на издание

--------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2. Структура себестоимости и прибыли Интернет-проекта

--------------------------------------------------------------------------------

Прямые расходы

--------------------------------------------------------------------------------

Дополнительные расходы

--------------------------------------------------------------------------------

Косвенные (накладные) расходы

--------------------------------------------------------------------------------

Расходы на поддержку Интернет-проекта

--------------------------------------------------------------------------------

Прибыль

--------------------------------------------------------------------------------

Пример расчета себестоимости и прибыли Интернет-проекта

--------------------------------------------------------------------------------

Прямые расходы

--------------------------------------------------------------------------------

Дополнительные расходы

--------------------------------------------------------------------------------

Расчет себестоимости издания по статьям затрат

--------------------------------------------------------------------------------

Расходы на поддержку Интернет-проекта

--------------------------------------------------------------------------------

Прибыль

--------------------------------------------------------------------------------

 



Введение

Предмет и задачи курса <Экономика и организация издательской деятельности>

Под издательской деятельностью понимается подготовка и выпуск изданий любого вида.

Издания могут быть непериодическими (книги, брошюры, альбомы, плакаты, открытки, буклеты) и периодическими (газеты, журналы, периодические сборники, бюллетени). Предметом курса <Экономика и организация издательской деятельности> является деятельность по подготовке и выпуску непериодических изданий.

Эта дисциплина носит во многом прикладной характер. Ее цель - способствовать формированию у студентов знаний и умений в области современного издательского дела.

Наименование и содержание курса определены утвержденным Министерством образования Российской Федерации в марте 2000 года Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 021500 <Издательское дело и редактирование>.

В основу курса <Экономика и организация издательской деятельности> положен опыт работы предприятий отрасли за более чем десятилетний период развития рыночных отношений в стране.

В настоящее время книгоиздание, как самостоятельная область деятельности, включает в себя многие тысячи издательских, полиграфических и книготорговых организаций, имеющих разнообразную организационно-правовую форму, ведомственную или иную принадлежность и форму собственности. Каждое из них, выполняя свою конкретную функцию, взаимодействует в то же время с другими субъектами книжного дела.

Книжный рынок и его субъекты в России еще не сформировались в каком-либо окончательном виде. Отсюда сложности отбора материала, поскольку он должен быть устоявшимся и общепризнанным.

Основы книгоиздания, стадии, которые должна пройти любая книга, прежде чем она попадет в руки читателя: редакционно-издательская обработка, полиграфическое исполнение и стадия реализации - вот те процессы, которые составляют основу курса <Экономика и организация издательской деятельности>.

Таким образом, курс <Экономика и организация издательской деятельности> включает в себя основные вопросы, знание которых необходимо специалистам для эффективной работы в самых различных областях издательского дела.



Издательская деятельность в Российской Федерации

 

1.1. Книгоиздательская отрасль

Федеральное ведомство

Отрасль книгоиздания, полиграфии и книжной торговли была образована в 1963 году, когда был учрежден Комитет по печати при Совете Министров СССР с целью <реорганизовать сеть центральных и местных издательств и создания вместо них крупных специализированных издательств>. Централизация позволяла упорядочить деятельность издательств, относящихся к различным ведомствам и существенно ужесточить идеологический контроль над ними благодаря введению централизованной системы тематического планирования и координации, при которой контроль над каждой издаваемой в стране книгой стал осуществляться уже на уровне авторской заявки.

С тех пор, вплоть до конца 1990-х годов, ведомство многократно преобразовывалось. Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (Госкомиздат СССР), затем Государственный комитет СССР по печати, Министерство печати и информации Российской Федерации (после распада Советского Союза в 1991 году), Государственный Комитет Российской Федерации по печати. И, наконец, в 1999 году было образовано Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Трансформация целей и задач, которые ставились перед федеральным ведомством при очередной его реорганизации, вытекали из конкретной общественно-политической ситуации и отражали в определенной мере степень развитости рыночных отношений в экономике страны.

За время своего существования федеральное ведомство реализовало множество проектов, направленных на развитие отрасли книгоиздания. Прежде всего, это меры по развитию отечественной полиграфии. С 1965 года введены новые полиграфкомбинаты в городах Чехове, Твери (в те годы - Калинин), Можайске, Смоленске, проведена реконструкция ряда центральных и региональных полиграфпредприятий, внедрены офсет и фотонабор, книжные поточные линии. В 1977 году проведена первая Московская международная книжная выставка-ярмарка. Образованы новые издательства <Книга>, <Русский язык>, <Мир>, <Радуга>, <Политехника> (в городе Ленинграде). Введена в действие Ленинградская оптовая книжная база - вторая по мощности после Центральной оптовой книжной базы в Москве. В 1973 году СССР вступил во Всемирную (Женевскую) конвенцию об охране авторских прав, было образовано Всесоюзное агентство по охране авторских прав.

В 1986 году в книгоиздании начался период демократических перемен, в ходе которых издательствам было предоставлено право самостоятельно утверждать тематические планы, началось развитие альтернативных издательских структур, образованы первые коммерческие издательства на кооперативной основе.

Чрезвычайно важным для развития печати стало принятие в 1990 году закона СССР <О печати и других средствах массовой информации>, который декларировал свободу печати и отмену цензуры. Закон предусматривал также возможность учреждения средств массовой информации не только юридическими, но и физическими лицами, достигшими 18 лет. Устанавливалось также, что учреждение носит не разрешительный, а регистрационный характер.

В 1990-х годах в России вместо монопольно-государственной издательской системы стала складываться многоукладная система из издательств различных форм собственности. Уже в 1993 году выпуск книг негосударственными издательствами превысил выпуск книг в государственном секторе. А в 2000 году они выпускали уже 76% книг по количеству названий и 85% по тиражу. В результате сложностей переходного к рынку периода конца 80-х - начала 90-х годов произошел резкий спад книгопроизводства. Рекордное падение объемов выпуска книг в Российской Федерации пришлось на 1992 год, когда выпуск упал на 5,3 тыс. названий и на 300 млн. экземпляров. Выпуск книг достиг нижнего уровня по числу названий и составил 28 716 изданий.

Это период, когда круг вопросов, которыми занимается федеральное ведомство, ведающее вопросами книгоиздания, неуклонно сужается.

Издательства

Под издательством понимается государственное, общественное, кооперативное, акционерное или частное предприятие, осуществляющее подготовку, выпуск и реализацию книг, газет, журналов, нот, плакатов, электронных и комбинированных изданий и других видов продукции. Под издающей организацией - предприятие, учреждение, организация, обладающие правом на издательскую деятельность и ведущие ее главным образом ради собственных нужд.

В 1980 году в СССР выпуском книг занималось немногим более 200 издательств, из которых 163 подчинялись напрямую Госкомиздату СССР. В сентябре 1999 года при образовании Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ему было передано 63 государственных издательства. Всего же в стране к концу 2000 года лицензию на право издательской деятельности получили около 16 тысяч структур различных форм собственности.

Подавляющую часть книг и брошюр выпускают издательства Центрального и Северо-Западного регионов, главным образом Москвы и Санкт-Петербурга. В 2000 году их суммарная доля в общем выпуске книжной продукции составляла по числу названий около 77%, а по тиражу - более 93%. Таким образом, несмотря на резкое увеличение числа издательств в стране, сохраняется их гипертрофированная концентрация в двух центральных регионах. Подобное положение негативно сказывается на обеспечении населения книгами, сдерживает развитие регионального и национального книгоиздания.

За последние годы сохраняется не только тенденция роста общего числа издательств и издающих организаций, но и тенденция концентрации книжного производства в ограниченном числе крупных структур. Сегодня на книжном рынке действует около 50 крупных издательств, выпускающих более 100 названий книг в год. Некоторые из них выпускают более 1 000 названий. Совокупный тираж книг и брошюр, выпущенных в 2000 году пятью издательствами - АСТ, <Дрофа>, <Олма-Пресс>, <Просвещение> и <Эксмо-Пресс> - составил около трети от общего по стране.

В зависимости от выпускаемой литературы, масштабов выпуска, формы собственности и других факторов издательства могут быть классифицированы по различным признакам:

· по видам издаваемой литературы и ее читательскому назначению издательства могут быть универсальными и специализированными. Так, издательство <Республика> (до 1991 года - Политиздат) выпускает общественно-политическую литературу, <Художественная литература> - художественную, <Большая Российская Энциклопедия> - энциклопедическую, ряд научно-технических издательств (<Радио и связь>, Стройиздат, <Транспорт>, <Колос>, Энергоатомиздат и др.) - литературу для соответствующих отраслей экономики. Специализированы и многие негосударственные издательства. Научно-издательский центр <Ладомир>, например, выпускает главным образом научные издания, издательство <ГЭОТАР МЕДИЦИНА> - литературу по медицине, ООО <Издательский дом ИНФРА-М> - специализируется на деловой литературе и так далее. К издательствам, специализированным по читательскому назначению, относятся, например, государственное издательство <Детская литература>, частное издательство <Росмэн>, издательство <Молодая гвардия>;

· по форме собственности издательства могут быть государственными и частными, кооперативными и акционерными, партийными и издательствами общественных организаций, иной, в том числе смешанной собственности;

· по территориальному признаку издательства могут быть местные, национальные, транснациональные. К национальным издательствам относятся такие, как <Просвещение>, <Высшая школа>, <Большая Российская Энциклопедия> и др. К местным - региональные издательства, такие, как Ростовское, Калининградское, Омское книжные издательства, издательства республик: <Магариф> (г. Казань), Калмыцкое книжное издательство (г. Элиста), Мордовское книжное издательство (г. Саранск) и др. В России пока нет издательств, которые действовали бы на транснациональном уровне, как, например, <Бертельсман>, <Мондадори> и иные современные крупные издательские структуры на Западе;

· по масштабу деятельности издательства могут быть крупными, выпускающими свыше 100 книг в год, средними и малыми, выпускающими от нескольких до нескольких десятков книг в год. К числу крупных в России относится около 50 издательств (АСТ, <Олма-Пресс>, <Просвещение>, <Наука> и др.). Остальные - средние и малые;

· по знаковой природе информации выпускаемых изданий издательства можно подразделить на те, что выпускают текстовые книги, нотные издания, картографическую продукцию, издания для слепых и слабовидящих, различные виды электронных изданий и так далее. Например, государственное издательство <Музыка> и частное издательство <Кифара> выпускают нотную продукцию, издательство <Репро> - книги для слепых по системе Брайля, издательское предприятие <АВЕРС> - картографическую продукцию.

Таким образом, система издательств, сложившаяся в Российской Федерации за последние десять лет, обеспечивает выпуск книг и брошюр по всему спектру читательского спроса. Особенно важно, что как государственные, так и негосударственные издательства активно работают в области так называемой социально значимой литературы, ориентированной на информационное обеспечение развития экономики, науки, культуры и образования. За десятилетие развития российского книгоиздания на основе рыночных отношений сложилась современная издательская система, в основе которой лежат принципы свободы слова и демократизации редакционно-издательских процессов, использования рыночных механизмов и внедрения новых информационных технологий. Все это позволяет отечественному книгоизданию активно интегрироваться в мировую издательскую систему, в глобальное информационное пространство.

Полиграфические предприятия

Полиграфическое предприятие - это промышленное предприятие, выполняющее все или некоторые виды полиграфических работ по выпуску печатной продукции.

К концу 1990-х годов в нашей стране насчитывалось около 6 тысяч полиграфических предприятий разного уровня и различной формы собственности. Свыше тысячи из них - предприятия федерального и регионального подчинения, остальные - предприятия различных ведомств и организаций. К ведению Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций отнесены 36 издательско-полиграфических комплексов и 29 полиграфических предприятий. Среди них: Первая Образцовая типография, Полиграфическая фирма <Красный пролетарий>, предприятие <Детская книга> - в Москве; <Печатный двор> имени А. М. Горького, <Техническая книга> - в Санкт-Петербурге; Смоленский, Саратовский, Тверской (детской литературы), Чеховский полиграфические комбинаты. Часть из этих предприятий была приватизирована в 1990-х годах: Можайский, Тверской, Ярославский полиграфкомбинаты, типография им. И. Федорова в Санкт-Петербурге. В целом же полиграфическая промышленность до настоящего времени остается неприватизированной.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...