Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура, наука и медицина Дагестана в годы войны
В общую борьбу народа за организацию отпора фашистским агрессорам, перестройку хозяйственной, политической и духовной жизни на военный лад для разгрома врага свой вклад внесла и интеллигенция Дагестана. Инженерно-технические работники промышленных предприятий, транспорта напряженно трудились над увеличением производственных мощностей, разработкой и освоением новых технологий, способствовавших росту выпуска военной продукции. Учителя, врачи, агрономы, инженеры и другие специалисты народного хозяйства республики не только заменяли своих товарищей, ушедших на фронт, но и проводили большую общественную работу. Военная обстановка сказалась на условиях работы интеллигенции. Численность ее значительно уменьшилась, За первые два года войны из Дагестана на фронт ушло более 3,5 тыс. учителей, много специалистов сельского хозяйства. Нехватку квалифицированных специалистов испытывали медицинские учреждения, особенно сельские. Значительную часть врачей приходилось использовать в эвакогоспиталях, а большинство выпускников мединститута уходило на фронт или направлялось в другие районы страны. В результате в конце 1944 г. медицинские учреждения ДАССР были обеспечены кадрами менее чем наполовину. Подготовка специалистов в учебных заведениях резко сократилась. Дагестанский сельскохозяйственный институт и ряд средних специальных учебных заведений временно прекратили работу или были эвакуированы, был закрыт Буйнакский учительский институт. Даже в самый напряженный период войны Советское государство уделяло большое внимание вопросам образования, подготовке кадров для народного хозяйства. В мае, июне и июле 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановления, имевшие целью укрепление вузов и техникумов, улучшение подготовки молодых специалистов. Были отменены учебные планы с сокращенными сроками обучения, принятые на военный период. Ряд решений об улучшении работы специальных учебных заведений приняли Дагестанский обком ВКП (б) и правительство республики. Только в первой половине 1942 г. бюро обкома партии 11 раз обсуждало вопросы, связанные с подготовкой и воспитанием кадров. октября 1943 г. возобновил работу Дагестанский сельскохозяйственный институт. К концу года контингент студентов вузов республики составил 1235 человек. В своей работе специальные учебные заведения сталкивались с большими трудностями. Ослабла учебная и техническая база, на фронт ушли многие преподаватели, а восполнить потери не представлялось возможным. Положение еще более усугубилось после реэвакуации работников, прибывших в Дагестан из оккупированных фашистами районов. Серьезной проблемой стал набор молодежи в специальные учебные заведения. Для подготовки молодежи к продолжению образования в вузах были открыты специальные группы с годичным сроком обучения, приняты меры к вовлечению в учебные заведения юношей и девушек, окончивших школы в предыдущие годы. К концу войны было восстановлено большинство отраслевых технических, сельскохозяйственных, торгово-кооперативных и медицинских средних учебных заведений. В 1945/46 учебном году перевыполнили план приема педагогические училища республики. Более 2-х тысяч студентов обучалось в вузах ДАССР. Изменения произошли в содержании и формах учебно-воспитательной работы. Усилилось внимание военно-патриотическому и трудовому воспитанию, обучению старшеклассников военному делу. Под руководством учителей учащиеся объединялись в специальные бригады и в свободное от занятий время работали на полях, в садах, на виноградниках, в животноводческих фермах. Исключительно важную роль в политическом просвещении масс, организации и мобилизации их на решение военных, хозяйственных, культурных и идеологических задач играла печать, в частности, газеты. Возросла роль радио. Газеты и радио оперативно информировали население о ратных буднях Красной Армии па фронтах Отечественной войны, трудовых подвигах советских патриотов. Через периодическую печать и радиовещание шла информация о важнейших событиях международной жизни, значительных фактах из жизни науки, культуры и искусства. В годы войны на страницах газет часто появлялись материалы о братской взаимопомощи и сотрудничестве народов СССР, передовом опыте, патриотических починах, зародившихся в других республиках, краях, областях страны. В 1943 г. в Дагестане начали выходить две новые областные газеты: "Знамя социализма" на лезгинском языке и "Колхозное знамя" на даргинском. Для своевременного информирования населения о событиях на фронтах Отечественной войны, работе в тылу, а также о важнейших решениях партии и правительства в наиболее людных местах городов, райцентров, аулов были оборудованы витрины газет, листовок с сообщениями Совинформбюро. В годы войны существенные изменения произошли в работе Дагестанского государственного издательства. Особое внимание оно стало уделять изданию книг и брошюр на политические и военно-оборонные темы, многие из которых переводились на местные языки. Только за первые два месяца войны Даггосиздат выпустил 28 названий оборонных и антифашистских брошюр тиражом 138,6 тыс. экземпляров. Для лучшего удовлетворения потребностей дагестанской национальной школы в учебной литературе в 1944 г. в республике было создано новое издательство Учебно-педагогическое. В 1941 г. специалисты Дагестанского научно-исследовательского института промышленности разработали технологию производства высококачественного цемента из местного сырья, который использовался при строительстве оборонительных сооружений, народнохозяйственных, коммунальных и иных объектов. В 1943 г. возобновил свою деятельность научно-исследовательский Институт истории, языка и литературы, который был временно закрыт в начальный период войны. Ученые института собрали богатый материал по истории большевистских организаций Дагестана, материальной культуре, ценные рукописи по истории средневекового Дагестана. Были подготовлены научные грамматики лакского и аварского языков (Г. Муркелинский, М - С. Саидов). В 1944 г. Институт истории, языка и литературы провел совместно с пединститутом научную сессию, на которой был обсужден ряд докладов по актуальным вопросам истории и филологии Дагестана. Ученые института вели исследования по многим направлениям медицинской науки и практики. Только в 1943 г. была выполнена 51 научная работа. В Дагестанском педагогическом институте П. Львов создал ценный труд о лекарственных растениях, доцент П. Соколов и преподавательница А. Алибекова - об использовании соляных богатств Каспия. Война внесла изменения в творческую жизнь художественной интеллигенции, учреждений искусства. Писатели Дагестана уже в первые годы войны создали десятки произведений о Родине, Красной Армии, о героической борьбе против иноземных захватчиков, за советскую власть. К середине 1942 г. более 20 писателей республики с оружием в руках сражались на фронтах Отечественной войны. Это лакец Э. Капиев, аварец Р. Динмагомаев, таты М. Бахшиев, X. Авшалумов, кумыки А. - В. Сулейманов и А. Салатавов, лезгин К. Меджидов, даргинец С. Абдуллаев, русский Н. Власов, табасаранец М. Митаров и другие. Любовью к Отчизне и ненавистью к врагу были проникнуты и стихи военных лет А. Гафурова и Т. Хрюгского. Десятки поэтических произведений создали в годы войны А. Иминагаев, . Гад-жиев, А. Аджиев, А. Аджаматов, Г. Залов, Ю. Хаппалаев, молодой, поэт Р. Гамзатов. Большой популярностью пользовались роман М. Хуршилова "Сулак-свидетель", "Фронтовые очерки" и "Записные книжки" Э. Капиева, очерки, рассказы и памфлеты С. Абдуллаева, Р. Динмагомаева, . Эфендиева, Д. Трунова, А. Шмонина. С огромным интересом читали дагестанцы на страницах местных газет произведения писателей-фронтовиков А. - В. Сулейманова, Г. Эльмурзаева, М. Дадашева и других. Композиторы и художники Дагестана создавали новые музыкальные произведения, картины, отображавшие героику военных будней и напряженного труда советских людей в тылу. Художники М. Джемал, В. Смирнов, Д. Капаницын, Ю. Моллаев, М. Юнусилау создали целую галерею портретов воинов - Героев Советского Союза, знатных людей республики. Дагестанские художники выпустили тысячи художественных плакатов. В военные годы возросла воспитательная роль советского кино наиболее массового вида искусства. В кинематографии центральное место заняла военно-патриотическая тема. В республике с огромным успехом шли документальные и художественные фильмы о героике Отечественной войны. Война вызвала большие трудности, усложнила задачи в здравоохранение деятельности медицинских учреждений и их работников. Еще в первые месяцы военных действий, когда Дагестан являлся глубоким тылом, была создана сеть госпиталей, которая в основном обслуживалась местными медицинскими работниками. В 1942 г. госпитальная сеть ДАССР насчитывала более 12 тыс. коек. При Наркомздраве республики был создан отдел эвакогоспиталей, который возглавил С. Бароян. Благодаря большой профилактической работе медиков, широким санитарно-гигиеническим мероприятиям население республики и формировавшиеся на ее территории воинские части удалось оградить от серьезных вспышек эпидемий, опасных инфекционных заболеваний. Улучшению санитарного состояния сел, городов способствовали проводившиеся периодически декады и месячники по благоустройству населенных пунктов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |