Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогическое тестирование. Преимущества и недостатки тестового контроля знаний




Одна из важных задач квалиметрии (тестирования) – быстрая и надежная оценка знаний человека. Теория педагогических тестов рассматривается как часть педагогической квалиметрии. Исследовалось состояние контроля знаний учащихся школ с применением тестовых измерителей и выявлялись основные проблемы при использовании тестов: качество и валидность содержания тестовых заданий, надежность результатов тестирования, недостатки обработки результатов по классической теории тестов, отсутствие использования современной теории обработки тестовых материалов с применением вычислительной техники. Высокая погрешность измерения тестовых результатов не позволяет говорить о высокой надежности результатов измерения.

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Но и абсолютизировать возможности тестовой формы нет никаких оснований.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:

• Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

• Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

• Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

• Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

• Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.

• Вопросы не должны содержать «ловушек».

Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

Тесты обученности все больше проникают в массовую практику. Ныне кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов используют почти все педагоги. Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.

Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. Правильно действуют те педагоги, которые, используя письменные тесты, дают возможность обучаемым устно обосновывать свои ответы. В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого испытуемого в нормативной выборке.

Требования к тестам:

• задание должно соответствовать изученному материалу;

• задание должно соответствовать достигнутому уровню деятельности (из четырех описанных выше);

• задание должно соответствовать эталону ответа.

Существуют два типа тестов: 1) на выборку; 2) на воспроизведение.

Различают два видатестов на выборку:

Альтернативный тест представляет собой вопрос, допускающий только 2 варианта ответа: «да» или «нет». Поэтому один вопрос задавать нельзя; чем больше вопросов, тем меньше шансов на угадывание. Чтобы избежать возможности угадывания, используют избирательный тест.

Избирательный тест представляет собой вопрос, на который предлагается несколько (обычно 4-5) вариантов ответа, из которых ученик должна выбрать правильный.

Кроме тестов на выборку (альтернативных и избирательных) существует 2 типатестов на воспроизведение:

Конструктивный тест представляет собой обычный теоретический вопрос, четко сформулированный, но без вариантов ответа (Например, Перечислите…, Когда… и т.п.). При использовании конструктивных тестов должен быть эталон ответа, что обеспечивает объективность оценки знаний.

Тест-подстановка представляет собой фразу (формулу, рисунок), в которой пропущено либо какое-либо слово (число, цифра или конструктивная деталь). Практикуются в случаях, когда ответ на вопрос должен быть развернутым, многословным.

Тесты-задачи тоже бывают двух видов:

типовые, когда ход и метод решения известен ученику. Примеры типовых задач: рассчитать площадь или объем какого-либо помещения (для стандартных условий); дать принципиальную схему размещения элементов в периодической системе Д. Менделеева. Эталоном ответа в типовых задачах, как правило, служит конечный результат.

нетиповые, когда ход и метод ученику не известен, и он должен сконструировать их самостоятельно на основе изученного материала. В нетиповой задаче ученик должен разработать метод ее решения (для заданных нестандартных условий), поэтому по форме (но только по форме!) эти задачи сходны с типовыми. Эталоном ответа в нетиповых задачах могут служить:

- конечный результат;

- описание хода решения (без конкретных расчетов);

- указание способа решения (без его расшифровки).

Субъективизм, уязвимость оценки знаний при обычном контроле свидетельствует о том, что мы не можем даже установить четких критериев оценки. При объективном контроле знаний каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый учеником уровень усвоения деятельности. Уровень деятельности считается достигнутым, если ученик или студент выполняет правильно не менее 70% предъявленных ему тестов заданного уровня, поэтому шкала оценок при объективном контроле знаний может быть записана в следующем виде:

1-й уровень – 3 балла,

2-й уровень – 4 балла,

3-й уровень – 5 баллов.

Нередко ставится 5 баллов даже тому, кто делает ошибки в 30% тестов. Право на ошибку имеет большое психологическое значение.

Если обучение учащихся и студентов на 3-м уровне деятельности не производится, а ограничивается 1-м или 2-м уровнем, целесообразно производить зачет по теме, разделу или всему учебному курсу без оценки. При этом зачет ставится обычно при выполнении 80% тестов. Если же по формальным требованиям необходимо выставить оценку, можно воспользоваться следующей шкалой:

70-80% – 3 балла,

80-90% – 4 балла,

90-100% – 5 баллов.

Округление оценки ведется в большую сторону, то есть в пользу учащихся. Все минусы и плюсы к оценкам юридически являются незаконными.

Из приведенной выше шкалы оценок вытекает система организации тестового контроля знаний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...