Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип политической независимости (внепартийность)




Этот принцип организации и деятельности прокуратуры, презюмирующий недопустимость какого-либо участия прокурорских работников в деятельности общественных организаций, преследующих политические цели, в том числе членство в таких организациях. Запрещается также создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры. Прокуроры в своей деятельности не могут быть связаны решениями общественных объединений (п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре).

Необходимо заметить, что действие этого принципа распространяется не только на прокуроров, но и на всех других работников организаций прокуратуры, имеющих классные чины: педагогических, научных и иных работников.

Запрещение прокурорам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности исключает возможность влияния этих объединений на прокуроров, а следовательно, на принимаемые ими решения в процессе осуществления прокурорского надзора. Как известно, во всех политических объединениях (партиях, движениях) существует внутренняя организационная дисциплина, подчинение меньшинства большинству, большая или меньшая степень обязательности выполнения решений руководящих органов объединений или большинства. Не всегда эти решения могут совпадать с целями и задачами органов прокуратуры и прокуроров, если бы они были членами названных политических объединений. Запрещение для прокуроров членства такого рода объединениях, таким образом, исключает возможность прокурора руководствоваться при осуществлении надзора чем-либо иным, кроме закона.

Попятно, что прокурор как любой гражданин страны может разделять взгляды, программные установки и доктрины того или иного политического объединения, но это разделение взглядов ни в коей мере не должно влиять на принятие им профессиональных решений. Во всех случаях прокурор должен сохранять беспристрастность и независимость.

Принцип гласности

Это принцип организации и деятельности прокуратуры заключается в необходимости систематического информирования органов государственной власти и местного самоуправления, населения о состоянии законности. В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре закреплено, что органы прокуратуры действуют гласно, но в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Нормативное ограничение принципа гласности определяется нормами Конституции РФ, а также нормами федерального законодательства (ч.1 ст.23 Конституции РФ – личная тайна; Закон РФ «О государственной тайне – ст.5; ГК РФ – ст.857 – банковская; ст.946 – страхование; п.2 ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ» специально охраняемые законами тайны – следственная, врачебная, совещательной комнаты в суде, нотариальная и т.д.; перечень сведений, не составляющих служебную и коммерческую тайну – Постановление Правительства РФ № 35 от 5 декабря 1991 года). Разглашение этих сведений, составляющих охраняемую законом тайну, влечет установленную законом материальную (в судебном порядке), дисциплинарную или уголовную ответственность (ст.183 УК – коммерческая или банковская тайна; ст.283 УК – государственная тайна; ст.310 УК – предварительное следствие).

Таким образом, может быть предана гласности только такая информация о работе прокуратуры, которая не причиняет вред интересам государства и граждан.

Одним из ярких выражений принципа гласности выступает предусмотренное ст. 12 Закона о прокуратуре ежегодное представление Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Все прокуроры на своем уровне систематически информируют органы власти регионального и местного уровня, а военные прокуроры — также органы военного управления о состоянии законности и правопорядка и проделанной работе по их укреплению.

Гласность является одной из специфических и сильных сторон в деятельности прокуроров, имеющей важное значение для повышения эффективности предупредительно-профилактической работы.

Исходящая из органов прокуратуры как письменная, так и устная информация в любой форме выражения (статистических отчетов, информации, направляемых в органы государственной власти и управления, докладных записок, ответов на обращения граждан и т.п.) должна быть достоверной, основанной на тщательно проверенных фактах.

Реализация принципа гласности организационно обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ — Управление взаимодействия со средствами массовой информации) или должностей помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации и организующих эту работу на местах.

Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти всех уровней, повышению норм правосознания должностных и иных лиц и граждан, что в конечном итоге способствует укреплению законности.

 

Принцип взаимодействия прокуратуры с другими органами, общественностью

Реализация этого принципа в деятельности прокуратуры играет особую роль в деле обеспечения законности. Задачу обеспечения единой законности решают в той или иной мере все государственные и негосударственные органы (законодательные, исполнительные, судебные и др.), а также общественные организации, но ни один из них не является самодостаточным в этой области. Не является самодостаточным и прокурорский надзор как один из способов обеспечения законности. Поэтому прокуратура может успешно выполнять возложенные на нее обязанности по укреплению законности только при тесном взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными органами, органами, наделенными контрольными функциями, общественными объединениями и трудовыми коллективами.

Взаимодействие органов прокуратуры с другими многочисленными органами и общественностью — это одно из средств обеспечения комплексного подхода в деле предупреждения правонарушений, укрепления законности.

Распространенными формами такого взаимодействия являются:

• взаимный обмен информацией о состоянии законности и мерах, направленных па ее укрепление;

• согласование плановых мероприятий прокуратуры с плановыми мероприятиями других органов;

• проведение совместных или одновременных проверок исполнения законов;

• совместное участие в заседаниях коллегий и других форумах;

• совместное участие в предупредительно-профилактических мероприятиях;

• проведение совместной учебы работников прокуратуры и других органов и иные формы взаимодействия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...