Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип самостоятельности решения населением вопросов местного значения




В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом — суть местного самоуправления.Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного самоуправления, выделяют следующие основные черты, характеризующие его содержание:

1. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура его органов определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправления регулируются уставом муниципального образования, который разрабатывается и принимается муниципальным образованием самостоятельно.

2. Реализация данного принципа предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.Однако обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности муниципальных образований сталкивается с большими трудностями. Хотя доля местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации составляет около 20-25%, расходные полномочия, финансируемые из местных бюджетов, составляют в нем более 30%: расходы существенно превышают доходную базу муниципальных образований. Финансово-экономическое состояние местного самоуправления определяется во многом общим состоянием экономики государства, его финансовой системы.

3. Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законом.

4. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Федерации, их законами, ограничение установленных прав местного самоуправления запрещается. Самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий обеспечивается конституционным правом на судебную защиту.Органы местного самоуправления обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти (ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления).

Принцип организационного обособления местного самоуправления

Основное содержание этого принципа раскрывает ст. 12 Конституции РФ: органы местного самоуправления не входят в сис­тему органов государственной власти. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного само­управления с государственными органами и государственными должно­стными лицами. Федеральный закон 2003 г. об общих принципах орга­низации местного самоуправления предусматривает, что:

а) участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на Должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, прямо установленных указанным Законом (ст. 34);

б) осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации (ст. 5, 6);

в) муниципальные правовые акты по вопросам местного значения могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, или в судебном порядке (ст. 48).

Рассматриваемый принцип также устанавливает основы взаимоотноше­ний муниципальных образований между собой, обеспечивает организационную са­мостоятельность местного самоуправления, защиту от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов мест­ного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимо­действия.

Органы местного самоуправления взаимодействуют с органами государственной власти:реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со ст. 132 Конституции РФ. При этом органы государственной власти осу­ществляют контроль за реализацией органами местного самоуправле­ния отдельных государственных полномочий и вправе давать письмен­ные предписания по устранению выявленных в ходе осуществления этого контроля нарушений. Закон допус­кает возможность отмены муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправле­ния отдельных государственных полномочий уполномоченными госу­дарственными органами (ст. 48);

= формируя местные бюджеты, при изменении границ муниципальных образований, их преобразовании, а также осуществляя полномочия в иных сферах местной жизни.

= реализуя право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти и право на обращение органов и долж­ностных лиц местного самоуправления в государственные органы;

Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...