Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности принципов местного самоуправления




Определение понятия принципа местного самоуправления

Никто не станет отрицать, что роль местного самоуправления неуклонно возрастает и приобретает общегосударственное значение. Органы местного самоуправления сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы людей, но и являются важнейшим слагаемым в деле формирования гражданского общества, составляют одну из основ демократического строя.

Для большего понимания местного самоуправления нужно знать его правовую основу, т.е. то, на чём оно базируется. Необходимо также знать его основополагающие начала, т.е. принципы.

Правовой основой местного самоуправления являются международные акты, Конституция, законы, уставы и т.д.

Под принципами местного самоуправления понимаются исходные идеи, коренные начала, выражающие главное и решающее в организации и деятельности населения, формируемых им органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.Так же под принципами местного самоуправления следует понимать основные идеи и начала, лежащие в основе организации и деятельности населения муниципальных образований, органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

В соответствии с общим значением термина «принцип» в муниципальном праве под общими принципами организации местного самоуправления можно понимать основополагающие требования, с учетом которых строится его система и деятельность. Под принципами организации местного самоуправления понимаются:

· организация местного самоуправления в интересах населения;

· самостоятельность местного самоуправления и его взаимодействие с государственной властью;

· многообразие организационных форм местного самоуправления;

· гласность местного самоуправления;

· соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность в осуществлении местного самоуправления;

· государственная гарантированность местного самоуправления» Муниципальное право России. Рассмотрим эти принципы подробнее.

Характерные черты МСУ проявляются в его основных принципах.

Общие принципы:

· принцип народовластия -- в Конституции РК он формулируется как волеизъявление народа через референдумы, выборы органов государственной власти и иные формы непосредственной демократии;

· принцип законности;

· принцип равенства граждан;

· принцип гласности и учёта общественного мнения, обязывание постоянно информировать население о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатам их выполнения;

· принцип социальной справедливости и гуманизма;

· разделение функций представительной, исполнительной и судебной власти.

К специальным принципам местного самоуправления относятся:

· сочетание местных и общегосударственных интересов;

· обязательность решений органов местного самоуправления, принятых в рамках закона;

· ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений, ответственность органов местного самоуправления за решение вопросов местного значения;

· самостоятельность органов самоуправления, в т.ч. финансовая и экономическая, в пределах их компетенции, разграничение их полномочий и сфер ведения, самофинансирование и самообеспечение;

· взаимное невмешательство государства в деятельность органов местного самоуправления и наоборот;

· выборность, подконтрольность, подотчётность органов самоуправления;

· наличие собственной материально-финансовой базы, финансовая самостоятельность;

· сочетание централизованного правового регулирования со значительным объёмом местного нормотворчества;

· слияние функции самоуправления с функциями публичной власти как одним из перспективных направлений.

Таким образом, самоуправление приобретает свойства самоорганизованной публичной власти и самоосуществляемого управления.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов работы.

Местное самоуправление — одна из основ конституционного строя страны. Получив в 1993 г. закрепление в Конституции РФ, местное самоуправление явилось: формой народовластия; способом осуществления многих гражданских прав, реализуемых в индивидуальном и коллективном порядке; организационно и функционально обособленным уровнем власти. В совокупности названные составляющие обеспечивают высокий престиж местного самоуправления.

особенности принципов местного самоуправления

В современных условиях особенности организации местного самоуправления обусловлены многообразием политико-правовых, экономических, социокультурных условий и факторов, исторических и иных местных традиций. Особенности проявляются в территориальной организации, структуре и функциях муниципальных органов, их отношениях с органами государственной власти, отражаются в специфике правового регулирования. Создание необходимого для учета таких особенностей политико-правового пространства обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации потенциальных возможностей местного самоуправления, интересов населения муниципального образования. Поэтому концептуальные положения государственной политики должны учитывать не только общие принципы организации местного самоуправления, но и особенности их осуществления на отдельных территориях, гармонизируя общенациональное, региональное и местное. Это позволит сформулировать эффективные принципы взаимоотношений Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, определить основные направления государственной поддержки местного самоуправления и оптимизации муниципальной деятельности в контексте правовой политики федеративного государства.Принципы местного самоуправления - предусмотренные федеральными законами требования (условия), определяющие природу местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, основания и порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления, юридические механизмы и гарантии реализации права граждан на местное самоуправление. Таковыми являются: гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в решении вопросов местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность органов местного перед населением; их выборность, открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления.Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется на территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 года к «другим» территориям относит районы, сельские округа. Причем, районы и сельские округа в соответствии с законами о местном самоуправлении субъектов федерации могут называться по-разному с учетом исторических и местных традиций. (район - волость, сельский округ - сельсовет).

На организацию местного самоуправления оказывает влияние ряд особенностей:

- численность жителей города,

- занимаемая территория,

- наличие, либо отсутствие районов в городе,

- другие факторы.

В субъектах Федерации местное самоуправление осуществляется на территории малых и средних городов (райцентров), а также крупных городов - региональных центров с обязательным делением на внутригородские районы.

В областных центрах, район в городе не имеет самостоятельности, а является лишь структурным подразделением местной администрации по территориальному принципу. Администрация района в городе действует на основании положения о ней разработанного представительным органом местного самоуправления.Организация местного самоуправления на территории сельских подразделений подразумевает осуществление местного самоуправления на территории районов (уездов, сельских округов, станиц, деревень) Здесь существует два пути организации местного самоуправления.Во-первых, на территории района возможно образование единого районного муниципального образования.Во-вторых, организация местного самоуправления на территории района может предполагать несколько отдельных, независимых друг от друга муниципальных образований.Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях относится к полномочиям органов государственной власти РФ. В данных образованиях имеются органы местного самоуправления. Территории границ закрытого территориального образования устанавливаются органом государственной власти.Таким образом, в различных субъектах РФ организация местного самоуправления складывается исходя из многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления, что обуславливается рядом причин:

- на организацию местного самоуправления в РФ оказывают влияние Федеративное устройство государства;

- географические факторы;

- этнические процессы.

Все вышеперечисленные причины не могут не накладывать отпечаток на формы и способы организации осуществления местного самоуправления. Многообразие форм организации и осуществление местного самоуправления связано с возможностью избирать населением ту или иную модель организации местного самоуправления посредством Устава муниципального образования, согласно законодательству о местном самоуправлении субъектов Федерации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 803.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...