Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Названия предметов посуды. Обобщающее слово —




«посуда».

Названия частей посуды: носик, ручка, дно и т. д.

Глаголы: варить, жарить, печь, кипятить, вытирать, мыть, наливать, выливать, разливать, есть, готовить, по­лоскать, сушить.

Прилагательные: слова, обозначающие признаки посу­ды по цвету, форме, размеру, материалу.

Названия видов посуды: чайная, кофейная, столовая, кухонная.

Грамматика

Образование:

• множественного числа существительных в имени­тельном падеже (чашка — чашки);

• единственного числа существительных в винитель­ном падеже (поставлю чашку, тарелку);

• единственного числа существительных в родитель­ном падеже (нет чашки, тарелки);

• уменьшительной формы существительных (тарел­ка — тарелочка).


17


 


Составление предложений с предлогом «у» (У чайника носик. Укастрюли дно).

Практическое употребление предлогов «в», «на». До-говаривание предложений (Мама варит суп в... Бабушка жарит рыбу на...)

Практическое употребление существительных единст­венного числа в творительном падеже (Папа ест суп лож­кой).

Образование прилагательных от существительных (же­лезо — железный, чай — чайная).

Согласование прилагательного с существительным (красная кастрюля, чашка; глубокая кастрюля, тарелка).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление описательного рассказа по опорной схе­ме:

• Как называется посуда?

• Какая она по размеру?

• Цвет.

• Форма.

• Детали.

• Материал.

• Назначение.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

«Найди ошибку». На столе стоят предметы посуды (3—4). Логопед перечисляет их и называет еще один лиш­ний предмет. Дети находят ошибку.

Например: на столе находятся блюдце, чашка, чайник.

Логопед: — Блюдце, кастрюля, чайник, чашка.

Ребенок: — Нет кастрюли.

Игра с мячом «Назови ласково». Например: чаш­ка — чашечка, блюдце — блюдечко.


«Наводим порядок». Логопед предлагает детям убрать со стола посуду, называя ее ласково.

— Что ты убираешь?

— Я убираю чашечку в шкаф.

«Пришли гости». За столом сидят игрушки: кукла, мишка, зайчик и т. д. Дети накрывают на стол и отвеча­ют на вопросы логопеда:

— Что ты поставил на стол?

— Я поставил на стол чашку.

— Для чего нужна чашка?

— Мишка будет пить чай из чашки. «Один — много». Дети должны закончить предложе­ние (с опорой на предметные картинки):

— На плите стоит одна... (кастрюля).

—— На плите стоят... (кастрюли).

«Ждем гостей». Дети ставят на стол посуду:

— Посуда для чая. Чайная посуда.

— Посуда для кофе. Кофейная посуда. И т. д. «Часть и целое». Дети называют части предметов по­суды, составляют предложения:

— У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко. И т. д.

«Отгадай загадку»: Он толстый, железный, круглый, синий, горячий. В нем кипятят воду (чайник). И т. д. Ло­гопед просит подобрать картинки к названным им прила­гательным (цвет, форма, размер, материал).

Например: -— Красная (кастрюля, чашка, сковорода).

Железная (кастрюля, сковорода, миска). «Закончи предложение». Дети заканчивают предло­жение и повторяют его с опорой на сюжетные картинки.

— Мама суп... (варит).

Бабушка котлеты... (жарит). И т. д. Составление предложений по демонстрации действий и по картинкам.

Например: — Мама варит суп в... (кастрюле).

Бабушка жарит котлеты на... (сковороде). Рекомендуемые игры: №№ 16, 20, 35, 48, 108, 184 [8].


19


18


 


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

«Отгадай загадку» (загадки по теме «Посуда»), «Рас­крась посуду».

Дети должны назвать посуду и раскрасить ее. Например: — Это чашка.

— Это зеленая чашка.

«Три медведя». Дети инсценируют сказку «Три медве­дя», изменяя высоту и тембр голоса (медведь, медведица и медвежонок).

Упражнения на выделение четвертого лишнего пред­мета.

«Магазин». Дети «покупают» в магазине посуду и от­вечают на вопросы воспитателя.

Например: — Я хочу купить чайник.

— Какого цвета (формы, размера, из чего сделан)?

— Я хочу купить красный чайник (круг­лый, маленький, железный). И т. д. «Готовим обед». Дети рассматривают сюжетную кар­тинку «Мама готовит обед», затем отвечают на вопросы воспитателя:

— Что мама делает? (Мама варит суп).

— В чем мама варит суп? (Мама варит суп в кастрюле). После беседы дети сами «готовят» обед для куклы, про­говаривая свои действия, отвечая на вопросы воспитателя:

— Что ты делаешь?

— Я жарю котлеты.

— На чем ты жаришь котлеты?

— Я жарю котлеты на сковороде. И т. д.

«Что забыл нарисовать художник?» Надоске нари­сованы предметы посуды, у которых нет какой-нибудь де­тали. Дети должны найти ошибку и дорисовать отсутст­вующую деталь.

Например, на доске нарисована чашка без ручки:

— У чашки нет ручки. Я рисую ручку у чашки.


ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Чуковский К. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха».

Носов Н. «Мишкина каша». Хармс Д. «Иван Иваныч Самовар».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ










Карточка № 1.

• Рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне.

• Уточните названия предметов посуды. Спросите у ребенка, для чего нужны чашка, ковшик, сковоро­да, кастрюля, чайник, поварешка, терка, дуршлаг, разделочная доска, тарелка, блюдце, ложка, вилка, кружка, нож. Составьте предложение с каждым сло­вом.

• Рассмотрите вместе с ребенком и назовите части по­суды: ручка, крышка, носик, дно, стенки.

• Сходите с ребенком в магазин, где продают посуду. Рассмотрите и обсудите, какую посуду там продают.

• Наклейте в тетрадь картинки по.теме «Посуда».

• Обсудите, из чего сделана посуда (железная — из же­леза, стеклянная — из стекла, глиняная — ..., дере­вянная — ..., фаянсовая — ...).

• Обсудите, для чего нужна посуда (в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т. д.).

Карточка № 2.

• Какая бывает посуда? Виды посуды. Например, для чая — чайная: чайная ложка, чайная чашка и т. д.; для кофе — кофейная; для обеда — сто­ловая.

• Назови ласково (чашка — чашечка, ложка — ложеч­ка и т. д.).


21


20


 


• «Один — много»(чашки — много чашек, ложка — много ложек и т. д.). Обратите внимание детей на окончания слов (одна чашка — много чашек).





Карточка № 3.

• Составьте рассказ по картинке «Все за работой» [1, с. 83].

• Составьте предложение о каждом члене семьи (Мама варит суп в кастрюле. Папа чистит рыбу ножом.)

• Объедините предложения в связный рассказ. Обратите внимание ребенка на то, что слова «жарит», «варит», «чистит» должны быть включены в рассказ.



ОДЕЖДА

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь

Названия предметов одежды:пальто, брюки, платье, шуба и т. д. Обобщающее слово — «одежда».

Прилагательные:слова, характеризующие длину одежды и степень опрятности (короткий, длинный, чис­тый, грязный и т. д.).

Названия деталей одежды:воротник, рукава и т. д.

Глаголы:шить, вязать, вышивать, штопать, стирать, полоскать и т. д.

Грамматика

Образование:

• уменьшительных форм существительных (пальто — пальтишко, шуба — шубка);

• множественного числа существительных в имени­тельном и родительном падежах (шуба — шубы — много шуб);

относительных прилагательных от существительных зима, лето, осень, дом, дети, работа, школа, улица, мужчина, женщина (зима — зимняя);


23


 


— относительных прилагательных от существитель­ных, обозначающих материал (кожа — кожаный, шерсть — ...);

— приставочных глаголов от шить, гладить, вязать и др. (подшить, пришить, зашить, ушить, перешить и др.).

Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже: зимнее пальто, зимние сапоги.

Практическое усвоение родовой принадлежности су­ществительных:

— Это чья шапка?

— Это моя шапка.

Моя шапка теплая. Мой шарф длинный.

Практическое употребление предлогов «на», «к», «из» (подшить к..., перешить из...).

Практическое употребление несклоняемого существи­тельного пальто.

Составление словосочетаний и предложений с нескло­няемым существительным пальто.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Пересказ рассказа «Зайчишкино пальто». Описательный рассказ «Мой любимый наряд».

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнения на выделение четвертого лишнего пред­мета.

«Запомни и назови». Логопед предлагает детям запом­нить ряд слов (3—5), обозначающих предметы одежды, затем повторить его и выложить соответствующие пред­метные картинки.

Например: Логопед: — Кофта, платье, пальто.

Ребенок: — Кофта, платье, пальто (выкла­дывает картинки в названном порядке).


Игра с мячом «Назови ласково». Например: юбка — юбочка.

«Будь внимателен». Логопед предлагает детям сгруп­пировать предметы в зависимости от их родовой принад­лежности и разложить по двум коробкам.

1-я коробка — мой (шарф, ремень и т. д.).

2-я коробка — моя (шапка, кофта и т. д.).

«Чье это?» Перед каждым ребенком на столе лежит картинка, на которой изображены предметы одежды. Он должен запомнить их.

Логопед собирает картинки, а затем произносит: «Пла­тье. Чье платье?». Ребенок: «Это мое платье».

Логопед предлагает детям вспомнить, какую одежду носят люди зимой (летом, осенью, весной). По мере назы­вания слов логопед выставляет картинки. Затем спраши­вает: «Как называется эта одежда?». Ребенок отвечает: «Это зимняя (летняя, демисезонная, детская, мужская, женская) одежда».

«Магазин». Дети «покупают» одежду (предметные картинки) для всей семьи.

Например: Пальто, которое носят зимой, — зимнее пальто. Я купил себе зимнее пальто. Шапка, которую но­сят зимой, — зимняя шапка. Я купил брату зимнюю шап­ку.

«Закончи предложение». Логопед читает сказку, про­пуская слово «пальто». Дети должны закончить предло­жения в сказке.





Зайчишкино пальто

Жил-был зайчик. Хотел он сам одеться и порадовать маму-зайчиху. Стал он надевать брюки — засунул обе ла­пы в одну брючину. Хотел шагнуть и упал. Заплакал зай­ка. Тут пришел старший брат. Он объяснил, как правиль­но надевать брюки. Стал братец одевать на малыша... (пальто). Смотрит, оторвана пуговица у... (пальто). Старший брат пришил пуговицу к... (пальто). Малыш


24


25


3-2541


 



 


надел... (пальто). Он теперь доволен своим... (пальто). Но что забыл сказать зайчонок? (Спасибо).

«Экскурсия в ателье» [6, с. 185].

«Сравни и расскажи» [6, с. 184].

«Швейная мастерская». На фланелеграфе выставле­на модель платья, на столе разложены детали платья (карманы, пояс, воротник, манжеты, пуговицы и т. д.). Дети «шьют» платье, прикладывая детали к модели пла­тья и объясняя свои действия: «У платья нет кармана. Я пришиваю карман. У платья нет воротника. Я пришиваю воротник». И т. д.

Игра с мячом «Скромник — хвастун». Дети, поймав мяч, называют существительные множественного числа родительного падежа.

Например: — У меня одна шапка. — У меня много шапок.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

«Не ошибись». На доске — сюжетные картинки, на ко­торых изображено, как мама шьет, вышивает, штоцает, ткет, кроит, стирает, гладит. Логопед называет предложе­ние с одним глаголом, а показывает картинку, иллюстри­рующую другой глагол. Дети находят ошибку и исправ­ляют ее.

Игра с мячом «Перевертыши». Дети подбирают ан­тонимы к прилагательным.

Например: чистый — грязный, длинный — короткий

и т. д.

Составление описательного рассказа по опорной схе­ме «Мой любимый наряд».

• Сезонность (летняя, осенняя, зимняя).

• Цвет.

• Материал (мех, ситец, сатин, шерсть, шелк, вельвет).

• Детали (воротник, карманы, рукава, пояс, манжеты

и т. д.). Рекомендуемые игры: №№ 17,18, 25, 48,104,132,146,

169 [8].

26


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

Упражнения на выделение четвертого лишнего пред­мета.









Рисование.

• «Мой любимый наряд».

Нарисуй предмет одежды, который пропал. Вос­питатель выкладывает предметные картинки (3—5) с изображениями одежды, затем одну убирает. Дети должны нарисовать этот предмет одежды по памя­ти.

• Раскраски. В книжках-раскрасках дети раскрашива­ют детали одежды определенным цветом, например: воротничок — желтым, поясок — синим и т. д.

Нарисуй недостающую деталь платья. У детей парные картинки. На одной изображено целое пла­тье, а на другой — то же самое платье, но без какой-либо детали.

Аппликация «Шьем платье».

Оборудование: детали платья, готовый образец пла­тья, фланелеграф. Дети должны сложить из деталей це­лое платье.

«Шейте сами». Воспитатель берет предметы одежды, принадлежащие детям, и спрашивает: «Это чья кофта?». Ребенок отвечает: «Это моя кофта». И т. п.

«Правильно ли мы одеваемся?». Воспитатель называ­ет действия, которые мы совершаем при одевании, в из­мененной последовательности. Дети находят ошибку в

высказывании.

Например: Воспитатель: — Мы наденем пальто, а за­тем кофту.

Ребенок: — Нет. Мы наденем кофту, а за­тем пальто.

«Магазин».

Оборудование: предметные картинки с изображени­ем одежды: сезонной, мужской, женской, детской.

27


«Ателье».

Оборудование: образцы тканей, детали одежды, сю­жетные картинки с изображением действий (приставоч­ные глаголы): пришивает, зашивает, подшивает, выши­вает, перешивает, ушивает, вшивает.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Носов Н. «Заплатка». Перро Ш. «Красная шапочка». Зощенко М. «Глупая история». Витез Г. «Сороконожка».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

— Наклейте или нарисуйте картинки с изображениями одежды:

— детская,

— женская,

— мужская,

— зимняя,

— летняя,

— осенняя,

— спортивная,

— рабочая,

— домашняя.

Вместе рассмотрите одежду ребенка. Обсудите, к како­му виду она относится.

— Подберите картинки к глаголам, которые дети посто­янно путают:

— шьет,

— вяжет,

— штопает,

— вышивает.

Попросите ребенка составить предложения по этим картинкам. Покажите ребенку эти действия.


• Сходите с ребенком в магазин «Одежда», расскажите ему и обсудите, какую одежду там продают.

• Обсудите с ребенком, какие части, детали есть у ру­башки, платья. Учите употреблять в речи следующие слова: рукава, манжеты, пуговицы, воротник, петли, карманы, оборки, пояс, складки.

• Рассмотрите, из какого материала сшита одежда. Учите ребенка образовывать прилагательные от су­ществительных:

из меха — меховая;

из шерсти — шерстяная;

из шелка — шелковая;

из ситца — ситцевая;

из кожи — кожаная.

• Повторите предложения, используя картинки. Со­ставьте предложения со следующими словами: стира­ет, полощет, выжимает, развешивает, отжимает, гла­дит, убирает в шкаф, складывает, чистит щеткой, вя­жет спицами, шьет иголкой, шьет на машинке, вышивает, штопает, зашивает, пришивает, подшивает. Покажите эти действия ребенку и одновременно про­говорите их с ним.


28


 







ОБУВЬ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь

Названия обуви:сапоги, ботинки, туфли и т. д. Обоб­щающее слово — «обувь».

Глаголы:чистить, чинить, сушить, вытирать, обувать, убирать, ухаживать и т. д.

Грамматика

Образование:

• множественного числа существительных (сапог — са­поги);

• уменьшительной формы существительных (сапоги — сапожки);

• относительных прилагательных (обувь — обувной, зима — зимние).

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (резиновые сапоги, кожаный ботинок).

Составление распространенных предложений (Папа чистит сапоги щеткой).

Употребление предлогов «в», «под», «на» (Мама уби­рает туфли в шкаф).


ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

• Наклейте картинки с изображением обуви.

• Попросите ребенка назвать и четко проговорить сло­ва по теме «Обувь»: сапоги, ботинки, туфли, босонож­ки, тапки, сандалии, валенки. Вместе рассмотрите ту обувь, которая есть у ребенка.

• Обсудите с ребенком, когда и где какую обувь носят: летом — летнюю (босоножки); зимой — зимнюю (валенки); осенью — осеннюю (сапоги); дома — домашнюю (тапки); на улице — уличную (туфли).

• Сходите с ребенком в обувной магазин, покажите, ка­кую обувь там продают. Как называется этот мага­зин? (Обувной)

• «Мой, моя, мое, мои». Попросите ребенка показать свои игрушки, одежду, обувь, назвать их, добавляя слова мой, моя, мое, мои, четко выделяя окончания. Например: мой мяч, моя куртка, мои сапоги, мое пальто.


30


 


овощи

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ





Словарь

Названия овощей:морковь, репа, капуста, картошка, огурцы, лук, помидоры, чеснок, свекла, перец, кабачок. Слова: огород, поле, грядка.

Прилагательные:слова, характеризующие цвет, фор­му, вкус (твердый, мягкий, сочный, душистый, кислый, сладкий, матовый, блестящий и др.).

Глаголы:сажать, поливать, рыхлить, полоть, срывать, срезать, выкапывать, выдергивать и т. д.

Грамматика

Образование уменьшительной формы существитель­ных (помидор — помидорчик, лук — лучок и т. д.), при­лагательных (красный — красненький и т. д.).

Образование относительных прилагательных (карто­фель — картофельный и т. д.).

Согласование данных прилагательнБ1х с существитель­ными в роде, числе и падеже. Составление словосочета­ний (капуста круглая, огурец хрустящий и т. д.).

Составление сложных предложений с союзом «а» (Ка­пуста круглая, а огурец овальный).


Составление простых предложений с однородными опре­делениями (Капуста твердая, круглая, зеленая, хрустя­щая); с однородными сказуемыми (Капусту сажают, поли­вают, пропалывают); с однородными подлежащими (Поми­доры и огурцы растут на кустиках).

Составление предложений с предлогами «в», «на», «с», «из» (Картошка растет в земле. Картошку выкапывают из земли).

Составление сложных предложений с союзом «а» (Ка­пуста растет на земле, а картошка — в земле).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление описательного рассказа об овоще по схе­ме:

• Цвет.

• Форма.

• Твердый или мягкий.

• Гладкий или шершавый.

• Запах.

• Сочный или сухой.

• Сладкий, кислый или горький.

• Где растет?

Описание овощей по опорной схеме проводится на не­скольких занятиях. На каждом новом занятии прибавля­ется еще одна часть схемы.

Заучивание рассказа «Работа на огороде» [6, с. 212].

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнения на выделение четвертого лишнего пред­мета.

«Телефон». Дети повторяют за логопедом слова (3-4) по теме «Овощи».

Например: морковка, помидор, огурец.


32


33


 


«Будь внимателен» [3, с. 17]. «Какой овощ я не назва­ла?» [3, с. 18].» Отгадай загадку» [3, с. 18].

«Найди такой же овощ». Дети находят овощи, похо­жие по:

— форме;

— цвету;

— форме и цвету.

Игра с мячом «Назови ласково». Например: морковь — морковка, морковочка.

«Что в мешке?» На картинках изображены мешки с разными овощами. Дети называют их.

Например: картошка, много картошки, мешок кар­тошки.

Составление сложных предложений с союзом «а».

Например, на картинках изображены:

— огурец и капуста (огурец овальный, а ка­пуста круглая);

— огурец и помидор (огурец зеленый, а по­мидор красный).

«Загадай-ка». Дети придумывают загадки по опорной схеме.

Например: овальный, зеленый, твердый, сочный, хру­стящий... (огурец).

Рассматривание картинки «Огород» [3, с. 20].

Заучивание рассказа «Огород» [6, с. 194].

Рекомендуемые игры: №№ 46, 52, 58, 105, 139, 156, 196 [8].

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

— Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

— Экскурсия «Урожай» в магазин, на выставку, в сов­хоз.

— Игры с книжками-раскрасками.

— Лепка овощей.

— Обводка трафаретов овощей.

34


— Аппликация овощей.

— Рисование овощей (отгадай загадку и нарисуй отгад­ку).

Выполнение этих заданий сопровождается составлени­ем словосочетаний и предложений. Одновременно дети практикуются в образовании уменьшительной формы и множественного числа существительных.

«Отбери по признаку». Дети отбирают овощи (картин­ки), сходные по цвету, форме, размеру.

Цвет: зеленый, красный, желтый, оранжевый, бордо­вый, коричневый.

Форма: круглый, овальный, вытянутый.

Длина: длинный, короткий.

Тактильное ощущение: гладкий, шершавый.

Размер: мелкий, крупный.

Вкус: сладкий, горький, кислый.

Например: зеленые помидор, огурец, капуста, перец, горох и т. д.

«Овощной магазин». Уточнить, что овощной мага­зин — это магазин, где продают овощи. Ребенок-покупа­тель описывает какой-нибудь овощ. Продавец отгадывает и «продает» ему муляж описанного овоща.

«Собери овощ». Дети должны собрать разрезанную картинку, затем описать изображенный на ней овощ. Со­ставление описательного рассказа по опорной схеме.

«Собираем урожай». Ребенок выходит к доске, берет какой-либо овощ (картинку) и рассказывает о том, где этот овощ растет (на ветке, в земле, на земле) и как его убирают (выдергивают, срезают, срывают).

Например: — Это морковка. Растет в земле, а стебли над землей. Я выдергиваю ее из земли.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Михалков С. «Овощи».

Валек М. «Мудрецы».

Андерсен Г. X. «Пятеро из одного стручка».

35


ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

— Наклейте картинки по теме «Овощи».

— Тренируйте ребенка в умении составлять словосоче­тания, правильно согласовывая слова. Учите его называть:

— форму;

— цвет;

— размер (большой или маленький);

— тактильное ощущение (твердый или мягкий);

— вкус (горький, сладкий, кислый);

— сочность;

— запах.

Капуста круглая и зеленая. Она большая, твердая, хрустящая, сочная, без запаха.

— Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, почему магазин называют овощным. (Там про­дают овощи.) Купите овощи, рассмотрите их с ребен­ком. Покажите, как моют, чистят, режут, трут, ва­рят, жарят, тушат овощи. Дайте попробовать их ре­бенку в сыром, вареном, жареном виде. Пусть он определит их на вкус. Расскажите и покажите, какие овощи кладут в суп, борщ, щи, какие жарят, какие тушат, какие едят в сыром виде.

— Объясните ребенку, что овощи растут в огороде (в зем­ле, на земле, на кустиках.)

Какие овощи как растут? (Капуста растет на земле. Ре­диска растет в земле. Помидоры растут на кустиках).

Расскажите ребенку, как и где растут овощи у вас на даче. Как ухаживают за овощами? Как убирают овощи? Какие овощи выдергивают? Какие срезают? Какие выка­пывают? Какие снимают?










ФРУКТЫ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Словарь

Существительные:сад, яблоко, груша, апельсин, ли­мон, мандарин, банан, виноград, вишня.

Прилагательные,характеризующие фрукты:

• по форме (круглый);

• по цвету (красный);

• по вкусу (сладкий);

• по сочности (сочный);

• по твердости (мягкий);

• по запаху (душистый).

Грамматика

Образование уменьшительной формы существитель­ных (яблоко — яблочко), прилагательных (желтое — жел­тенькое).

Образование множественного числа, существительных в именительном и родительном падежах (лимон — лимо­ны — много лимонов).

Согласование данных прилагательных с существитель-,ными в роде, числе и падеже. Составление словосочета­ний (яблоко круглое, яблоко хрустящее).

Составление сложных предложений с союзом «а» (Яб­локо сладкое, а лимон кислый).


37


 


^^^ии ВОСПИТАТЕЛЮ

Упражнения на выделение четвертого лишнего пред­мета.

«На каком дереве что растет?» Ребенок подбирает парные картинки (дерево и фрукт) и составляет предло­жения.

Составление простых предложений с однородными оп­ределениями (Яблоко твердое, круглое, зеленое, хрустя­щее); с однородными сказуемыми (Яблоко срывают, мо­ют, едят); с однородными подлежащими (Яблоки и гру­ши растут в саду).

Образование относительных прилагательных от суще­ствительных (яблоко — яблочный сок, яблочное повидло).

Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном числах (яблоко красное — яблоки красные).

Уточнение родовой принадлежности существитель­ных. Составление словосочетаний с местоимениями мой, моя, мое, мои (мое яблоко, моя груша).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Изменение предложений по образцу: Коля пьет сок из яблок. — Коля пьет яблочный сок.

Составление описательного рассказа о фрукте по опор­ной схеме (используется та же схема, что и для овощей).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнения на выделение четвертого лишнего пред­мета.

Игра с мячом «Один — много». Логопед называет фрукт и отдает мяч ребенку. Ребенок образует родитель­ный падеж множественного числа существительного и от­дает мяч обратно.

Например: — Яблоко.

— Много яблок.

Игра с мячом «Назови ласково».

«Что в корзинке?» Логопед загадывает загадки о фрук­тах. Дети отгадывают их и получают угаданный фрукт. «Закончи предложение». Например: — На столе лежит красное яблоко.

— На столе лежат... (красные яблоки).

38


Распространение предложений определениями.

Например: — Какие яблоки растут в саду?

— В саду растут красные яблоки.

Составление описательных рассказов о фрукте по опорной схеме.

Например: — Мое яблоко круглое, красное, гладкое, твердое, с тонкой кожицей. Яблоко сочное, сладкое, вкус­ное.

«Загадай загадку». Дети сами загадывают загадки своему товарищу, описывая фрукты по опорной схеме. Магазин «Соки». Дети «покупают» соки и называют их. Например: — Я куплю сок из яблок — яблочный сок. «Помогаем маме». Дети помогают маме варить ком­пот, делать джем или повидло из фруктов.

Например: — Я могу сварить компот из слив — сливо­вый компот.

«Что изменилось?» Логопед предлагает детям запом­нить ряд картинок с изображением фруктов в определен­ном порядке. Затем переставляет картинки, а дети нахо­дят, что изменилось.

« Что мы видим в саду?» На наборном полотне выло­жены картинки с изображениями дорожки, дома, деревь­ев, цветов, кустов, скамейки, лестницы, садовника. Дети «гуляют» по саду и рассказывают об увиденном.

Например: — Я вижу садовые цветы: гвоздики, розы и т. д. Я вижу садовую дорожку, садовые деревья, садо­вую скамейку и т. д.

Рекомендуемые игры: №№ 52, 59, 89, 139, 156, 173, 196 [8].


39


 


Например: — На яблоне растут яблоки. И т. д.

Рисование на тему «Мой любимый фрукт».

Лепка фруктов по муляжам.

Книжки-раскраски «Фрукты».

Обводка фруктов по трафаретам.

Дети, выполняя задания, составляют словосочетания и предложения.

Игра с мячом «Кто запомнит больше слов?» Ребе­нок называет фрукт и передает мяч другому. Второй ре­бенок должен запомнить предыдущее слово, назвать свое и передать мяч дальше. Если ребенок ошибается, он вы­ходит из игры. Выигрывает тот, кто остается до конца иг­ры.

«Собери овощ». Дети делятся на команды и получают задание собрать разрезанную на части картинку, изобра­жающую какой-либо фрукт или овощ. Каждый ребенок может взять только одну часть картинки.

Магазин «Соки».

Оборудование: муляжи фруктов, опорные схемы для описательного рассказа.

Ребенок «покупает» стакан сока и объясняет, почему он любит этот сок.

Например: — Я люблю яблочный сок. Он сладкий, вкусный, ароматный, полезный, прозрачный (с мяко­тью).

Составление описательного рассказа по теме «Фрук­ты» с помощью опорной схемы.

Закрепление речевого материала логопедического за­нятия.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Толстой Л. «Косточка». Тангрыкулиев К. «Дыни». Брехт Б. «Слива». Данойлич М. «Айва».


Павчек Т. «Золотое яблоко». Змай И. «Яблоко».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

• Наклейте или нарисуйте картинки на тему «Фрук­ты». Запомните их названия.

• Учите детей называть признаки каждого фрукта. Например: — Мой лимон желтый, овальный, кислый, твердый, душистый.

— Моя вишня круглая, красная, мягкая, сладкая.

— Мое яблоко...

• Где растут фрукты? (Наклейте картинку «Сад».) Учите с ребенком названия деревьев.

• Учите детей изменять существительные по числам. Например: груша — груши, яблоко — яблоки.

• «Как называется?»

Сок из яблок — яблочный,

из груш — ...,

из лимонов — ...,

из апельсинов — ...,

из винограда — ...,

из слив — ...,

из вишен — ...,

из бананов — ...,

Варенье (повидло) из вишен — вишневое,

из яблок — ...,

из груш — ...,

из слив — ...,

из апельсинов — ...

• Сходите в отдел соков, покажите ребенку, какие со­ки там продают, как они называются. Вечером дома спросите ребенка, какие соки он видел, какие любит пить. Обсудите, из каких фруктов и ягод получают эти соки.


40


41


 


I


— Работа по картинке «В саду» [1, с. 36—37]. Рассмотрите с ребенком картинку. Попросите ответить на вопросы:

— Что растет у дома?

— Что растет в саду?

— Кто находится у дома?

— Кто в саду?

— Кто что делает?

Попросите ребенка самого составить рассказ по картин­ке.
















ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Словарь

Названия животных:корова, лошадь, свинья, кошка, собака, кролик, осел, верблюд, коза, овца, баран, бык, слон, олень.

Глаголы:ходит, прыгает, бегает, мяукает, лает, мычит и др.

Кто как ест (лакает, жует, грызет и т. д.).

Кто чем питается(сено, кость, молоко, трава, колюч­ки и т. д.).

Части туловищаживотных (рога, грива, копыта и т. д.).

Какую пользуприносят человеку животные (шерсть, молоко, мясо). На ком люди ездят, на ком возят грузы?

Детенышидомашних животных (теленок, козленок, котенок и т. д.).

Кто где живет(конура, хлев, свинарник, конюшня, клетка, ферма).

Прилагательные:мягкий, пушистый, твердый и т. д.

Грамматика

Образование уменьшительных форм существительного (корова — коровушка).

Образование именительного и родительного падежей множественного числа существительных (корова — коро­вы — много коров).

43


Составление:

• простых предложений (Корова ходит. Кролик прыгает);

• предложений по схемам: существительное в именитель­ном падеже 4- глагол + существительное в винительном падеже (Корова жует сено. — Коровы жуют сено.); су­ществительное в дательном падеже + глагол + сущест­вительное в винительном падеже (Корове дают сено. Собаке дают кости);

• предложений с существительным в творительном па­деже (Кошка защищается когтями);

• предложений с предлогом «у» и с существительным в родительном падеже:

• У кого рога?

• *Рога у коровы, рога у быка... и т. д.

• У кого шерсть?

• Шерсть у собаки... и т. д.

• распространенных предложений (Овца дает шерсть);

• предложений с существительным множественного числа предложного падежа с предлогом «на» (люди ездят на лошадях, на собаках, на верблюдах, на сло­нах, на ослах и т. д. Грузы возят на лошадях, на со­баках, на слонах и т. д.);

• предложений с предлогом «в» (Корова живет в хле-

ву);

Согласование существительных и глаголов в числе, со­ставление предложений (Собака лает. — Собаки лают).

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе. У собаки (какие?) лапы? (какая?) шерсть?

Образование притяжательных прилагательных (рога коровы — коровьи рога).

Распространение предложений определениями.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Человек и живот­ные» по ролям [3, с. 47].


Пересказ рассказа Н. Жуковой «Кролик» с изменени­ем существительных единственного числа на существи­тельные множественного числа [6, с. 213].

Составление описательного рассказа о животном по опорной схеме:

• Как называется?

• Части туловища (голова, хвост, лапы, копыта, уши, рога, горбы, когти, глаза).

• Чем покрыто тело (шерсть, щетина)?

• Чем питается (трава, рыба, мясо)?

• Как ест (лакает, грызет)?

• Где живет (конура, дом, хлев, конюшня)?

• Как голос подает?

• Как передвигается (ходит, топает, крадется)?

• Какие у него детеныши.

• Какую пользу приносит человеку?

Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Найда» с допол­нениями [3, с. 87].

Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Спор животных» по ролям [3, с. 90].

Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Мурка» с допол­нениями [3, с. 89].

Пересказ деформированных текстов [3, с. 96—97].

Составление рассказов по сериям картин: «Злой маль­чик», «Два козленка», «На льдине», «Собаки и волк», «Как спасали собаку со щенятами».

Выборочный пересказ рассказа «Дружок и Пушок» [3, с. 97].

Пересказ по цепочке.

Самостоятельное составление рассказа по теме «Сере­жа вывел на прогулку щенка».

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнения на вьвделение четвертого лишнего предмета. «Телефон». Дети повторяют за логопедом ряд из 3—4 слов, обозначающих домашних животных.


44


45


 


«Отгадай загадку». Дети отгадывают загадки про до­машних животных и находят соответствующие картинки. Например: — Голодная мычит, Сытая жует,

Всем молоко дает. (Корова) Игра с мячом «Не ошибись».

Например: — На чем люди ездят? (на собаках, верблю­дах и т. д.).

— На чем люди возят грузы? (на быках, ло­шадях и т. д.).

«Кто как ест?» На доске вывешены картинки с изо­бражениями молока, пучка сена, мяса, кости, воды, ры­бы, мыши, травы, мха, колючек, моркови. Дети отвеча­ют на вопросы логопеда и находят соответствующие кар­тинки.

Например: — Кто жует сено?

— Сено жует корова. И т. д.

«У свиньи день рождения». На столе предметные кар­тинки с изображением угощений для разных животных. У детей — изображения этих домашних животных. Дети должны найти угощение для своих животных.

Например: У меня коза. Для козы сено. Коза жует сено.

Игра с мячом «Закончи предложение».

Например: — В стаде много... (коров).

В табуне много... (коней).

В доме много... (кошек).

В свинарнике много... (свиней).

Доярка доит... (коров).

Конюх поит... (коней). И т. д.

Логопед начинает предложение и бросает мяч. Ребенок ловит мяч и заканчивает предложение.

«Кто чем защищается?» (Существительные множе­ственного числа в творительном падеже).

Например: — Кошка защищается когтями. И т. д.

«Кто как передвигается?» (Физкультурная минут­ка). Дети составляют предложения и изображают разных животных.


Например: — Лошадь скачет. Как?

— Кошка крадется. Как? «У кого рога? (шерсть? щетина?)» Например: — У кого рога?

— Рога у коровы (быка, козы, оленя, бара­на). И т. д.

Согласование прилагательного с существительным в единственном и множественном числах. Например: — У кошки шерсть какая?

— У кошки шерсть мягкая.

— У коровы рога какие?

— У коровы рога твердые.

«Путаница» («Кто где живет?»). Дети должны най­ти ошибку в высказывании логопеда и составить предло­жение.

Например: — Кошка живет в конуре.

— Кошка живет в доме.

— Лошадь живет в свинарнике.

— Лошадь живет в конюшне. «Человек и животные» (№ 137 [8]).

Какую пользу приносят человеку животные?

— Корова дает молоко. Собака сторожит дом. «Исправь и скажи правильно».

Овечка сторожит дом. — Овечка дает шерсть, а дом сторожит собака.

— Коза дает молоко. — Да. Коза дает молоко.

«Отгадай, кто это?» У детей на столах разложены картинки с изображениями домашних животных. Лого­пед загадывает загадки. Ребенок, у которого на картинке изображено загаданное животное, поднимает ее.

Например: — У кого есть ноги, хвост, рога, копыта, вымя?

— Это корова.

«Что у кого?» (согласование прилагательного с суще­ствительным).

Например: — Что у кошки?

— У кошки хвост, уши, усы.


46


47


 


— Какой у кошки хвост?

— У кошки пушистый хвост. «Исправь и скажи правильно».

У коровы короткий хвостик.

— Нет, у коровы длинный хвост.

— У свиньи острые рога.

— У свиньи нет острых рогов.

— Кошка блеет.

— Кошка мяукает.

— У свиньи котята.

— У свиньи поросята.

Игра с мячом «Кто как голос подает?»

Например: — Кто мычит?

— Корова мычит. Коровы мычат.

«Чьи детки?» (№ 34 [8]). Дети подбирают парами кар­тинки с изображениями домашних животных и их дете­нышей.

Например: — Теленок у коровы.

— Поросенок у свиньи. «У кого кто?»

У кого щенята? — Щенята у собаки.

— У ког'о верблюжонок? — Верблюжонок у верблюда.

Составление предложений по картинкам «Кошка с ко­тятами» и «У кошки три котенка».

«Кто твоя мама?» Дети устанавливают признаки сходства между взрослыми животными и их детенышами и составляют предложения.

Например: -— Котенок и кошка. Котенок такой же пу­шистый, ласковый, с длинными усами, лапки с коготка­ми. Мяукает. Ест рыбу и лакает молоко.

«Отгадай, чей это хвост». Логопед показывает кар­тинки с изображениями частей тела животных, задает во­просы, а ребенок на них отвечает:

— Это чей хвост?

— Это кошачий хвост.

— Это чья морда?

— Это собачья морда.


Рекомендуемые игры: №№ 29, 30, 42, 80, 83, 95, 96, 97, 136, 137, 167 [8].

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

«Четвертый лишний».

«Кто это? Что делает?» Ребенок отбирает сюжетные картинки с изображениями одного и того же животного и составляет по ним предложения.

Например: — Это кошка. Кошка спит. Кошка лакает молоко. Кошка ловит мышку. Кошка сердится. Кошка умывается.

«Отгадай и нарисуй». Воспитатель читает загадки про домашних животных. Дети отгадывают их и раскра­шивают изображения угаданных животных в книжках-раскрасках.

«У кого пропал детеныш?» На доске выставлены кар­тинки с изображениями животных и их детенышей по па­рам. Затем воспитатель одну картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш «потерялся».

«Что забыл нарисовать художник?» Ребенок должен закончить рисунок, на котором изображено животное, но не дорисована какая-либо часть его туловища.

«Подбери и расскажи». Дети выбирают парные кар­тинки с изображениями животных и их детенышей и ус­танавливают по ним признаки сходства и различия.

Например: — У коровы и у теленка: четыре ноги, ко­пыта, хвост. У коровы есть рога, а у теленка их нет. Ко­рова крупнее теленка.

Рисование. Дети рисуют картинки к своим рассказам.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Ушинский К. «Гуси», «Гусь и журавль», «Голуби», «Козел».


49


48


 


1


 


Чарушин Е. «Корова», «Коза», «Баран», «Индюк», «Утка с утятами», «Кролик», «Свинья». Маршак С. «Сказка о глупом мышонке».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

— Наклейте картинки с изображениями лошади, кош­ки, коровы, козы, собаки, овцы, барана, быка, осла, кролика, слона, оленя, свиньи, верблюда.

— Учите детей называть каждое животное в единствен­ном и множественном числах (одна кошка — кошки — много кошек).

— Кто как голос подает?                                                   . •

— Собака лает. — Собаки лают.

— Свинья хрюкает. — Свиньи...

— Кошка мяукает. — Кошки...

— Слон трубит. — Слоны...

— Бык ревет. — Быки...

— Корова мычит. — Коровы...

— Овца блеет. — Овцы...

Ребенок должен четко проговаривать окончания гла- а голов.

' Кто как ест?

— Кролик грызет морковку.

— Собака грызет косточку.

— Кот лакает молоко.

— Верблюд жует колючки.

— Олень жует мох.

— Корова, бык, коза, овца, баран жуют траву.

— Учите детей рассказывать о каждом животном по

плану:

Как называется животное? Как передвигается? Как голос подает? Чем и как питается? Например: — Это коза. Коза — домашнее животное.


Коза ходит. Коза блеет. Коза жует листья и траву.

— Части туловища домашних животных.

Спросите у ребенка, у кого есть грива, рога, копыта, хо­бот, морда, клыки, хвост, пятачок, шерсть, щетина, вы­мя, ноги, лапы? Образец ответа: — У коня грива. У коня густая грива.

— Какую пользу приносят человеку домашние живот­ные?

— Корова дает молоко. Овца дает шерсть.

— Олень дает шерсть, мех. Кролик дает шерсть. Из этих животных получают мясо. Коза дает шерсть, молоко.

— Осел возит грузы. Верблюд возит грузы, дает шерсть, молоко. Кот ловит мышей. Собака сторожит дом. Ло­шадь возит грузы.

Попросите ребенка ответить на вопросы, используя су­ществительные во множественном числе.

— На ком люди ездят?

— Люди ездят на...

— На ком возят грузы?

— Грузы возят на...

— Кто дает молоко?

— Молоко дает...

— От каких животных получают мясо?

— Мясо получают от...

— Кто дает шерсть?

— Шерсть дают...

— Детеныши животных. Спросите у ребенка:

— Кто у коровы? (Теленок, телята);

— Кто у козы? (Козленок, козлята);

— Кто у кошки? (Котенок, котята);

— Кто у собаки? (Щенок, щенята);

— Кто у слона? (Слоненок, слонята);

— Кто у верблюда? (Верблюжонок, верблюжата);

— Кто у овцы? (Ягненок, ягнята);

— Кто у кролика? (Крольчонок, крольчата);

— Кто у лошади? (Жеребенок, жеребята);


50


51


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...