Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дети должны усвоить слова: сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, семья.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ИГРУШКИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ Словарь Названия игрушек. Названия частей куклы: нос, рот, лоб и т. д. Названия действий: ноги ходят, глаза видят, колеса крутятся и т. д. Прилагательные: слова, обозначающие цвет, форму, величину игрушек. Грамматика Образование: • множественного числа существительных в именительном падеже (мишка — мишки); • родительного падежа существительных в единственном числе (не стало мишки); • уменьшительной формы существительных (нос — носик); • уменьшительной формы прилагательных (мяч синий — мячик синенький, круглый — кругленький и т. д.). Использование предлога «у». Составление предложений с предлогом «у» (У куклы носик, ... лобик. И т. д.). Составление простых предложений.
Установление родовой формы существительных (моя кукла, мой мяч). Составление предложений с данными словосочетаниями. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Составление описательного рассказа о кукле с использованием усвоенных грамматических навыков. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета. «Найди по звуку». Логопед предлагает найти игрушку по звуку бубна. Если бубен звучит тише, то игрушка находится дальше, если громче — то ближе. «Телефон». Дети повторяют за логопедом слоги (с опорой на сохранные звуки), например: па-ма-па, по-мо-по и т. д. «Послушай и покажи». Дети должны найти сюжетную картинку, иллюстрирующую предложение. Например: — Девочка одевает куклу. — Девочка качает куклу. — Девочка купает куклу. Упражнения на понимание пространственных отношений. Дети должны выполнить инструкцию логопеда. Например: — Положи мяч справа (спереди, сзади, между, слева) от машинки. «Моя любимая игрушка». Логопед предлагает детям ласково назвать друг друга, ласково назвать любимую игрушку, части куклы. Например: — У Пети нос, а у куколки... (носик). Образование уменьшительной формы прилагательных. Например: — У куколки голубенькие глазки. — У куколки синенькое платьице. «Какой игрушки не стало?» Образование родительного падежа существительных единственного числа. Например: — Не стало куклы. — Не стало машинки. «Будь внимателен». Дети должны запомнить порядок расположения игрушек. Затем логопед переставляет предметы, а дети находят, что изменилось, и восстанавливают последовательность (ряд из 4—5 игрушек). Игра с мячом «Один — много». Логопед называет существительное и бросает мяч. Ребенок, поймав его, изменяет число существительных: кукла — куклы, мяч — мя-чи и т. д. «Отгадай загадку». На столах у детей картинки с изображениями игрушек. Логопед загадывает загадку. Ребенок, у которого на рисунке изображена отгадка, поднимает карточку и называет слово. Например: — Упадет — не плачет. Ножек нет, а скачет. (Мяч) Составление простых предложений по вопросам логопеда о кукле: • Как зовут куклу? Назови ласково. • Какие у куколки глазки, волосики и т. д.? • Во что одета куколка? Составление описательного рассказа о кукле доступными предложениями по вопросам логопеда, по образцу рассказа логопеда. Рекомендуемые игры: №№ 9, 22, 26, 53, 93, 107, 108, 135, 138, 169 [8]. Составление описательного рассказа по опорной схеме: • Как зовут куклу? • Волосы (какие?). • Глаза, брови, реснички (какие?). • Ручки, ножки (какие?). • Наряд (какой?).
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ «Ах, какая куколка!» Ребенок должен похвалить куколку. Например: — Какие голубенькие глазки! — Какое красивое платьице! И т. д. Рисование куклы.Дети рисуют куклу и по ходу работы отвечают на вопросы воспитателя: — Что это? — Это глазки. — Какие? — Голубые. «Повтори за мной». Воспитатель хлопает в ладоши. Дети должны повторить количество хлопков и их ритмический рисунок. «Иди — стой». Педагог предлагает детям выполнить различные, часто противоположные, действия, следующие тотчас же друг за другом. Например: — Иди — стой. Сядь — встань. Ложись — садись. «Где звучит бубен?» Дети закрывают глаза и прислушиваются. Воспитатель стучит в бубен, а дети определяют, где он звучит (близко — далеко). «Что мы слышим за окном?» Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой», и в комнате наступает тишина. Дети вслушиваются в звуки за окном, затем рассказывают об услышанном. Например: — Машина гудела. Дети пробежали. И т. д. «Какой игрушки не стало?» Детям предлагается запомнить игрушки и их местоположение. Затем воспитатель убирает одну игрушку. Дети должны нарисовать пропавшую игрушку. «Парные картинки». Дети отбирают парные картинки и называют их. Например: — Это мячи. Один зеленый, другой красный. «Чья игру гика?» Воспитатель предлагает детям взять картинки (игрушки) и ответить на вопросы: — Это чья машина? — Это моя машина (мой мячик, мое ружье и т. д.). «Живая игрушка». Ребенок берет со стола картинку, называет ее и «превращается» в эту игрушку, оживляя ее. — Это кукла. Кукла танцует. Составление рассказа-описания куклы по вопросам и опорным картинкам (словам). «Оживи игрушку». Дети произносят слова стихотворения и изображают игрушки. — Скачет конь наш, Чок, чок, чок, Слышен топот быстрых ног. — Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши. ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ Образцов П. «Лечу куклу». Александрова 3. «Мой мишка». ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ Задания даются последовательно, в зависимости от прохождения материала. Карточка № 1. — Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую. — Назовите вместе с ребенком игрушки ласково (мишка — мишутка, кукла — куколка и т. д.). — Назовите ласково кукол по именам (Таня — Танечка, Света — Светочка и т. д.). — Рассмотрите и назовите вместе с ребенком части туловища игрушечных зверей (нос — носик, хвост —
хвостик и т. д.), а также кукол (лоб — лобик, палец — пальчик и т. д.). • Наклейте в тетрадь для индивидуальных занятий картинки, на которых изображены игрушки. Карточка № 2. • Назови куклу ласково. • Какие у Танечки глазки, щечки, волосики, ротик, носик, лобик, бровки, реснички? • Во что одета Танечка? • Что на ножках у Танечки? (Туфельки, сапожки). Что на головке? (Шапочка, бантик). Отвечать на ваши вопросы ребенок должен полными предложениями. СЕМЬЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ Словарь Установление и обозначение родственных отношений: (кто ты маме, папе?..). Обобщающее слово — «семья». Глаголы: читает, вяжет, готовит, моет, стирает, варит, жарит, пишет, режет, прибивает, подметает и т. д. Прилагательные: большой, маленький, старый, молодой, добрый, сильный, веселый, смелый, старший, младший и т. д. Грамматика Образование притяжательных прилагательных (бабушка — бабушкина шаль, мама — мамино платье и т. д.). Образование уменьшительной формы существительных (мама — мамочка, баба — бабушка — бабуля). Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам. Употребление существительных в творительном и винительном падежах (режет мясо (чем?) ножом; варит (что?) рыбу). Составление словосочетаний с данными прилагательными (папа добрый, мама веселая). Подбор антонимов (молодой — старый, добрый — злой и т. д.).
Образование уменьшительной формы прилагательных (старый — старенький). Составление предложений с союзом «а» (Папа молодой, а дедушка старенький). ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Составление рассказа по сюжетной картинке «Семья готовит обед» («Семья обедает», «Семья отдыхает»). Составление рассказа «Моя семья» (дети о своей семье). ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета. «Отгадай». Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним. — О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый? (Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи. «Скажи наоборот». Дети подбирают антонимы к прилагательным. — Дедушка старый, а папа... (молодой). «Кто ты?» У каждого ребенка по две парные картинки, изображающие членов семьи. — Я — сын мамы, папы. Я — мамин сын, папин сын и т. д. «Три медведя». Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Логопед, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низким, средним или высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама-медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка. «Репка». Дети в масках инсценируют сказку «Репка». Логопед устанавливает последовательность расположения детей: первым стоит дедушка, второй — бабушка, внучка встанет за бабушкой, Жучка между внучкой и кошкой и т. д. «Я люблю всех» (назови ласково). Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д. Образование уменьшительной формы прилагательных (игра с мячом). Например: старый — старенький, добрый — добренький и т. д. Образование множественного числа существительных (игра с мячом). Например: брат — братья, сестра — сестры и т. д. Рекомендуемые игры: №№ 71, 72, 82, 143, 171 [8]. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ Рисование. «Моя семья». Нарисовать у мамы — сына, у бабушки — внучку, у сестры — брата и т. д. «Назови ласково». Дети показывают семейную фотографию или рисунок и знакомят с членами своей семьи, называя их ласково (мамочка, папочка и т. д.). «Кто быстрее принесет картинки?» На столе разложены наборы картин из лото «Наша семья». Дети должны собрать картинки, изображающие действие одного и того же лица. Например: — Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Девочка рисует. — Мама шьет. Мама варит. Мама пишет. Составление простых предложений и объединение их в рассказ по сюжетной картине «Наша семья». ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ Благинина Е. «Вот какая мама», «Научу обуваться я братца». Барто А. «Все на всех», «Помощница».
Бродский А. «Мой брат». Капутикян С. «Моя бабушка». Пермяк Е. «Как Маша стала большой». Коваль Ю. «Дед, баба и Алеша». Яковлев Ю. «Мама». Мошковская Э. «Обида». Шим Э. «Брат и младшая сестра». ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ Наклейте картинку «Семья» и фотографии всех членов вашей семьи с бабушкой и дедушкой. • Кто ты маме? папе? брату? сестре? бабушке? дедушке? Кто тебе Ваня? Аня? • Кто мальчик маме? папе? и т. д. Кто девочка маме? папе? и т. д. • Назови ласково: брат — братик, дед — дедушка и т. д. Дети должны усвоить слова: сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, семья. ПОСУДА ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ Словарь |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 151. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |