Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дети должны усвоить слова: сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, семья.




ИГРУШКИ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь

Названия игрушек.

Названия частей куклы: нос, рот, лоб и т. д.

Названия действий: ноги ходят, глаза видят, колеса крутятся и т. д.

Прилагательные: слова, обозначающие цвет, форму, величину игрушек.

Грамматика

Образование:

• множественного числа существительных в имени­тельном падеже (мишка — мишки);

• родительного падежа существительных в единствен­ном числе (не стало мишки);

• уменьшительной формы существительных (нос — но­сик);

• уменьшительной формы прилагательных (мяч синий — мячик синенький, круглый — кругленький и т. д.).

Использование предлога «у». Составление предложе­ний с предлогом «у» (У куклы носик, ... лобик. И т. д.). Составление простых предложений.


7


 


Установление родовой формы существительных (моя кукла, мой мяч). Составление предложений с данными словосочетаниями.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление описательного рассказа о кукле с исполь­зованием усвоенных грамматических навыков.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнения на выделение четвертого лишнего пред­мета.

«Найди по звуку». Логопед предлагает найти игруш­ку по звуку бубна. Если бубен звучит тише, то игрушка находится дальше, если громче — то ближе.

«Телефон». Дети повторяют за логопедом слоги (с опо­рой на сохранные звуки), например: па-ма-па, по-мо-по и т. д.

«Послушай и покажи». Дети должны найти сюжет­ную картинку, иллюстрирующую предложение.

Например: — Девочка одевает куклу.

— Девочка качает куклу.

— Девочка купает куклу.

Упражнения на понимание пространственных отно­шений.

Дети должны выполнить инструкцию логопеда.

Например: — Положи мяч справа (спереди, сзади, между, слева) от машинки.

«Моя любимая игрушка». Логопед предлагает детям ласково назвать друг друга, ласково назвать любимую иг­рушку, части куклы.

Например: — У Пети нос, а у куколки... (носик).

Образование уменьшительной формы прилагатель­ных.


Например: — У куколки голубенькие глазки.

— У куколки синенькое платьице.

«Какой игрушки не стало?» Образование родительно­го падежа существительных единственного числа. Например: — Не стало куклы.

— Не стало машинки.

«Будь внимателен». Дети должны запомнить порядок расположения игрушек. Затем логопед переставляет предметы, а дети находят, что изменилось, и восстанав­ливают последовательность (ряд из 4—5 игрушек).

Игра с мячом «Один — много». Логопед называет су­ществительное и бросает мяч. Ребенок, поймав его, изме­няет число существительных: кукла — куклы, мяч — мя-чи и т. д.

«Отгадай загадку». На столах у детей картинки с изо­бражениями игрушек. Логопед загадывает загадку. Ребе­нок, у которого на рисунке изображена отгадка, поднима­ет карточку и называет слово.

Например: — Упадет — не плачет.

Ножек нет, а скачет. (Мяч)

Составление простых предложений по вопросам лого­педа о кукле:

• Как зовут куклу? Назови ласково.

• Какие у куколки глазки, волосики и т. д.?

• Во что одета куколка?

Составление описательного рассказа о кукле доступ­ными предложениями по вопросам логопеда, по образцу рассказа логопеда.

Рекомендуемые игры: №№ 9, 22, 26, 53, 93, 107, 108, 135, 138, 169 [8].

Составление описательного рассказа по опорной схе­ме:

• Как зовут куклу?

• Волосы (какие?).

• Глаза, брови, реснички (какие?).

• Ручки, ножки (какие?).

• Наряд (какой?).


8


2-25-41


 


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

«Ах, какая куколка!» Ребенок должен похвалить ку­колку.

Например: — Какие голубенькие глазки!

— Какое красивое платьице! И т. д.

Рисование куклы.Дети рисуют куклу и по ходу рабо­ты отвечают на вопросы воспитателя:

— Что это?

— Это глазки.

— Какие?

— Голубые.

«Повтори за мной». Воспитатель хлопает в ладоши. Дети должны повторить количество хлопков и их ритми­ческий рисунок.

«Иди — стой». Педагог предлагает детям выполнить различные, часто противоположные, действия, следую­щие тотчас же друг за другом.

Например: — Иди — стой. Сядь — встань. Ложись — садись.

«Где звучит бубен?» Дети закрывают глаза и прислу­шиваются. Воспитатель стучит в бубен, а дети определя­ют, где он звучит (близко — далеко).

«Что мы слышим за окном?» Воспитатель взмахива­ет «волшебной палочкой», и в комнате наступает тиши­на. Дети вслушиваются в звуки за окном, затем расска­зывают об услышанном.

Например: — Машина гудела. Дети пробежали. И т. д.

«Какой игрушки не стало?» Детям предлагается за­помнить игрушки и их местоположение. Затем воспита­тель убирает одну игрушку. Дети должны нарисовать пропавшую игрушку.

«Парные картинки». Дети отбирают парные картин­ки и называют их.

Например: — Это мячи. Один зеленый, другой красный.

«Чья игру гика?» Воспитатель предлагает детям взять картинки (игрушки) и ответить на вопросы:


— Это чья машина?

— Это моя машина (мой мячик, мое ружье и т. д.).

«Живая игрушка». Ребенок берет со стола картинку, называет ее и «превращается» в эту игрушку, оживляя ее.

— Это кукла. Кукла танцует.










Составление рассказа-описания куклы по вопросам и опорным картинкам (словам).

«Оживи игрушку». Дети произносят слова стихотворе­ния и изображают игрушки.

— Скачет конь наш,

Чок, чок, чок,

Слышен топот быстрых ног.

— Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Образцов П. «Лечу куклу». Александрова 3. «Мой мишка».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

Задания даются последовательно, в зависимости от прохождения материала.

Карточка № 1.

— Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую.

— Назовите вместе с ребенком игрушки ласково (миш­ка — мишутка, кукла — куколка и т. д.).

— Назовите ласково кукол по именам (Таня — Танеч­ка, Света — Светочка и т. д.).

— Рассмотрите и назовите вместе с ребенком части ту­ловища игрушечных зверей (нос — носик, хвост —


11


10


 


хвостик и т. д.), а также кукол (лоб — лобик, па­лец — пальчик и т. д.).

• Наклейте в тетрадь для индивидуальных занятий картинки, на которых изображены игрушки.





Карточка № 2.

• Назови куклу ласково.

• Какие у Танечки глазки, щечки, волосики, ротик, носик, лобик, бровки, реснички?

• Во что одета Танечка?

• Что на ножках у Танечки? (Туфельки, сапожки). Что

на головке? (Шапочка, бантик).

Отвечать на ваши вопросы ребенок должен полными предложениями.



СЕМЬЯ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь

Установление и обозначение родственных отношений:

(кто ты маме, папе?..). Обобщающее слово — «семья».

Глаголы: читает, вяжет, готовит, моет, стирает, варит, жарит, пишет, режет, прибивает, подметает и т. д.

Прилагательные: большой, маленький, старый, моло­дой, добрый, сильный, веселый, смелый, старший, млад­ший и т. д.

Грамматика

Образование притяжательных прилагательных (ба­бушка — бабушкина шаль, мама — мамино платье и т. д.). Образование уменьшительной формы существи­тельных (мама — мамочка, баба — бабушка — бабуля).

Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам. Употребление существитель­ных в творительном и винительном падежах (режет мясо (чем?) ножом; варит (что?) рыбу).

Составление словосочетаний с данными прилагатель­ными (папа добрый, мама веселая).

Подбор антонимов (молодой — старый, добрый — злой и т. д.).


13


 


Образование уменьшительной формы прилагательных (старый — старенький).

Составление предложений с союзом «а» (Папа моло­дой, а дедушка старенький).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление рассказа по сюжетной картинке «Семья готовит обед» («Семья обедает», «Семья отдыхает»). Составление рассказа «Моя семья» (дети о своей семье).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнения на выделение четвертого лишнего пред­мета.

«Отгадай». Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.

— О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый? (Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.

«Скажи наоборот». Дети подбирают антонимы к при­лагательным.

— Дедушка старый, а папа... (молодой). «Кто ты?» У каждого ребенка по две парные картин­ки, изображающие членов семьи.

— Я — сын мамы, папы. Я — мамин сын, папин сын и т. д.

«Три медведя». Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Логопед, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низ­ким, средним или высоким голосом. Дети должны отга­дать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама-медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.

«Репка». Дети в масках инсценируют сказку «Репка».

Логопед устанавливает последовательность расположе­ния детей: первым стоит дедушка, второй — бабушка,


внучка встанет за бабушкой, Жучка между внучкой и кошкой и т. д.

«Я люблю всех» (назови ласково). Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д.

Образование уменьшительной формы прилагатель­ных (игра с мячом).

Например: старый — старенький, добрый — добрень­кий и т. д.

Образование множественного числа существительных (игра с мячом).

Например: брат — братья, сестра — сестры и т. д.

Рекомендуемые игры: №№ 71, 72, 82, 143, 171 [8].

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

Рисование. «Моя семья». Нарисовать у мамы — сына, у бабушки — внучку, у сестры — брата и т. д.

«Назови ласково». Дети показывают семейную фото­графию или рисунок и знакомят с членами своей семьи, называя их ласково (мамочка, папочка и т. д.).

«Кто быстрее принесет картинки?» На столе разло­жены наборы картин из лото «Наша семья». Дети долж­ны собрать картинки, изображающие действие одного и того же лица.

Например: — Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Де­вочка рисует. — Мама шьет. Мама варит. Мама пишет.

Составление простых предложений и объединение их в рассказ по сюжетной картине «Наша семья».

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Благинина Е. «Вот какая мама», «Научу обуваться я братца».

Барто А. «Все на всех», «Помощница».


15


14


 


Бродский А. «Мой брат».

Капутикян С. «Моя бабушка».

Пермяк Е. «Как Маша стала большой».

Коваль Ю. «Дед, баба и Алеша».

Яковлев Ю. «Мама».

Мошковская Э. «Обида».

Шим Э. «Брат и младшая сестра».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

Наклейте картинку «Семья» и фотографии всех членов вашей семьи с бабушкой и дедушкой.

• Кто ты маме? папе? брату? сестре? бабушке? дедуш­ке? Кто тебе Ваня? Аня?

• Кто мальчик маме? папе? и т. д. Кто девочка маме? папе? и т. д.

• Назови ласково: брат — братик, дед — дедушка и т. д.









Дети должны усвоить слова: сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, семья.



ПОСУДА

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...