Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правосубъектность: понятие и структура.




 

Правосубъектность - это способность быть субъектом права, вступать в правовые отношения. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

1. Правоспособность - это способность иметь права и нести обязанности.

В соответствии с российским законодательством правоспособностью могут обладать физические лица (человек и гражданин), юридические лица (предприятия, организации и учреждения), государство в лице органов государственной власти и должностных лиц.

2. Дееспособность - это возможность субъекта права своими действиями приобретать субъективные права и юридические обязанности.

3. Деликтоспособность предполагает возможность нести юридическую ответственность за совершенные деяния.

Правосубъектность юридических лиц возникает в полном объеме с момента их государственной регистрации и существует до момента исключения юридического лица из реестра юридических лиц.

Правосубъектность государства возникает в момент его признания международным сообществом (международная правосубъектность) или населением.

Правосубъектность органа государственной власти возникает с момента вступления в силу нормативно-правового акта, закрепляющего его правовой статус и существует до момента отмены такого акта.

Правосубъектность выборного должностного лица возникает с момента его вступления в должность до вступления в должность следующего вновь избранного должностного лица. Правосубъектность назначаемого должностного лица возникает с момента вступления в силу правоприменительного акта о его назначении и длится до вступления в силу правоприменительного акта о прекращении его полномочий.

Правосубъектность физических лиц в частном И публичном праве имеет свои особенности.

1. Правоспособность существует с момента рождения до момента смерти человека.

2. Объем дееспособности зависит:

- от возраста: в частном праве, например, для имущественных отношений существуют следующие виды дееспособности до 6 лет - полная недееспособность, с 6 до 18 лет - ограниченная дееспособность (с 6 до 14 лет - дееспособность малолетних, с 14 до 18 лет - дееспособность несовершеннолетних), с 18 лет - полная дееспособность (ее наступление может быть ранее в результате эмансипации); в публичном праве частичный объем дееспособности возникает с 18 лет (активное избирательное право) полный объем дееспособности - с 35 лет (максимальный возрастной ценз в избирательном праве);

- от психического здоровья (наличие неизлечимых психических заболеваний ведет к признанию лица недееспособным, что может сделать только суд);

- от поведения: так частное право предусматривает, что если человек ставит семью в тяжелое материальное положение по причине алкоголизма или наркомании, заинтересованные члены семья могут обратиться в суд с требованием признать лицо ограниченно дееспособным; публичное право в качестве основания лишения дееспособности (избирательного права) признает факт нахождения лица в местах лишения свободы.

3. Деликтоспособность зависит от возраста привлечения к юридической ответственности. Таким образом, существуют особенности правосубъектности участников правовых отношений в частном и публичном праве.

 

48.Правоспособность: понятие, порядок приобретения и утраты.

Правоспособность (caput) – способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского государства.

Правоспособный субъект – persona.

Элементы правоспособности:

· статус свободы (status libertatis) – все население делилось на свободных и рабов;

· статус гражданства (status civitatis) – население делилось на римских граждан и неграждан;

· статус главы семьи, фамилии (status familiae) – делились на никому не подвластных («отцов семейства») и подвластных. Правоспособность возникала:

· естественным путем – рождением – необходимо, чтобы выход ребенка был из утробы матери; чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния, продолжительности жизни и того, как он себя проявит, – движением, криком); чтобы младенец был доношен; наличие «образа человеческого»;

· искусственным путем, например при освобождении раба римским гражданином он становился вольноотпущенником и приобретал правоспособность.

Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски – средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства – принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и гарантировалась публично-правовым порядком. Не подлежал оспариванию объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и сословной характеристики субъекта.

Не обладали полной правоспособностью:

· женщины (в том числе римские гражданки), невзирая на положение в семье, никогда не могли претендовать на таковое;

· несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами). Степени утраты правоспособности:

· capitis deminutio maxima – полная потеря правоспособности, связанная с утратой статуса гражданства;

· capitis deminutio media – промежуточное ограничение правоспособности (если гражданин оставлял Рим и переезжал в провинцию);

· capitis deminutio minima – изменение в семейном статусе (не только уменьшение, но и расширение правоспособности).

Ограничение правоспособности – умаление гражданской чести:

· intestabilitas – применялась к лицу, которое было свидетелем или весовщиком при совершении гражданской сделки, а затем отказывалось подтвердить факт такой сделки или ее содержание. Позже поражала лиц, виновных в составлении или распространении пасквилей. Заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок. С исчезновением формальных сделок утратила свое значение;

· infamia (бесчестье) – влекла за собой лишение права быть представителем в суде, опекуном, избранным на общественные должности. Магистраты не допускали к осуществлению публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор мог вычеркнуть такое лицо из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул мог не допустить к выборам в магистрат, а претор – к выступлению в сенате;

· turpitudo (позор) – влекла ограничение в правоспособности в связи с занятием некоторыми профессиями, например профессия актера.

49.Дееспособность: понятие, виды, порядок приобретения и утраты.

Гражданская дееспособность (ст. 21 ГК РФ) — способность лица своими д6ействиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и использовать их.

Элементы гражданской дееспособности:

§ сделкоспособность — возможность самостоятельного заключения гражданско-правовых сделок

§ деликтоспособность — возможность нести самостоятельно имущественную ответственность.

Виды гражданской дееспособности:

1). Полная дееспособность (ст. 18 ГК РФ) — признается за лицами, достигшими 18-летнего возраста, а также в случаях:

• вступления в брак

• эмансипации (ст.27 ГК РФ) — если лицо занимается предпринимательской деятельностью, причем лицо несовершеннолетнее, достигшее 16-летнего возраста и работает по трудовому договору, то с согласия его законных представителей по решению органа опеки и попечительства он может быть признан полностью дееспособным. При отсутствии согласия законных представителей решение о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным признает суд.

Полная гражданская дееспособность прекращается у физических лиц:

• в момент биологической смерти

• в результате ограничения судом дееспособности

• в результате лишения судом дееспособности

• признание умершим

2). Относительная дееспособность или дееспособность малолетних (ст.28 ГК РФ) — от 6 до 14 лет. Все юридические значимые действия за вышеуказанных лиц совершают их законные представители, за исключением:

• мелкие бытовые сделки такие лица могут совершать самостоятельно; мелкая бытовая сделка — сделка, предмет которой малозначителен в стоимостном выражении и носит потребительский характер.

• могут быть участниками сделок, которые направлены на безвозмездное получение выгоды, если она не требует нотариального заверения (дарение);

• сделки по распоряжению средствами, предоставленными им законными представителями.

3). Частичная дееспособность (ст.26 ГК РФ) — в возрасте от 14 до 18 лет.

Содержание частичной дееспособности.

• Вышеупомянутые лица самостоятельно могут вступать в отношения точно также как, и малолетние.

• Распоряжаться своим заработком.

• Осуществлять права авторов произведений литературы, науки и искусства.

• Вносить вклады в кредитно-расчетные учреждения.

• Могут нести самостоятельную имущественную ответственность; по достижении 16-летнего возраста могут быть членами кооперативов.

Все остальные юридически значимые действия совершают с согласия законных представителей.

4). Ограниченная дееспособность (ст.30 ГК РФ). Ограниченно дееспособным считаются лица, которые по решению суда в силу определенных обстоятельств лишены возможности осуществлять то или иное субъективное гражданское право.

Основания ограничения дееспособности.

• злоупотребление алкоголем, наркотиками;

• тяжелое материальное положение родных и близких в связи с этими злоупотреблениями.

5). Полная недееспособность (ст.29 ГК РФ). Полностью недееспособными признаются дети от 0 до 6 лет и лица, лишенные дееспособности по решению суда.

Вышеуказанные лица вообще не могут совершать юридически значимые действия. В гражданские правоотношения вместо них вступают законные представители.

Основания лишения дееспособности:

-наличие психического заболевания.

- невозможность осознавать значение своих действий и(или) руководить ими.

Дееспособность – это установленная законом способность субъекта непосредственно своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. В дееспособность входит также деликтоспособность, т.е. способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

В отличие от гражданской правоспособности, которая в равной мере признается за всеми гражданами, дееспособность не может быть одинаковой. Это объясняется тем, что для приобретения гражданских прав и осуществления обязанностей необходимо иметь достаточную социальную зрелость, т.е. определенный уровень волевого и интеллектуального развития. Данные качества у граждан существенно отличаются в зависимости от их возраста и психического здоровья. С учетом указанных факторов ГК РФ (ч. 1) различает несколько разновидностей дееспособности.

Полная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые законом имущественные и личные неимущественные права, принимать на себя и исполнять любые обязанности, т.е. реализовать принадлежащую ему правоспособность в полном объеме. Такая дееспособность возникает согласно ст. 21 ГК РФ с наступлением совершеннолетия – 18 лет.

ГК РФ устанавливает два исключения из данного правила. Во-первых, лицо, вступившее в брак до достижения 18 лет, как и ранее, приобретает дееспособность в полном объеме с момента регистрации брака. При этом в соответствии с Кодексом приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае его расторжения до достижения 18 лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Во-вторых, ГК РФ вводит новое правило о возможности возникновения полной дееспособности до наступления совершеннолетия в порядке эмансипации. Эта норма распространяется на несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста, если они работают по трудовому договору или с согласия родителей (усыновителей, попечителя) занимаются предпринимательской деятельностью. Цель эмансипации и заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса.

 

 

50.Объекты правоотношений: понятие и виды

Объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они всту­пают в юридические связи.

Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязан­ностей, обеспечивающих получение определенных благ. Выделяют два подхода к пониманию данной категории: — согласно первому из них, объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей;

— согласно второй точке зрения (разделяемой большинством ученых), объекты весьма разнообразны и могут быть: материальными благами (вещи, ценности, имущество и т.п.); нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.); продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.); результатами действий участников правоотношений (правоот­ношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, подряда на капитальное строительство и т.п.); ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).

 

 

51.Юридические факты и фактические составы: понятие, виды

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятель­ства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпо­сылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юри­дических норм.

Юридические факты классифицируются по различным основа­ниям:по характеру наступающих последствий различают факты: — правообразующие (поступление в вуз); — правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обу­чения); — правопрекращающие (окончание вуза); по связи с волей участников правоотношений различают: — события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, — стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.); — действия (обстоятельства, связанные с волей участников пра­воотношений). Последние делятся на правомерные и противо­правные. Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, — сделки, судебные решения и т.д.) и юридические поступки. Противоправные деяния могут быть уголовными, администра­тивными, гражданскими, дисциплинарными. Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необ­ходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

 

52.Правовое сознание: понятие, структура, уровни и виды

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни.

Правосознание теснейшим образом сопряжено с фило­софскими теориями, идеологическими воззрениями, рели­гиозными доктринами. Правосознание (как индивидуальное, так и коллектив­ное) — сложное структурное образование, в котором мож­но выделить рациональные компоненты, обычно называе­мые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверх­ностных до научно-теоретических.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторон­ний анализ современной правовой ситуации.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру со­знания, и человек не может руководствоваться в сфере пра­вового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность право­вого поведения. Практика изучения правомерного поведе­ния показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. На­пример, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

Анализ отношения людей к законам и иным норматив­ным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент —информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Ин­формация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а мо­жет быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информацион­ный уровень правосознания — обязательная его структур­ная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент —оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания за­нимают важное место в его структуре. На основе ценност­ных представлений человека формируются мотивы его по­ведения в правовой сфере. Осознание ценности права лично­стью способствует превращению права из "чужого", исходя­щего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей и интересов че­ловека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий —волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализа­ции собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отве­чающие интересам и потребностям, — все эти моменты вхо­дят в волевой элемент правосознания. Волевую направлен­ность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью челове­ка как-то действовать в сфере правового регулирования.

 

53.Правовая культура: понятие, структура, уровни

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономичес­ким строем качественное состояние правовой жизни об­щества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосозна­ния и в целом в уровне правового развития субъекта (че­ловека, различных групп, всего населения), а также степе­ни гарантированное государством и гражданским обще­ством свобод и прав человека.

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., нисколько информировано в правовом отношении населе­ние, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть за­фиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правилах поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность 'юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.

Третьим элементом правовой культуры общества явля­ется уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепля­ется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система за­конодательства.

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных право­вых актов — документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты проку­роров, документы в административно-управленческой сфе­ре и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйствен­ном обороте и т.д.).

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построе­ния правового государства и общества, в котором обеспечи­ваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

 

54.Понятие и формы реализации права

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл. В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права: - соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться); - исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны); - использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности); - применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт). Применение - особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками: 1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.); 2) носит властный характер; 3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения); 4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права); 5) связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.

Формы непосредственной реализации права: общая характеристика

Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить со­держание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.

Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возмож­ностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воп­лощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юри­дические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму. Юридические механизмы реализации права многообраз­ны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.

Частью механизма реализации права выступают меха­низмы защиты субъективного права, т. е. механизмы юриди­ческой ответственности. В процессе защиты право восста­навливается, и вновь появляется возможность его реализа­ции. Юридическая ответственность в известной мере обес­печивает охрану субъективных прав от незаконных посяга­тельств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.

Непосредственная реализация, т. е. осуществление пра­ва в фактическом поведении, происходит в трех формах.

Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализу­ются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюде­ния запретов необходимо воздержание от запрещенных дей­ствий, т. е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на долж­ность судьи без согласия соответствующей квалификацион­ной коллегии судей". Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воз­держание от представления к "назначению на должность су­дьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реали­зация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: упла­тить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ "кредитор, уступивший требование друго­му лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значе­ние для осуществления требования".

Форма третья — использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: "Собственнику принадле­жат права владения, пользования и распоряжения своим иму­ществом". Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъек­тивное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совер­шения юридических действий (передача вещи в залог, даре­ние, продажа и т. д.), через предъявление требования к обя­занному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если дол­жник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном по­рядке.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организа­ции добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых исполь­зуют субъективные права, исполняют обязанности и соблю­дают установленные законом запреты. Вместе с тем в неко­торых типичных ситуациях возникает необходимость госу­дарственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, преж­де всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Напри­мер, реализация права на пенсию включает в качестве не­обходимого элемента постановление комиссии органа соци­ального обеспечения о назначении пенсии отдельному граж­данину. Выделение жилья из муниципального или государ­ственного жилого фонда требует индивидуального властно­го решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т. е. путем принятия индивидуальных властных решений, граж­данам и организациям выделяются земельные участки, на­ходящиеся в собственности государства.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными орга­нами и должностными лицами внутри государственного ап­парата имеют в большинстве своем характер власти и под­чинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т. е. акты приме­нения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникнове­ния спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обра­щаются для разрешения конфликта в компетентный госу­дарственный орган (так, хозяйственные споры между орга­низациями рассматривают арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для опре­деления меры юридической ответственности за совершен­ное правонарушение, а также для применения принудитель­ных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права — это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

55,56 Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права: признаки, виды, стадии

Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции.

Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты.

Признаки правоприменения:

1.это властно-императивная форма реализации права

2.осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами.

3.носит процессуальный характер

4.состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью

5.имеет под собой соответствующие юридических основания

6.связано с вынесением правоприменительных актов.

7.является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов

8.направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Стадии правоприменительного процесса:

1. Установление фактических обстоятельств дела. Главной целью является выяснение объективной истины по делу, проведение осмотра места происшествия ( исследование вещдоков, экспертизы и т.д.), установления мотивов, выяснение причин, поиск истины.

2.Выбор нормы права и юридическая квалификация дела. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить какое преступление совершено умышлено или неосторожно, установить прямой или косвенный умысел, неосторожность (самонадеянность или небрежность)

3.Проверка и толкование нормы права. Данная стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение противоречий, коллизий, пробелов.

4.Решение дела. В результате проведенных вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (приговор по уголовному делу, решение по гр.делу)

5.Контрольно-исполнительная стадия. Заключительная стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения.

 

57. Понятие и виды актов применения права. Соотношение правоприменительных и нормативных правовых актов

Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.

Особенности:

1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).

2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.

3 Направлены на реализацию требований юридических норм.

4 Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)

Классификация актов применения права:

По субъектам принятия: 1 Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3 Акты судебных органов - приговор суда. 4 Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1 Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу). 2 Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).

По значению в правоприменительном процессе: 1 Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п. 2 Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

По порядку принятия:

1 Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.

2 Единоначальные акты - распоряжение мэра.

По форме изложения:

1 Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).

2 Письменные - приговор суда.

3 Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.

В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).

Коллизии и пробелы в праве могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления:

- если противоречат друг другу акты одного органа, но изданные в разное время, то применяется последний.

- если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. Силой

-если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то принимают первый (ст. 76 Конституции)

-если противоречия между федеральным актом и актом субъекта, изданным в пределах его компетенции, то приоритет у последнего (ч.6 ст. 76 Конституции)

-если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии (аналогия права, закона)

58,59 Толкование права: понятие, цели, способы, виды

Реализация права, т. е. претворение правовых предпи­саний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уясне­ния содержания юридических норм, выяснения воли зако­нодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием "толкование права".

Толкование права — это интеллектуально-волевая де­ятельность по установлению подлинного содержания пра­вовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Толкование — не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а деятельность (интеллектуально-во­левая, организационная), процесс, протекающий во време­ни. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм "для себя". Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать тол­кование права как Специфическую деятельность,как осо­бое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.

Под толкованием, подразумевается и искусство пости­жения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь).

В отличие от иных видов толкования толкование права —особая деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов: во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т. е. объектом его является право — специфи­ческая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами функционирования; во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию правовых предписа­ний, выступает и необходимым условием правового регулирования; в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государствен­ными органами; в-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепля­ются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Деятельность государственных органов, общественных орга­низаций и отдельных лиц по разъяснению норм права — вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают:офи­циальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами — государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специаль­ном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное при­менение.

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полно­мочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.

Официальное толкование различают двух видов — норматив­ное (общее) и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование не ведет к созданию новых право­вых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих.

Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неяс­ность текстуального понимания при неправильной и противоре­чивой практике их применения. Оно призвано обеспечить едино­образие в понимании и применении норм права.

Среди нормативного толкования различают: аутентичное (ав­торское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно осно­вано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения.

Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная ДумаРФ.

Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения — легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это пору­чено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодатель­ными органами.

Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкова­нию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотре­ния конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения — правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.

Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не являет­ся юридически значимым.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).

Обыденное толкование может осуществляться любым гражда­нином. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов.

Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведу­щих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в об­ласти права). Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышена­званные виды неофициального толкования, не имеет юридичес­кой силы.

Способ толкования представляет собой совокупность при­емов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностя­ми и средствами уяснения правовой нормы.

Основные способы толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юриди­ческий.

Грамматический (филологический, языковой) способ толко­вания представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает, прежде всего, выяснение значения от­дельных слов как в общеупотребительном, так и в терминоло­гическом смысле (эпидемия, эпизоотия, рецидив и т. д.). Глав­ное — понять тот смысл слова, какой вкладывал в него законо­датель.

При Логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь ис­следуется логическая связь отдельных положений закона с пра­вилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой. В данном случае применяются такие приемы, как логическое преобразование, выведе­ние вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда.

Систематическое толкование — это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом.

Данный способ толкования предопределяется внутренними свойствами права, его системностью. Правовые нормы в общей системе правового регулирования связаны между собой много­численными отношениями. Поэтому, чтобы полностью уяснить ту или иную норму права, необходимо учитывать целый ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения, ус­тановить связь между регулятивными и охранительными норма­ми. Все это помогает правильно понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц, смысл того или иного термина.

Систематическое толкование позволяет выявить факты кол­лизий (противоречий) между правовыми нормами. Такой способ толкования важен при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близкую по своему содержа­нию к конкретному случаю. Наиболее четко этот способ прояв­ляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной частью.

Специально-юридическое толкование основывается на профес­сиональных знаниях юридической науки и законодательной тех­ники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конструк­ций и т. д. Это обусловлено тем, что в области законодательной стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специфичные для законотворчества. Поэтому, чтобы правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридичес­кую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка законов, т. е. уяснить смысл непосредственно юридических понятий, кате­горий, конструкций и т. д.

Этот способ обусловлен и тем, что наука может формулиро­вать новые юридические понятия и категории, используемые за­конодателем. Интерпретатор вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех или иных терминов норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, сущест­венный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т. д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.

С помощью Историка-политического толкования выясняются:

Во-первых, исторические условия издания нормативного акта, во-вторых, социально-политические цели, которые преследовал законодатель, издавая этот акт. Необходимость этого способа вы­зывается тем, что с помощью лишь установления правовых свя­зей невозможно уяснить глубоко и всесторонне смысл и содержа­ние нормы права.

Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мо­тивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования. Этот способ толкования позволяет анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проек­ты, материалы всенародного обсуждения, различные выступле­ния, мнения и т. д.

Историко-политическое толкование помогает выявить такие правовые нормы, которые хотя формально и не отменены, но фактически уже не действуют, т. е. не существует тех обществен­ных отношений, которые норма регулировала.

Все это способствует более точному установлению смысла правовой нормы.

В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное),расширительное (распростра­нительное) иограничительное.

Буквальное толкование — наиболее типичный и часто встреча­ющийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т. е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны.

При Расширительном толковании действительный смысл и со­держание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку име­ются в виду и народные заседатели, и присяжные.

Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выра­жение. Например, в норме права записано: «Все совершеннолет­ние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Од­нако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности осво­бождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых роди­тели не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предпи­сания.

 

60. Пробелы в праве: понятие, причины возникновения, способы устранения и восполнения

Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

 

61. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды

Человек - существо социальное, общественное. Для реализации своих потребностей и интересов он ежедневно вступает в сотни различных отношений с другими людьми. Причем его участие в этих отношениях может иметь различную степень социальной значимости - своим поведением индивид может принести как значительную пользу, так и существенный вред. Упорядочению общественных отношений служат признанные и поддерживаемые государством, как официальным представителем и гарантом безопасности всех членов общества, правовые нормы, устанавливающие своеобразные границы социально значимого поведения своих граждан, коллективных объединений, должностных лиц.

Оценивая поступки человека с точки зрения права, можно выделить два основных вида его поведения - правовое, т.е. юридически значимое, влекущее за собой определенные последствия установленные рамками правовой нормы, и юридически безразличное, т.е. лежащее за рамками нормативного регулирования и оцениваемое с моральных и нравственных позиций. Например, действие гражданина, уступившего в транспорте место женщине с ребенком, не рассматривается как правомерное или не правомерное, т.е. с точки зрения права. В то же время, уступая место, специально предназначенное для пассажиров с детьми, гражданин становится участником правоотношений, совершает значимый, с позиции права, поступок т.к. он не только естественен для воспитанного человека, но и предписан нормой права.

Большинство поступков в правовой сфере являются правомерными и лежат в основе нормального функционирования общества. Вместе с тем, о правомерном поведении личности можно говорить лишь тогда, когда ее действия совпадают с моделью поведения, зафиксированного в правовой норме, служащей как бы основанием и критерием для оценки правомерности поведения лица или коллектива.

Выбирая вариант своего поступка, человек как минимум должен знать предъявляемые к нему правовые требования. Гражданам важно знать основные начала, принципы действующей в данном обществе правовой системы, способные послужить своего рода ориентиром для их правового поведения. В свою очередь государство, закрепляя в Конституции РФ положение о том, что "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (гл.1 ст. 15), обеспечивает население необходимой правовой информацией, в связи с чем, небезосновательным является, действующий в правовой сфере принцип "незнание закона не освобождает от ответственности".

Правомерное поведение может выражаться как в положительном действии, так и в положительном бездействии, когда человек воздерживается от совершения действий, опасных для той или иной социальной общности или конкретной личности.

Особенность правового поведения отражается в его признаках:

· Правовое поведение - это социально значимое поведение, которое подвергается как личному контролю, т.е. оценивается самой личностью, так и внешнему контролю, например, со стороны органов, представляющих государство.

· Правовое поведение - это поведение, получающее государственную оценку и официально документально закреплено в правовых предписаниях, четко и детально устанавливающих границы запрещенного и дозволенного;

· Правовое поведение - влечет юридические последствия.

Таким образом, правомерное поведение можно определить как действия и поступки личности соответствующие нормам права и социально полезным целям.

Виды правомерного поведения можно классифицировать по различным основаниям, в том числе.

1. В связи с особенностями отношения личности к характеру правового предписания можно выделить три основных вида правомерного поведения:

· Социально активное поведение, основанное не на страхе перед наказанием, а на восприятии правовых норм как необходимого регулятора общественной жизни, на убеждении в целесообразности правового поведения для реализации и личного и общественного интересов. Такая форма правового поведения связана с высоким уровнем правосознания и правовой культуры, ответственности личности перед обществом

· Обычное поведение, основанное на подчинении правовым требованиям ("как все, так и я").

· Пассивное поведение, которое тоже соответствует установленным правилам, но основанное на боязни наказания за иные варианты поведения.

Государства с авторитарным политико-правовым режимом, регулируя общественные отношения преимущественно с помощью категоричных обязывающих и запрещающих норм; заинтересованы в автоматическом восприятии правовых требований и пассивном правомерном поведении, что само по себе дает незначительную социальную отдачу.

Государства с демократическим политико-правовым режимом заинтересованы в активной жизненной позиции своих граждан. В этой связи регулирование социально значимых отношений осуществляется ими с помощью разного рода дозволений, рекомендаций и поощрений, что стимулирует проявление разумной инициативы, предприимчивости их граждан при активном правомерном поведении.

Правомерное поведение становится нормой для абсолютного большинства граждан при стабильной политической обстановке. В эпоху социальных потрясений границы между правомерным и неправомерным поведением оказываются размытыми. Распространенным становится промежуточное поведение, выражающееся в апатии, агрессивности, неудовлетворенности сложившейся обстановкой.

2. Как уже отмечалось, социальной основой правомерного поведения является единство, общность наиболее значимых интересов граждан. В связи с этим, правомерное поведение по степени социальной значимости можно определить как

· Необходимое, т.е. обязательное, и поэтому часто закрепленное законодательно. Например, служба в армии, как обеспечение наиболее значимого общественного интереса - защиты государства.

· Желательное, т.е. положительные действия, направленные на осуществление запросов общества, но не носящее обязательного характера. Например, занятие научной или творческой деятельностью, в целом способствует развитию науки и культуры государства.

· Допустимое, т.е. не запрещенное нормами права, может быть не представляющее особого общественного интереса, но связанное с личностными правами. Например, отправление религиозных культов - Конституцией РФ гражданам предоставлено право исповедовать любую религию.

В юридической литературе часто правомерное поведение характеризуется как общественно полезное, получающее положительную оценку со стороны общества и государства, иными словами, как необходимое и желательное. Необходимость правомерного поведения содержится в нормах права, прежде всего в обязывающих или запрещающих, а желательность поведения отражается как в управомочиваюших, так и в поощрительных, рекомендательных нормах, т.к. государство заинтересовано в таком варианте поведения (научное и художественное творчество, повышение своей квалификации и т.д.) и всемерно его поддерживает. Формы правомерного поведения связаны с формами реализации права, по существу, совпадают с ними полностью. Иными словами, правомерное поведение означает реализацию правовых предписаний, а в зависимости от их характера выступает в форме соблюдения, исполнения, использования и применения права. Соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование предоставленных прав, применение права специальными субъектами - суть правомерного повеления.

Итак,

1. Правомерное поведение - это поведение, которое,

· во-первых, отвечает интересам общества, государства и отдельных лиц;

· во-вторых, соответствует требованиям правовых предписаний;

· в-третьих, обеспечивается государством.

2. Правомерное поведение - это следование правилу в целях достижения социально-полезного результата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.

Правомерное поведение - это усвоение и реализация личностью в своих действиях установленных социальных норм общества, это сознательное, волевое поведение, направленное на достижение не только личного, но и общественного блага.

 

62. Правонарушение: понятие, признаки, виды

Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе имеет массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Несмотря на разнообразие причин, субъектов и характера совершаемых противоправных все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явлению — правонарушению.

Всякое деяние человека квалифицируется как правонаруше­ние при условии его общественной опасности.

Если действие (бездействие) лица не представляет опасности для общества, то оно не может быть отнесено к числу правонару­шений. Понятие общественной опасности деяния включает в себя два момента: наличие вреда и его общественную оценку.

Любое правонарушение противоправно. Однако не всякое противоправное деяние есть правонарушение. Необходимо, чтобы это деяние было результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.

Свобода воли индивида весьма условна. Она зависит от мно­гих субъективных и объективных обстоятельств. Однако при юридической оценке поведения человека необходимо, чтобы у него имелась возможность выбора варианта поведения, возмож­ность поступить по своему усмотрению. Если же у индивида такой свободы выбора нет, если он не способен осознать проти­воправность своего поведения, если вне зависимости от своих волевых устремлений и желаний он все же объективно нарушает норму права, налицо не правонарушение, а объективно проти­воправное деяние. В нем нет конфликта индивидуальной воли и воли, выраженной в нормативно-правовом установлении.

Каждое правонарушение наносит ущерб общественным, госу­дарственным, коллективным или личным интересам, приводит к вредным для общества последствиям. Насколько многообразны отношения, подвергаемые правовому регулированию, настолько многообразен и вред, причиняемый правонарушением.

Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незна­чительным, восстановимым и невосстановимым.

Формы проявления вреда, стадии его развития разнообразны. Поэтому вред общественным отношениям причиняется не толь­ко тогда, когда уничтожены какие-либо материальные ценности, причинено физическое насилие или совершено хищение, но и тогда, когда сформирована банда, еще не совершившая ни одного преступления, когда изготовлен подложный документ, не ис­пользованный пока по своему назначению. Таким образом, пра­вонарушением является не только противоправное деяние, по­влекшее наступление конкретных вредных последствий, но и способное привести к таковым.

Итак, правонарушение можно определить как виновное, проти­воправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред общест­ву, государству или отдельным лицам.

Признаки правонарушения должны анализироваться в сово­купности, системе. Они позволяют отграничить правонаруше­ния от нарушений иных социальных норм и получают детализа­цию в составах конкретных правонарушений.

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это иму­щественные и связанные с ними личные неимущественные отно­шения, регулируемые нормами гражданского права, а также не­которыми нормами трудового, семейного, земельного права.

Административные правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансо­вого, земельного, процессуального и иных отраслей права пося­гательства на установленный порядок государственного управле­ния, собственность, права и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хищение, и нарушение правил уличного дви­жения, правил финансовой отчетности, правил противопожар­ной безопасности и др.

Дисциплинарные правонарушения (проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распо­рядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезор­ганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нару­шает трудовую, учебную, служебную, производственную, воин­скую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учеб­ных занятий, невыполнение распоряжений администрации и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях право­вых норм и выражаются в замечании, выговоре, строгом выгово­ре, переводе на низшую должность, отчислении из учебного за­ведения и т.д.

Следует отметить, что все виды правонарушений находятся в тесной связи и взаимообусловленности. Так, безответственность должностных лиц, халатность и неэффективность работы право­охранительных органов, приводящие к безнаказанности, зачас­тую являются своеобразными стимулами повышения обществен­ной опасности правонарушителя и его деяний.

 

63. Состав правонарушения: понятие и общая характеристика элементов.

Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, госу­дарства и личности. Признаки правонарушения: — деяние (действие или бездействие); — вина; — противоправность; — вредный результат;,- причинная связь между деянием и вредным результатом; — юридическая ответственность.

В зависимости от их социальной опасности (вредности) все пра­вонарушения подразделяются на преступления и проступки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...