Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-исторические предпосылки возникновения права.
Право возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и оба эти процесса имеют общие исторические параллели. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности. Такая урегулированность достигается с помощью правил поведения или социальными нормами. В первобытном обществе эти нормы выражались в обычаях, тесно переплетенных с религиозными и нравственными устоями. С расслоением общества на касты и классы обычаи, нравственные и религиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распределения и обмена товаров обязательными для всех, ибо единства интересов уже не существовало. В силу этого экономический базис раннеземледельческого классового общества требовал особой формы регулирования в виде обязательных норм, установленных или санкционированных и охраняемых государством, т.е. особым аппаратом управления и подчинения. Основоположники марксизма отстаивали закономерность зависимости права и правовых отношений от экономики, от господствующих производственных отношений. В целом история цивилизации подтверждает такой вывод. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой нарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый как жречеством, церковью, так и государством. Коренной задачей сменявшего родовые обычаи регулирования было стремление создать единый, общий порядок отношений между людьми, соответствующий потребностям производящего хозяйства. Наиболее сложившейся идеологической силой такого объединения выступала религия. – религия Солнца, которая известна у всех древнейших народов Месопотамии, Передней Азии, Индии, долины Нила, а также у индейцев племен Месоамерики и Горного Перу. Религиозные обряды поклонения Солнцу требовали обязательного исполнения работ сельскохозяйственного цикла. Оно поддерживалось властью первых городов-государств, где руководство общими ирригационными работами поливного земледелия сосредоточивалось в руках царской власти, военной верхушки и бюрократии, объединявших сельские общины для ведения общих работ и защиты от внешнего врага. У древних греков и римлян, у славянских народов, кельтов и германцев, у которых не было развито поливное земледелие, сельскохозяйственные работы находились в ведении сельской общины: ритуальные торжества в Древней Греции и Риме в честь Диониса и Вакха, литургии в Афинах (празднества для афинян, устраиваемые богатыми землевладельцами), использование клятв, других ритуальных действий по Законам XII таблиц, толкование законов понтификами (до конца IV в. до н.э.), процедура манципации - ритуально-правового обряда приобретения в собственность вещей, в том числе земли и рабов, в Древнем Риме. В Древней Индии основным источником права были в общинном быту религиозные книги - Веды (Ригведа), масутры и дхармашастры (в том числе Законы Ману), создаваемые брахманами и защищаемые государством. Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств - правового обычая и обычного права. Они содействовали закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения. В античных государствах прежние родовые обычаи (квиритов - в Риме, афинян - в Греции) сменились правовыми обычаями военной демократии в результате развития рабовладения и перехода к наследственному семейному владению землей, вызвавшему первое расслоение на богатых и бедных, продававших землю за долги. Однако в афинской, а также римской истории главное значение сравнительно быстро приобрели законы демократического государства (Законы Солона - в Греции, Законы XII таблиц - в Риме). В Спарте, напротив, пережитки родового строя длительное время сохранялись для обеспечения власти спартиатов. В развитии германских и славянских народов правовые обычаи, тесно связанные с военным бытом и сохранением язычества, долгое время главенствовали. Это нашло свое отражение в древнейших памятниках права - "варварских правдах" ("Салическая правда" - у германцев, "Русская правда" и "Польская правда" - у славян), возникших как записи правовых обычаев предков. Большую роль в становлении новых правовых норм играли судебные органы, защищавшие прежде всего интересы имущих и привилегированных каст, классов. Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала либо принадлежали верховному правителю (царю, королю). Суды создают правовые нормы сами, и возникает судебный прецедент, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму. Становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают такое закрепление в первых законах верховной власти. Первые законы государств закрепляли имущественное неравенство, привилегии богатых и знати, бесправное положение рабов, повинности и ограниченные права низших эксплуатируемых слоев населения. Нормы о наказаниях, о торговом обмене, о праве наследования, об охране публичного интереса ("мира" у славян) включала уже преследование таких преступлений, как бунт, неуплата долга, отказ от повинности, разбой, кража, т.е. таких деяний, которых не было и не могло быть в первобытном обществе. В судебном рассмотрении споров древние средства доказывания (ордалии, поединок, присяга) все больше приспосабливались к интересам богатых и знати: допускались выкуп от ордалия или поединка, привилегии богатых при поединке. Присягнуть за богатого или знатного всегда могли зависимые люди. Так возникшее право постепенно закрепляло интересы господствующей верхушки общества за счет низших сословий, неимущих и эксплуатируемых масс. Оно было нужно для установления и поддержания единого для всего населения страны общественного порядка, обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, сохранения патриархально-семейного быта в сельской общине, а также для обеспечения единой власти в государстве.
Понятие и признаки права.
Право - это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, исходящих от государства, охраняемых им и регулирующих общественные отношения. Признаки нрава (в рамках нормативизма): 1.Системность: право представляет собой иерархичную, согласованную, непротиворечивую совокупность взаимодействующих норм. 2. Исходит от государства: нормы право создаются компетентными государственными органами - парламент издает законы, органы исполнительной власти - подзаконные акты. 3. Охраняется силой государственного легализованного принуждения - за правонарушением следует юридическая ответственность. 4. Общеобязательность - нормы права имеют общий характер, то есть они неперсонифицированы и действуют по отношению к неопределенному кругу лиц, независимо от того, желает лицо им подчиниться или нет, знаком он с ними или нет. 5. Формальная определенность - право имеет четкую форму (нормативно-правовой акт, прецедент, обычай, доктрина, нормативный договор или религиозный текст). 6. Право является государственным регулятором общественных отношений. Выделяется объективное право - право, созданное государством и имеющее определенную форму (российское право), и субъективное право - возможность субъекта права действовать в своем интересе в рамках, предусмотренных объективным правом (право на жизнь). Сущность права может быть классовой и общесоциальной: 1. Классовая сущность права проявляется в том, что экономически господствующий класс возводит свою волю в закон и регулирует общественные отношения в своих интересах. Классовая сущность присутствует в праве рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств (имущественные цензы для выборных лиц, различные правовые статусы представителей различных классов: лишение политических прав и т.п.) 2. Общесоциальная сущность права выражается в том, что право служит интересам всех людей, обеспечивает упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Право оформляет и охраняет компромисс между различными социальными группами, понимается как мера свободы: в пределах своих прав человек свободен в своих действиях, а его права признаются, соблюдаются, охраняются и защищаются государством (государством закрепляется единый конституционный статус личности, равноправие и равенство перед законом и судом). Функции права - это направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие сущность права и его назначение в обществе. Функции права отличаются постоянством, долговременностью существования, хотя некоторые из них динамичны, постоянно развиваются и изменяются. Виды функций права: 1. По месту в системе правового регулирования: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и норм права. 2. Виды общеправовых функций права: а) собственно-юридические: - регулятивная: оказывает правовое воздействие на типичные общественные отношения:
* регулятивно-ститическая: установление долговременных статусов субъектов права, придает праву стабильность; * регулятивно-динамическая: позволяет прогнозировать изменяющееся поведение субъектов права;
- охранительная: правовое воздействие, направленное на охрану общезначимых отношений и вытеснение отношений, чуждых обществу и государству; б)социальные: - экономическая - осуществление правового воздействия на экономическую сферу общественной жизни; - политическая - правовое воздействие на политическую сферу; - воспитательная - правовое воздействие на духовную сферу общественной жизни, формирование правосознания и правовой культуры; - оценочная - оценка поведения субъектов права с точки зрения соответствия правовым предписаниям. Таким образом, право имеет особые признаки, сущность и функции, что отличает его от иных социальных норм.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 443. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |