Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика современной России с точки зрения формы государства
Форма правления Российской Федерации - это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в Российской Федерации. В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления. Основные характеристики РФ как республики: - Президент РФ - глава государства (статья 80 Конституции РФ). - Президент РФ избирается всеобщим голосованием на 4 года (статья 81 Конституции РФ). - Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ). В соответствие с этими характеристиками РФ можно определить как смешанную (полупрезидентскую) республику. 2. Политический режим Российской Федерации. Политический режим Российской Федерации - это совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в Российской Федерации. В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический политический режим. Политический режим РФ: - Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ). - Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ). - В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции РФ). - В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ). - В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 Конституции РФ). - В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ). 3. Форма государственного устройства Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской Федерации - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями, используемый в Российской Федерации. В соответствие со статьей 1 Конституции РФ Российская Федерация является государством с федеративной формой государственного устройства. Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства: - Субъекты РФ обладают равноправностью (часть 4 статьи 5 Конституции РФ). - Территория РФ - совокупность территорий ее субъектов (часть 1 статьи 67 Конституции РФ). - Республики в составе РФ могут иметь собственное гражданство, государственный язык (статья 68 Конституции РФ). - Субъекты РФ обладают правом принятия собственной Конституции, уставов и законов (часть 2 статьи 5, статья 6 Конституции РФ). - Субъекты РФ имеют свои исполнительные, законодательные и судебные органы (статья 77 Конституции РФ). - Представители Субъектов РФ формируют Совет Федерации Федерального Собрания РФ (статья 95 Конституции РФ).
Правовое государство: понятие и принципы.
Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. Признаки правового государства: главенство права и закона во всех сферах жизни общества; равенство всех перед законом; разделение властей на три ветви; реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность. признание прав и свобод человека высшей ценностью; взаимная ответственность личности и государства; политический и идеологический плюрализм; стабильность законности и правопорядка в обществе. Базовыми принципами функционирования правового государства являются: господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти; признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями; взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»; разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране; разграничение полномочий между органами власти различных уровней; контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики. Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти. Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 445. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |