Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изобразительное искусство Проторенессанса




Ранее всего изобразительное искусство Проторенессанса проявилось в скульптуре. Она связана прежде всего с именамиАриольфоди Камбио, Николло Пизано, Джованни Пизано, Андреа Пизано.

Николло Пизано (1220 – 1284)стал одним из родоначальников новых традиций, отказавшись от бестелесности готических фигур.В обнаженной, еще не вполне пропорциональной фигуре атлета (аллегория Силы), служившим украшением кафедры баптистерия в Пизе, он пытался утвердить физическую красоту и силу человека. В его евангельских образах впервые заговорила античность, но его реформы не нашли последователей.

Подлинным основателем флорентийской школы был Андреа Пизано (1290-1339 гг.) Его главными работами стали южные двери Баптистерия и барельефы колокольни флорентийского собора (совместно с Джотто).

В живописи Проторенессанса уже ощутимо светское начало, внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанрам. На смену плоскостным изображениям приходят пространственность и пластичность форм.

Живопись проторенессанса представлена двумя школами: Флоренции и Сиены.

«Светочем флорентийской славы» стал живописец, архитектор, скульпторДжоттодиБондоне (1266/ 1267—1337 гг.)величайший мастер Проторенессанса, предтеча Возрождения. Характерной особенностью его таланта стал ре­алистический взгляд на мир, следование самой природе. Боккаччо писал, что, «когда люди смотрели на творения Джотто, им из­меняло зрение, и они принимали живопись за действитель­ность». Известно, что, еще работая в мастерской своего учителя художника Чимабуэ, он однажды нарисовал муху на носу свято­го, да так правдоподобно, что вернувшийся домой учитель стал сгонять ее, приняв за настоящую.

Джотто действительно показывал мир таким, каков он есть на самом деле, каким видел его каждый человек. Новаторство его творческой манеры определили принципиально иная пластика, ритм линий, объединяющие в единое композиционное целое все объемы и фигуры. Не выходя из круга религиозных тем, Джотто изображал жизнь земных людей с их радостями и страданиями. Он первым изобразил реальное трехмерное пространство, построенное на перспективно-линейном основании, ввел в живопись объём фигур, изобразил интерьер. Свет также меняет свое значение, он теперь не исходит от фигур, а падает извне. Фигуры еще не отбрасывают тень, но в них уже есть форма и тяжесть, объёмность и материальность. Пространство становится реальным и уходит в глубину.

Фрески в капелле дель Арена в Падуе посвящены жизни Христа, Марии и ее родителей. Художнику удалось передать благородство и стойкость человеческого духа, целомудрие и материнскую нежность, ужас предательства и измены. Люди приходили в капеллу и узнавали в исторических фресках Джотто свою собственную жизнь, черты близких им людей. Красочная цветовая гамма фресок создавала праздничную, торжественную атмосферу, повторяя разнообразие природных красок.

В отличие от средневековых росписей, где сюжеты располагались по строго отведенным местам сверху вниз, расположение росписей капеллы дель Арена в Падуе подчинено иному принципу.

Все сюжеты фресок Джотто расположил на двух противоположных стенах, разделив их на три яруса (регистра), каждый ярус разбит на шесть сюжетов. В верхнем ярусе северной стены Джотто рассказывает о жизни Иоакима и Анны, родителей Марии. На среднем ярусе идет повествование о рождении Христа до бегства в Египет.

На противоположной стене верхний ярус рассказывает о деяниях и чудесах Христа после возвращения в Иудею.

Нижние ярусы стен рассказывают о Страстной неделе Жизни Христа.

Среди лучших творений художника фреска «Оплакивание Христа», рассказывающая об одном из самых драматических событий Священной истории. Скорбь, доходящая до высших пределов человеческого отчаяния, здесь сочетается со смирением и надеждой. На земле лежит тело умершего Христа, к нему нежно склонилась Мария. Черты ее лица искажены от горя. Неестественно удлиненный разрез глаз, бережный жест ласковых рук подчеркивают безысходность свершившейся трагедии. В скорбном молчании преклонили головы ученики Христа, едва сдерживают рыдания жены-мироносицы.

Кругом безмолвно и пустынно. Уступ голой скалы, разрезающей пространство, как будто отделяет этих людей от остального мира. Дерево с облетевшими листьями, синяя непроницаемая пелена небес — все растворилось в безутешной скорби. По горестным позам двух женщин, сидящих спиной к зрителю, легко можно угадать, какие чувства испытывает каждая из них. Вертикальные линии ниспадающих одеяний подчеркивают жесты присутствующих и усиливают общее впечатление безутешной скорби. В самом центре фрески запечатлен апостол Иоанн, жестом распахнутых рук соединяющий скорбь на Земле и на небесах. Беспорядочное движение встревоженных ангелов, напоминающих испуганных птиц, усиливает драматизм происходящего. Интенсивный голубой цвет неба оттеняет нежные тона одежд людей, оплакивающих Христа. Оттенки желтого, белого, розового, голубого и лилового выразительно подчеркивают индивидуальность каждого из персонажей.

Но не только в живописи прославлено имя Джотто. Время сохранило и его скульптурные работы. А главную площадь Синьории во Флоренции по-прежнему украшает Кампанила (колокольня), построенная по его оригинальному проекту. Творения Джотто пережили века, а многие достижения искусства поздних эпох своими корнями уходят к его открытиям. Живописец и архитектор, скульптор, философ и поэт, он действительно был «мастером семи свободных искусств».

Достижения Джотто были не сразу восприняты его современниками, исключение составляет«сиенская живописная школа», Достижения Джотто были не сразу восприняты современниками, исключение составляет «сиенская живописная школа», основателем которой считают ДуччоБуонинсенья (1255 – 1319)чьи симпатии были на стороне византийского и готического искусства. для которых характерны мягкость, хрупкость, мелодичность ритмов – «Маэста»(величание Богородицы).

Однимиз самых выдающихся её представителей, другом и любимым художником поэта Петрарки был Симоне Мартини (1285 – 1344 гг.) произведения которого проникнуты светским духом, декоративностью, изяществом и поэтической одухотворённостью. Его кисти принадлежат фрески «Маэста», «Благовещение».

ЛитератураПроторенессанса

Литературу Италии XIV в. представляют имена Данте, Петрарки и Боккаччо.Современник и земляк Джотто — великий Данте Алигьери (1265-1321 гг.)был «последним поэтом Средневековья и вместес тем первым поэтом Нового времени», создателем итальянского литературного языка и политическим деятелем. После победы сторонников Папы — партии (простонародья)над сторонниками императорской власти — партией (аристократов) он был изгнан из родной Флоренции и такникогда и не вернулся к берегам Арно. После долгих скитанийон умер в Равенне.

Героиней многих произведений Данте быламолодая флорентийкаБеатриче, которая рано умерла и любовьк которой он пронёс через всю жизнь. Данте были написаны лирические стихи, роман «Новая жизнь», научные трактаты налатинском языке, но его поэтическую славу составила «Божественная Комедия» — поэма, названная«Божественной» уже после его смерти восхищёнными почитателями. В ней Данте далкартину жизни современной ему Италии,выразил своё понимание мира и человека.

В основе сюжета «Божественной комедии»лежит распространённый в Средние векажанр «видений» или «хождений по мукам».Это рассказ о странствиях человека в загробном мире. Описанный Данте путь потрём царствам загробного мира представляет опыт морального совершенствованиячеловека. Поэма включает три части: «Ад»,«Чистилище» и «Рай», каждая из которых состоит из 33 песен.Данте проходит девять кругов ада и кручи чистилища, очищаясьот семи смертных грехов. По аду и чистилищу поэта сопровождает языческий поэт Вергилий, а по раю — его возлюбленная Беатриче. Основные сюжеты и образы поэмы — это Данте и Беатриче, Вергилий, Уллис, Франческа да Римини, Уголино и сыновья.

Многие из этих сюжетов стали темами музыкальных, живописныхи скульптурных произведений, например симфоническая поэмаП. Чайковского «Франческа да Римини»; рисунки С. Боттичелли,Г. Доре, Э. Делакруа; скульптура Жан-Батиста Карпо «Уголино».

Вслед за Данте дело создания единого итальянского языка продолжил истинный гуманист, учёный-филолог, знаток античности, поэт Франческо Петрарка (1304-1374 гг.). В историческихи поэтических произведениях он прославлял идеалы ДревнегоРима. Но в памяти потомков Петрарка остался прежде всего, какпоэт-лирик, автор сборника стихотворений на итальянском языке«Канцонере» («Книга песен»), большая часть которых посвященаЛауре. В его сонетах и канцонах Лаура предстаёт идеалом красоты и духовного совершенства.

Основоположник ренессансной авантюрной новеллы — Джованни Боккаччо (1313-1375) был младшим современникоми другом Петрарки. Пушкин назвал Боккаччо «творцом шутливыхповестей». В сборнике из ста новелл «Декамерон»показана широкая картина быта и нравов Италии XIV в. Герои новелл, представленные живо и с большим юмором, — это люди всех сословий Италии. У Боккаччо было много последователей. Наиболеедаровитым из них был флорентиец Франко Саккетти. Однакогуманисты приняли «Декамерон» не сразу. Это предвидел Боккаччо: «Найдутся, вне всякого сомнения, и такие, которые скажут, что в моих повестях слишком много шуток и прибауток и чточеловеку степенному это не пристало».

МузыкаПроторенессанса

Музыка Проторенессанса, как и другие искусства, испытывалавлияние гуманизма и опиралась на античное наследие. В данномслучае — это литературные и поэтические произведения ДревнейГреции и Древнего Рима, так как нотной записи в античностиещё не было. Так же, как и в других искусствах, в музыке усиливалось светское начало и ослабевало церковное влияние, хотяполного разделения светской и культовой музыки не было.Как в литературе происходило обращение к национальномуязыку, так и в музыке — становление национальных музыкальныхшкол, исполнение песен на родном языке, а не на латыни.Таким образом, lavitanuova — новая жизнь (по словамДанте), прочно вошла и в культуру Проторенессанса, ставглавной темой поэзии, скульптуры, живописи и, конечноже, музыки.

Новое музыкальное искусство XIV в., возникшее в растущих городах северной Италии (его очагомбыла Флоренция), позднее получило название по трактатуфранцузского композитора и теоретика Филиппа де Витриarsnova — новое искусство. Музыка Треченто с егосветскими жанрами (мадригал; баллада, качча, рондо, лауда) и инструментальным музицированиембыла связана с народными истоками, с бытовой песеннойлирикой и отличалась свежестью, наивным реализмоми утончённостью.

Музыка Арс Нова отличалась мажорнымзвучанием, естественностью и благозвучием. По словаммузыкального теоретика МаркеттоПадуанского, «ухо - лучший судья в музыке». В своих трактатах он изложилпринципы итальянского многоголосия XIV в.Главным представителем нового искусства в музыкебыл итальянский органист, композитор и поэт ФранческоЛандино (1325- 1397), по прозвищу ФранческоСлепой, или Слепой Органист. Он был автором около120 баллад, 12 мадригалов, качч.

Мадригал (от лат. Matricale — песня на родном языке) — этоитальянская двух- или трёхголосная, чаше лирическая песня из нескольких коротких куплетов с припевом. Этот музыкальный жанрсвязан с творчеством поэта Петрарки и композитором Ландино.

Качча(итал. Caccia — букв, «охота», «погоня- это жанрсветских вокальных (чаще двухголосных с инструментальнымсопровождением) пьес, в которых изображались жанровые картинки охоты, а музыка иллюстрировала содержание слов. Музыкальная форма этого жанра использовала канонв котором всеголоса исполняют одну и ту же мелодию, но начинают её разновременно и получается как бы «преследование» одним голосомдругого.

Баллада — танцевальная песня или сценка,испополнялась солос инструментальным аккомпанементом, а иногда и с хором.

Лауда — это лирическая или сатирическая многоголосая хоровая песня ремесленников.

Вопросы и задания

1. Почему Флоренцию считают «колыбелью» итальянского Возрождения? Что представлял собой архитектурный облик этого города?

2. Каковы характерные черты живописи Проторенессанса и Раннего Возрождения? Расскажите о наиболее известных художниках, творчество которых сыграло существенную роль в дальнейшем развитии искусства живописи. Что отличает их произведения от творчества художников предшествующих эпох — Античности и Средневековья?

3. Почему одни современники называли Джотто «лучшим в мире живописцем», а другие утверждали, что для понимания его произведений необходимы определенные знания? Кто из них прав, по-вашему? В чем заключался новаторский характер творчества Джотто?

Творческая мастерская

1. Разработайте маршрут путешествия по Флоренции XV в. Какие объекты и экспонаты вы непременно включите в свою экскурсию? Почему?

2. Попробуйте разработать проект архитектурного сооружения в традициях идеального города Возрождения. Воспользуйтесь для этой цели средствами компьютерной графики и картиной художника Пьеро делла Франческа «Вид идеального города».

3. После смерти Джотто итальянский поэт и писатель Джованни Боккаччо (1313—1375) сказал в одной из новелл «Декамерона»: «Джотто снова вывел на свет искусство, которое многие столетия было погребено под ошибками тех, кто, работая красками, более стремился забавлять глаза невежд, чем удовлетворять разуму мудрых». Насколько справедливы эти слова? Хотели бы вы что-то возразить их автору? Поясните свой ответ, опираясь на творчество художника. В чем заключается сила воздействия его произведений на зрителей?

Темы проектов и рефератов

«Эпоха Возрождения и новый взгляд на мир и человека»; «Образ Человека на фресках Джотто капеллы дель Арена в Падуе»; «Драматизм человеческих страстей в творчестве Джотто и Данте»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 568.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...