Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Архитектура Проторенессанса




Художественная культура Возрождения

На смену Средневековью пришла блистательная эпоха Возрождения, или Ренессанса (фр. renaissance — открытие, возрождение). Это было время, о котором образно и точно сказал И. А. Бунин в стихотворении «Возрождение»:

...Настали сроки: струны вновь запели,

И краски вновь зардели с полотна.

Из дряхлой Византии в жизнь — весна

Вошла, напомнив о любви, о теле;

В своих созданьях Винчи, Рафаэли

Блеск бытия исчерпали до дна.

Стремились все — открыть, изобрести,

Найти, создать... Царила в эти годы

Надежда — вскрыть все таинства природы.

Да, действительно, человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир... Деятели Возрождения искали его образцы прежде всего в античной культуре, ее возрождении (отсюда и название). Этот мир запечатлен в архитектуре Флоренции, Рима и Венеции, портретах, созданных Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Тицианом и Дюрером. Он преломляется в любовной лирике Петрарки, сатирических персонажах Боккаччо, Рабле и Сервантеса; отражается в страстях шекспировских героев и философских утопиях Томаса Мора и Эразма Роттердамского. Это находит удивительное созвучие в торжественных церковных мессах и светских мадригалах Палестрины и Орландо Лассо.

Главнаяотличительнаячерта эпохи Возрождения— это огромный интерес к человеческой личности, ее безграничным творческим возможностям. В основе культуры Возрождения лежат идеи гуманизма (лат. humanus — человечный), провозгласившие высшей ценностью человека и его общественное благо. Каким же был человек эпохи Возрождения? Каково его место во Вселенной? Вот что говорил об этом философ МарсилиоФичино (1433—1499):«Человек измеряет землю и небо... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр Земли слишком глубоким... А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, ш. у самого Творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесншматериал... Человек может все».

Идеи гуманизма нашли яркое воплощение в произведениях искусства, главной темой которых стал возвышенный и прекрасный, гармонично развитый человек. Художники Возрождения раскрыли его мощь и величие, прославили духовную и физическую красоту, утвердили за ним право свободной личности.

С полотен выдающихся мастеров Возрождения на нас смотрят разные лица: восхитительно красивые и не очень привлекательные, немного загадочные. Мы вспоминаем изящные профили флорентийских женщин и юношей, погруженных в глубокие раздумья. Перед нами встают грозные лики кондотьеров-завоевателей, неистовых служителей церкви и непостижимо спокойная, ускользающая улыбка Джоконды...

В воскрешенной античной формуле «красота—это гармония» выражались сущность искусства эпохи Возрождения и своеобразное представление об окружающем мире. Красота — это упорядоченное созвучие и соединение частей, то есть гармония. В ее основе лежит пропорция, совершенный образ, где, по словам архитектора Леона Альберти (1404—1472), «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже».

В художественной культуре итальянского Возрождения различают следующие периоды:

 

· Предвозрождение «проторенессанс» (конец XIII—XIV в.),

· Раннее Возрождение«кватроченто» XV в.),

· Высокое Возрождение«чинквеченто» конец XV — начало XVI в.),

· Позднее Возрождение(середина и вторая половина XVI в.).

· Северное Возрождение(XV—XVI вв.), которое подразумевает страны, расположенные севернее Италии, — Нидерланды, Францию, Германию, Великобританию.

 

Искусство Предвозрожденияконец XIII—XIV вв.

В переходное время Проторенессанса, сложившегося на основе византийско-готических традициях, был подготовлен бу­дущий взлет искусства, зародился неподдельный интерес к Ан­тичности, возникло восприятие человека как сознательной и мыслящей личности. Сложившееся к тому времени йгуманистиче­ское направление в философии во многом определило особую ценность человеческой личности, ее роль в нравственном воспи­тании общества. Религиозное сознание по-прежнему определяло особенности художественного творчества, но это было уже иное осмысление христианской истории, наполненное новым содержа­нием.

Центрами Возрождения стали города Тосканы (север Италии) Флоренция, Милан, Сиена, Болонья, Пиза, Падуя. Первенство принадлежало Флоренции (Цветущая) – ее роль в культуре Италии подобна роль Афин в Греции.

Если романское и готическое искусство почти не оставило имен мастеров, то в эпоху Возрождения положение художника в обществе изменилось.

Архитектура Проторенессанса

Италии мало коснулась варваризация, позднеантичная традиция здесь почти не прерывалась, и готика не получила широкого развития.

В целом архитектура Ренессанса отличается от средневековой широким применением античной ордерной системы, соразмерностью человеку, развитием не ввысь, а в ширину, статичностью за счет горизонтальных этажей, использованием прямоугольных форм, например, собор в Пизе.

Поэтому средневековая итальянская архитектура стала мостом, перекинутым от античности к Ренессансу.

В конце 13 века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение, ставшее символом города – Санта Мария дель Фьореархитектора Ариольфоди Камбио (1240-1310 гг.). Затем работу продолжил Джотто, построивший стройную пятиярусную кампанилу (колокольню). На ее стенах, расцвеченных полосками разноцветного мрамора (инкрустационный стиль) выполнены рельефы.

Ариольфоди Камбио стал также автором проекта здания синьории (городского совета) Палаццо Веккьо и церкви Санта Кроче.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...