Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рафаэль — «первый среди великих»




Более пяти столетий имя Рафаэля Санти (1483—1520) окружено ореолом поклонения и восхищения. Исследователи отмечали «непринужденный вкус в выборе прекрасного, способность ума извлекать из многих частностей красоту, живое чувство... лег­кость послушнейшей кисти в воплощении творческой фантазии...» Современники, высоко ценившие его талант, называли художника «божественным Рафаэлем».

Эти слова не были преувеличением. Как никто другой из жи­вописцев, Рафаэль умел убедить в правдивости созданных им об­разов и в то же время зародить в душе стремление к поискам пре­красного. Свои творческие искания он воплотил в совершенных образах Мадонны, в монументальных фресках, алтарных карти­нах и реалистических портретах. Он умер в зените славы, в пол­ном расцвете сил, но за свою недолгую жизнь создал множество произведений, составивших гордость мировой культуры. Первые творения Рафаэля («Сон рыцаря», «Святой Георгий, поражаю­щий дракона») свидетельствовали об огромном даровании начи­нающего художника.

Рафаэля справедливо считают певцом женской красоты. Он говорил: «Чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц. Но ввиду недостатка... в красивых женщинах, я поль­зуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум. Имеет ли она какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть». Благородные овалы лиц, длинные прямые волосы, спокойные и добрые глаза, чуть тронутые улыбкой губы — тако­вы созданные им женские образы.

Рафаэлем написано более двадцати Мадонн: «Мадонна – садовница», «Мадонна в кресле», среди которых достойное место занимает ранняя работа — «Мадонна Конестабиле». На фоне пейзажа изображена молодая женщина с ребен­ком на руках. Задумчивое, немного грустное лицо обращено к книге Священного Писания. Рассеянным взглядом она скользит глазами по давно знакомым строчкам. А в это время шаловливый ребенок пытается перевернуть страницы книги. Молодая мать и ее дитя удивительно трогательны и простодушны. Рафаэль мастерски вписывает фигуры Марии и малыша в очень сложную для живописцев форму тондо (итал. «круг»). При этом он соблюдает все законы перспективы, не нарушая естественных форм зрительного восприятия мира.

Увлекшись монументальной живописью, выполняя многочисленные заказы, художник не расставался с темой материнской красоты. С вдохновением и любовью Рафаэль пишет непревзойденную «Сикстинскую мадонну», давно уже вошедшую в наше сознание как символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Композиция поражает величественностью и гениальной простотой. Дева Мария медленно сходит на землю... Она только что сделала шаг навстречу людям, но главное ее движение еще впереди. Взгляд Марии лучистый, глаза широко и доверчиво открыты, они светятся нежностью и добротой. Мадонна держит на руках младенца — самое дорогое, что есть у нее в этом мире. Она несет его людям, прекрасно понимая, какая трагическая судьба уготована ему. Но и перед лицом грядущих испытаний она не теряет спокойствия, она пришла на землю не для того, чтобы призывать людей к покорности и самоотречению, а чтобы служить грядущим поколениям примером человеческого достоинства, самопожертвования и любви.

В 1508 г. по приглашению Папы Римского Юлия II Рафаэль переехал в Рим. Здесь он получил ответственный заказ — расписать несколько помещений второго этажа дворца в Ватикане. В СтанцаделлаСеньятура, служившей одновременно библиотекой и кабинетом Папы Римского, Рафаэль создал четыре известнейшие фрески: «Афинская школа», «Парнас», «Диспута»и «Юриспруденция». Каждая из них посвящена разным формам духовной деятельности человека: философии, искусству, богословию и законодательству.

Фреска Рафаэля «Афинская школа» — подлинный гимн человеческому знанию. В центре ее великие греческие философы Платон и Аристотель. Один указывает на небо, другой — на землю. Неподалеку Сократ со своими учениками, одинокий, глубоко задумавшийся Гераклит. Здесь же математики Пифагор и Евклид, астрономы Птолемей и Зороастр. В небрежной позе лежит на ступенях лестницы Диоген, учивший довольствоваться в жизни лишь самым необходимым. Многочисленные слушатели и ученики окружают беседующих или размышляющих мудрецов, исполненных сдержанного достоинства и уважения друг к другу.

Каждый из изображенных наглядно воплощает представления об идеальном человеке. Каждый об­ладает высочайшей духовной энергией и глубокой нравственной силой. Каждый неуклонно верит в действенность человеческой

мысли и знаний. Глядя на них, вспоминаются строки из «Божественной комедии» Данте:

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены...

Интересно, что грандиозная композиция, в которой представлено более 50(!) фигур, не кажется перегруженной. Напротив, она со­здает удивительное впечатление простора и свободы, безупречной легкости в изображе­нии каждой из многочисленных групп. Как великолепна и изящна архитектура с уходя­щими в бесконечность арками величественно­го собора, сквозь которые видна синева клу­бящегося облаками неба!

В «Афинской школе» Рафаэль придает не­которым героям черты своих известных сов­ременников: Платону — Леонардо да Винчи, Гераклиту — Микеланджело. Здесь же он за­печатлел и самого себя, наглядно продемонст­рировав блестящее мастерство портретиста.

Вглядимся в строгие портреты современников Рафаэля. За внешней простотой в них легко угадывается богатство внутреннего мира. «Портрет дамы с единорогом», парные портреты супругов Анджело и МаддаленыДони, «Портрет кардинала», «Портрет гра­фа БальдассареКастильоне», «Портрет папы Льва X с кардинала­ми», «Дона Велата», «Автопортрет» — шедевры портретного ис­кусства Рафаэля. В основе каждого произведе­ния лежит глубокое и пристальное изучение природы человека, внимание к его психологи­ческой характеристике. Портретное сходство с оригиналом также становится неотъемлемым условием творчества художника.

Не идеализируя и ничуть не приукраши­вая, Рафаэль изображает известного мецената Анджело Дони, придавая ему черты общест­венного деятеля эпохи Возрождения. Перед нами человек, полный жизненной энергии, спокойной собранности и силы воли. Конт­растность внешнего облика, портретируемого усилена строгим черным костюмом с широки­ми красными рукавами и белым воротничком. Массивные перстни украшают пухлые, немного женственные руки. Фигура Анджело дана на фоне пейзажа, усиливающего эмоциональное воздействие произведения на зрителя.

Талант Рафаэля был удивительно разносторонен. Он занимал­ся не только живописью, но и архитектурой, декоративно-при­кладным искусством. Им построены палаццо во Флоренции и вилла неподалеку от Рима, создан целый ансамбль портиков, па­вильонов, парков с прекрасными растениями и сверкающими бассейнами. Ему мы обязаны сохранением знаменитого Колизея, белый туф которого растаскивали несколько веков на всевозмож­ные стройки. После смерти Браманте он руководил строительст­вом римского собора Святого Петра. По картонам Рафаэля вытка­ны гобелены, изображающие эпизоды из жизни апостола Петра. Впоследствии по сохранившимся эскизам Рафаэля ученики рас­писывали лоджии Ватикана.

Последним произведением Рафаэля стало «Преображение Господне» (1518—1520). Но, к сожалению, ему не суждено было завершить работу. Лишь верхняя часть картины полностью вы­полнена великим Мастером. Неоконченное «Преображение» ус­тановили у изголовья, умершего в день своего рождения художни­ка, и весь Рим, прощаясь с любимцем, с восхищением взирал на чудо, которое совершилось здесь, на земле, а не на небесах. Через два года ученики Рафаэля завершили картину. Художник, опла­киваемый всем Римом, был с почестями похоронен в Пантеоне, «храме всех богов». Один из его современников пророчески напи­сал в те дни:

«Окончилась его первая жизнь; его вторая жизнь, в его по­смертной славе, будет продолжаться вечно в его произведе­ниях...»

Музыка

Чинквеченто считается веком высокого подъема музыкальной культуры. На фольклорной основе появляются бытовые песни(баркарола, гондольера, неаполитанская песня). Центральное место в светской музыке вновь занимает мадригал. Появляется близкое к мадригалу баллетто – небольшое вокальное или инструментальное полифоническое сочинение танцевального характера.

Возрождение дало мощный толчок к развитию инструментальной музыки(вариации, фантазиии другие пьесы для лютни, виолы, скрипки, органа). Одним из талантливейших итальянских композиторов-лютнистов был ФранческодиМилано «Божественный» (1497-1543 гг.).

Литература

Современники знали Микеланджело Буоннаротине только как великолепного художника и архитектора, но и как поэта.

Николло Макиавелли(1469-1572 гг.)был не только политиком, но и поэтом. Им были написаны известная итальянская поэтическая комедия характеров «Мандрагора» и шутливая «Сказка о Бельфагоре» - история о женившемся дьяволе.

Вопросы и задания

1. Каковы художественные принципы искусства Высокого Возрожде­ния? Почему этот период в развитии итальянского искусства был назван «золотым веком» Возрождения? Почему именно эта эпоха «породила тита­нов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» (Ф. Энгельс)? В чем проявился универсализм творческих гениев этой эпо­хи? Каковы их идеалы? Какое воплощение они получили в их произведе­ниях? Что особенно привлекает вас в творчестве титанов Возрождения?

2. Леонардо да Винчи утверждал, что «хороший живописец должен уметь писать две вещи: человека и представления его души. Первое легко, второе трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движения­ми». Что, на ваш взгляд, особенно удалось ему в портрете «Джоконды»? Почему Вазари назвал этот портрет «настоящим чудом», «божественной вещью»? В чем секрет его неувядающей славы и особого эмоционального воздействия на зрителей?

3. Каковы основные вехи творческого пути и особенности художествен­ного языка Микеланджело? Как вы думаете, почему его называют одним из самых трагических художников своего времени? В чем драматизм алле­горических фигур капеллы Медичи? Можно ли в его фреске «Страшный суд» увидеть символ крушения идеалов эпохи Возрождения? Могли бы вы объяснить причины того, что эта фреска была принята современниками «с восторгом и удивлением во всем Риме» (Д. Вазари)?
4. Расскажите о живописных шедеврах Рафаэля. Почему его называют певцом женской красоты? Что из его произведений особенно понравилось вам? Объясните свой выбор.

6.  Назовите характерные черты архитектурного стиля Д. Браманте. Каковы его главные художественные достижения?


Творческая мастерская

1. Леонардо да Винчи писал: «Что побуждает тебя, о человек, покидать свое жилище в городе, оставлять родных и друзей и уходить в поля через горы и долины, что, как не природная красота мира, которою, если хорошенько вдуматься, ты наслаждаешься единственно посредством чувства зрения?» Какое отражение находит мир природы в творчестве титанов Высокого Возрождения? Как и почему изменились принципы ее изображения по сравнению с предшествующими эпохами?

2. В чем заключается своеобразие скульптурного мышления Микеланджело по сравнению с предшествующими эпохами (Античностью, средневековым Востоком, готикой, Ранним Возрождением)? Как вы понимаете смысл слов Микеланджело о том, что для создания своих скульптур он берет глыбу мрамора и отсекает от нее все лишнее?

3. Поэт Андрей Вознесенский говорил, что в Микеланджело «умирал Ренессанс и, корчась, рождалось барокко». Так ли это, с вашей точки зрения? Для аргументации своего мнения обратитесь к скульптуре «Скорчившийся мальчик». Напишите небольшое эссе на эту тему.

4. Рассмотрите архитектурный фон на фреске Рафаэля «Афинская школа». Какие его особенности вы могли бы отметить? Согласны ли вы с мнением некоторых исследователей, что автор выстраивает архитектуру по законам театра? Как Рафаэлю удается передать внутреннюю гармоничную связь между архитектурой и человеческими фигурами?

5. Известно, что Микеланджело был одним из тех, кто принимал участие в сооружении собора Святого Петра в Риме. Им был спроектирован купол, форма которого впоследствии стала очень популярной. Как вы думаете, в чем состоял главный секрет привлекательности именно такой формы купола? Сравните его с не менее известными образцами: куполом собора Дома инвалидов в Париже, Святого Павла в Лондоне, Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге.

6. Славу и известность архитектору Браманте принесла маленькая церковь Сан-Пьетро ин Монторио в Риме (Темпьетто), где впервые были применены классический ордер и характерное для Античности центри­ческое купольное сооружение. Опишите это произведение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 795.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...