Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивидуальная субъективность ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, согласно их собственной «схеме апперцепции». Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями - личными мыслями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Адлер считает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются ли они объективно реальными или нет: «Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая - эффект будет один и тот же» [ цит. по Ansbacher, 1971, р. 58]. По адлеровского схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальнос Индивидуальная психология: основные концепции и принципы Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности - служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономическую теорию личности в том смысле, что в основе всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно разделить на семь пунктов: 1) чувство неполноценности и компенса ция, 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое «Я»; 6) порядок рождения; 7) фикционний финализм.
1. Чувство неполноценности и компенсация Адлер предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был «неполноценным» от рождения. Так, например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей. Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто пытаются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы: «Почти во всех выдающихся людей мы на ходим дефект либо органа; создается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности »[Adler, 1931, р. 248]. История и литература предоставляют много примеров исключительных достижения, которые являются результатом усилий, предпринятых для преодоления НЕ - достаточности органа. Демосфен, заикался с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкой атлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму, примерное как для взрослого человека вообще, так и для президента Соединенных Штатов в частности. Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может при водить к впечатляющим достижением в жизни человека. Но она же может по тянуть за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату. Конечно, в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует, другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но Адлер указал на то, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но в них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из чувства собственного психологического или социального бессилия. Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и мощными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и укрепление чувства превосходства. Однако чувство неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомкомпенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Например, человек может быть уверен в том, что он умнее других, но при этом он не считает нужным демонстрировать свой интеллект, перечисляя, скажем, все, что ему известно о кинозвезд. Другой считает, что он должен показать все, что он знает о кинозвезд, и делает это при каждом удобном случае, выкладывая свои сведения каждому, кто будет его слушать. Он может даже отвергать все другие темы, чтобы доказать, что он знает о кинозвезд больше всех. В любом случае прием гиперкомпенсации представят собой преувеличения здорового стремление преодолевать постоянное чувство неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным - и саркастическим. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение о себе) что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.
Стремление к превосходству Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся и обеспечивающей мере устойчивости и целостности нашей жизни? Движет ли нами потребность по простую избавиться от чувства неполноценности? Или мы мотивированы стремлением безжалостно доминировать над другими? Может, нам нужен высокий статус? В поиске ответов на эти вопросы представления Адлера заметно менялись со временем. В своих ранних размышлениях он выражал уверенность в том, что большая движущая сила, управляющая человеческим поведением, - не что иное, как агрессивность. Позже он отказался от идеи агрессивных направляя ной в пользу «стремление к власти». В этой концепции слабость приравнивалась к феминности, а сила в маскулинности. Это была та стадия развития теории Адлера, когда он выдвинул идею «маскулинного протеста» - формы гиперкомпенсации, которую оба пола используют в попытке вытеснить чувство несостоятельности и неполноценности. Однако со временем Адлер отказался от концепции маскулинному протеста, считая ее неудовлетворительной для объяснения мотивации поведения в обычных, нормальных людей. Вместо этого он выдвинул более широкое положение, согласно которому люди стремятся к превосходству, и это состояние полностью отличается от комплекса превосходства. Таким образом, в его рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было три разных этапа: быть агрессивным, быть мощным и быть недосягаемым. В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это «что-то, без чего жизнь человека невозможно представить» [Adler, 1956, р. 104]. Эта «большая потребность возвыситься» от минуса к плюсу, от несовершенства к совершенству и от неспособности к способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлер придавал этой движущей силе. стиль жизни Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ», представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. Стиль жизни включает уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Стиль жизни основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, укрепляющие чувство превосходства. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Сформирована таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Иными словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлер напоминает, что устойчивость нашей личности в течение жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что настоящая форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком - они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего образа жизни: «Решение одной помогает приблизиться к решению других, и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой различные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть »[Adler, 1956, р. 133]. Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личност них типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Следуя этой мысли, Адлер весьма неохотно предложил типологию уста новок, обусловленных стилями жизни [Dreikurs, 1950]. В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи. Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое - «степенью активности». Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебном, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы - два примера людей, относящихся к управляющему типа по Адлеру. Тип, берет. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих нужности за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни - получить от других как можно больше. Однако, так как они имеют низкую степень активности, то маловероятно, что они нанесут страдания другим. Тип, избегает. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизни характеризуется социально - бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избежание всех проблем в жизни, и поэтому они идут от всего, что предполагает возможность неудачи. Социально полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелости в систему взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Будучи социально ориентированным, такой человек проявляет настоящую заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи - работу, дружбу и любовь - как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям. социальный интерес Еще одна концепция, имеет решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и еще более широко, - социально - культурный контекст, в котором мы живем. Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными мы. Поскольку каждый человек владеет им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы ее осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а потом другие члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса.
3. Гуманистическая теория личности Эриха Фромма и Абрахама Маслоу. Эрих Фромм (ErichFromm) родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Он был единственным ребенком родителей - евреев. Фромм вырос, зная два разных мира - ортодоксальный еврейский и христианский, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом. Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как «очень невротических", а себя как «невыносимо невротического ребенка» [Funk, 1982]. Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы воевать, он был поражен окружала его человеческой иррациональностью и разрушительными наклонностями. В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования ния. Он изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году. Он продолжил свою психоаналитическое образование в Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь с бежать нацистской угрозы. Он начал вести частную практику в Нью-Йорке. Первую свою книгу «Бегство от свободы» Фромм опубликовал в 1941 году. В ней он показал особое значение способов, которыми общественные силы и идеологии формируют структуру характера индивидуума. Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации. В 1945 году Фромм стал сотрудником Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта. В дальнейшем он читал лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико с 1949 года до своего ухода в 1965 году. Вместе со своей женой Фромм в 1976 году перебрался в Швейцарию, где умер от сердечного приступа в 1980 году.
Теория личности Фромма - это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторских детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологии, экономики, религии, культурных факторов ее формирования. Личность, с т. Н. Фромма, - это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характера, представляющие проблему этики и свидетельствуют об уровне, достигнутым индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе «Человек для себя» Фромм описывает такие социальные типы характер: 1. Рецептивная ориентация (берущая) - человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчивый и сентиментальный; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения. 2. Эксплуататорская ориентация (овладиваюча) - человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится взять силой или хитростью; не способен к творчеству и поэтому добивается любви, владение, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивный, надменный, самонадеянный, эгоцентричный, уверен в себе, импульсивный. 3. Стяжательська ориентация (сохраняет) - в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально опрятный, ригиден, подозрительный, упрямый, предусмотрительный, лояльный и сдержанный. 4. Рыночная ориентация (обменивает) - личность рассматривается как вар, который выставляется на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в соревнование с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции. 5. Плодотворная ориентация в отличие от бесплодных, является идеалом гуманистической этики - человек воспринимает себя как воплощение своих сил - способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума может понять сущность явлений; силой любви - разрушить стену, отделяющую одного человека от другого; силой воображения - творить. Характер любого человека представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из других. Позже, в работе «Душа человека», Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильные, олицетворяющий любовь к жизни. Кроме социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личности человека, в его природе заложены экзистенциальные потребности, является важным источником активности: в установлении связей (заботы о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в коренные (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном ирациональном взгляда на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то). Смысл существования человека Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключается в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода вызывает у человека потерю чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого "бегства" 1.Авторитаризм - тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое «Л» с кем-либо или чем-либо внешним для обретения силы, не хватает самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать. 2. Разрушительность - попытка преодолеть чувство неполноценности уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивностьнацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, является реакцией на тревогу, вызванную любой угрозой жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности. 3. Автоматизированный конформизм - стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть другие. Исчезает различие между собственным «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и от отчуждения, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с другими людьми. Одним из главных условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить. Абрахам ХарольдМаслоу (AbrahamHaroldMaslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей - евреев, эмигрируют из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование, и способствовали этому, хотя, по его собственному признанию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства: «Удивительно, что, имея такое детство, я не заболел психозом . Я был маленьким еврейским мальчиком среди соседей не евреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступает в школу для белых. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей ». Позже он узнал практическую сторону жизни, работая в летние месяцы в компании по производству бочек, принадлежала его семье. Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью. В недавно опубликованной биографии автор пишет, что сильная ненависть Маслоу к матери сохранялась до конца ее дней. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомневаться в Боге. Он даже отказался присутствовать на ее похоронах. Он говорил Розу Маслоу как жестокую, невежественных и враждебную женщину, которая так не любила своих детей, это почти доводилось их к душевному расстройству. Ни в одном его высказывании о матери - некоторые из них сделаны публично, хотя она еще была жива - нет ни капли тепла или любви. Маслоу вспоминал отца как человека, который «любил виски, женщин и драки». Более того, отец внушил ему, что он уродлив и глуп. Позже Маслоу примирился с отцом и часто говорил о нем с любовью. Однако он никогда не простил матери того, как она вела себя с ним, когда он был ребенком и юношей. Сначала, вступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити - колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом, поэтому он стал посещать более еклектичнийний курс в Корнелском Университете. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (HarryHarlow), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян! Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман, своей школьной возлюбленной. Его родители были против брака, так как жених и невеста были кузенами, и они боялись, что у них могут родиться дети с генетичес кими дефектами. Однако брак с Бертой и обучение в Висконсине были очень важными событиями в жизни Маслоу. После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк для работы с известным теоретиком в области обучения Е. Л. Торндайк в Колумбийском университете. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где оста вался в течение следующих 14 лет. Маслоу описывал Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х - начало 1940-х годов) как центр психологической вселенной. Именно здесь он познакомился с элитой европейских интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера. Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер - вот только некоторые из тех, к кому Маслоу обращался в своем стремлении постичь поведение человека. В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в университетах Брандеис, он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде В. П. Логлина в Менлоу - парк, Калифорния. Но в 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом хронического сердечного заболевания. Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. В качестве члена Американской психологической ассоциации он был президентом Отделения личности и социальной психологии, а также Отделения эстетики и был с бран президентом всей Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год. Он также был редактором - основателем «Журнала гуманистической психологии» (JournalofHumanisticPsychology) и «Журнала трансперсональной психологии» (JournalofTranspersonalPsychology) и был консультирующим редактором многочисленный них научных периодических изданий. Маслоу живо интересовался возрастной психологией и в конце своей жизни поддерживал Институт Исален в Калифорнии и другие группы, включенные в исследование потенциала человека. Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни. Это «По направлению к психологии бытия» (1968); «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964); «Еупсихея: дневник» (1965); «Психология науки: рекогносцировка» (1966); «Мотивация и личность» (1987, 3rd edition) и «Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, ранее опубли кованых Маслоу в различных психологических журналах). Том, составленный при участии его жены и названный «Памяти Абрахама Маслоу» (Abraham Н. Maslow:A MemorialVolume), был опубликован посмертно в 1972 году.
Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делает свой жизненный выбор. Ухода свободы и ответственности не дает возможности достичь достоверности, подлинности. Нецелесообразно сосредоточивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций й, переживаний й; следует изучать каждого человека как единое й, уникальное семьи, организованное целое. Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и наконец сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, потому что нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье. Основной темой жизни человека является самосовершенствование, которое невозможно обнаружить, исследуя только людей с психическими отклонениями. Человек по своей природе добр или, по крайней мере, нейтральный. В каждый дом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди от рождения обладают творческими потенциями, которые в большинстве угасают в результате «окультуривания». Разрушительные силы в них является результатом не - удовлетворенности базовых потребностей. Иерархия потребностей по Маслоу, представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические, то есть в удовлетворении запросов тела в безопасности, надежности и защиты; в причастности, то есть принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинство, самоуважение; в свободе, необходимой для полного развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня. Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. Чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетное. Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу «все или ничего», человек обычно мотивируется потребностями нескольких уровней. Все мотивы чел. можно разделить на две глобальные категории: дефицитарные (или Д мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б мотивы). Д мотивы устойчивы детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. П.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий. Мотивы роста, называемые также цель нужности, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Они обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д - мотивами, а увеличивая напряжение. Мотивационный статус здорового человека состоит прежде всего в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение при звание, судьбы. Самоактуализация - чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мне ниюМаслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собственном потенциале, сомневается в себе, боится своих способностей. Это явление получило название Ионы комплекса, характеризующегося страхом успеха, мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. Нередко людям недостает благотворного внешнего окружения. Препятствием для самоактуализацииявл. также сильное негативное влияние потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек. Реализация потребности в самоактуализации требует от чел. мужества и открытости новому опыту. Социально когнитивная теория личности Альберта Бандуры.
Альберт Бандура (AlbertBandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посещал объединенную начальную и среднюю школу, в которой было только 20 учеников и два учителя. Вынужденный заниматься самообразованием, как и его одноклассники в, Бандура вспоминает, что фактически каждый выпускник сделал успешную профессиональную карьеру. Летом он ремонтировал автомагистрали на необжитом Юконе. Опубликовано очень мало сведений о его детстве. После средней школы Бандура посещал Университет провинции Британская Колумбия в Ванкувере, где получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1949 году. После этого он продолжал обучение в Университете Айовы, где получил в 1951 году степень магистра гуманитарных наук и в 1952 году - степень доктора философии. Затем он прошел годовую клиническую интернатуру в консультативном центре Уичито, штат Канзас, и занял пост на факультете психологии в Стэнфордском университете. На протяжении своей профессиональной деятельности Бандура активно занимался развитием социально - когнитивного подхода к изучению и пониманию личности. Он опубликовал несколько книг и бесчисленное множество научных статей, сделав огромный вклад в развитие гуманитарных наук. Его ранние книги «Подростковая агрессия» (1959) и «Социальное учения и развитие личности» (1963) были написаны в соавторстве с Ричардом Уолтерсом (RichardWalters), его первым студентом после получения степени доктора философии. Затем он опубликовал «Принципы модификации поведения» (1969), большой обзор психосоциальных принципов, регулирующих поведение. В 1969 году Бандура был назван действительным членом Центра углубленного изучения поведенческих наук в Стэнфордском университете. В это время он пишет книгу «Агрессия: анализ с позиции социального научения» (1973) и по собственному желанию рабо тает над изучением субкультуры ежедневных волейбольных игр сотрудников Центра. Он также опубликовал работу под названием «Теория социального на учение» (1971), краткое толкование ключевых концепций, которые помогают объяснить поведение. В двух своих недавних книгах «Социальная теория научения» (1977) и «Социальные основы мышления и поведения» (1986) Бандура дает обзор современных теоретических и экспериментальных достижений, касающихся социально-познавательной модели личности. Заслуги Бандуры в области развития психологии были высоко оценены. Он был избран президентом Американской психологической ассоциации в 1973 году. В 1980 году он получил награду Американской психологической ассоциации за выдающиеся научные достижения и за «новаторские эксперименты у многих на правлениях, включая нравственное развитие, обучение через наблюдение, овладевая страхом, лечебные стратегии, самоконтроль ... процессы самоотношения и когнитивную регуляцию поведения ... его бодрость, сердечность и личный пример вдохновили многих его студентов на активную деятельность ». После почти 40 лет преподавательской и исследовательской деятельности Бандура занял специально для него созданный пост в Стэнфордскомуниверситетити. Он и его жена Вирджиния получают удовольствие от оперы и симфонической музыки, любимое развлечение в пятницу - посещение одного из прекрасных ресторанов Сан-Франциско. Бандура также любит прогулки в горах Сьерры. Сегодня Бандура - ведущий социально когнитивный теоретик, признанный пионер модификации поведения и ведущий авторитет в том, что касается агрессивности и полоролевого развития. Социально когнитивная теория - теория личности второй половины XX в. Что разрабатывается в трудах Бандуры. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивает ментальный самоконтроль и само эффективность личности. Среда или окружение в С.-К. т. влияют на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность. Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие между свободой и детерминизмом в С.-К. т. Человеческое поведение, согласно З.-к.т. , В основном усваивается прежде всего путем овладения паттернами поведения. Социальное поведение личности формируется путем наблюдения за поведением других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения личность учится имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура считает, что такое научение лишает личность от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения. В С.-К. т. предполагается, что научение происходит только тогда, когда включаются детерминанты регуляции индивидуального поведения в форме двух видов подкреплений - «косвенного (внешнего) подкрепления» и «самопидкриплення». Косвенное подкрепление предполагает учет при имитации поведения выбранной модели поведения, которые наблюдаются последствий поведения модели и подкреплений извне награждать и эффективное ее поведение - если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его целесообразно имитировать. Самопидкриплення в С.-К. т. означает, что личность сама награждает себя заоходженнямы, которые способна контролировать. Оно используется ней каждый раз, когда она достигает установленной ею нормы поведения. Системы самопидкреплення усваиваются, по мнению Бандуры, на основе тех же принципов обучения, которые отвечают за усвоение других типов поведения. Важное место в С.-К. т. занимают понятия «саморегуляция», «самоконтроль» и «самоэффективность» личности. Выделим три компонента саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответственность. Поведение человека регулируется с помощью самонаблюдения, оценивается с помощью самооценки как достойное одобрения и, следовательно, поощряемая или как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимости от того, с позиций каких личностных требований и норм оно оценивается. Поступки, соответствующие внутренним нормам личности, рассматриваются как положительные, а несоответствующие - как негативные. Адекватность или неадекватность поведения определяется в С.-К. т. в терминах стандартных норм или ценностей эталонной группы. Положительная самооценка поведения приводит к поощряет типу реагирования, а негативная - к наказанию. Самооценка приобретает и сохраняет выработанные критерии поощрения и наказания в зависимости от реальных по последствий. Самоэффективности личности в С.-К. т. виду осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и влиять на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Важное место в обеспечении саморегуляции поведения занимает ментальный самоконтроль, который определяется в С.-К. т. как обоснованное когнитивное среду достижения более желаемых паттернов поведения. Он не существует исключительно в рамках только внутренних (например., Сила воли) или внешних (например., Стимул - подкрепление в бихевиоризме) сил, а проявляется в тщательно планируемом взаимодействии личности с окружением. С.-К. т. выделяет пять основных программных ступеней процесса самоконтроля: определение формы поведения, на которое необходимо воздействовать, сбор основных данных, разработку программы, выполнение программы, оценку и завершение. Программа самоконтроля в С.-К. т .. включая механизмы самоподкреплення, Самонаказание и планирування окружения. Представителями С.-К. т. проведены многочисленные исследования, пидтверждаючого важность научения посредством наблюдения детей за родителями (например., в приобретении и модификации ними агрессивного поведения, в полоролевых развития, формировании навыков общения, формировании самоэффективности как важнейшей составляющей личностного роста). В С.-К. т. разработана единая концепция управления поведением личности посеред-ством формирования умений и навыков самоэффективности и самоконтроля. Повышение уровня самоэффективности способствует избавлению от специфических и иррациональных страхов и фобий (например., Боязнь змей, инъекций, страх передэкзамен - нами), избавлению от зависимостей (курение, алкоголь, наркотики), способствует стабилизации и укреплению психофизического потенциала личности, изменения образа жизни, формированию позитивной жизненной установки в целом. "Теория поля" Курта Левина.
Теория поля рассматривает личность как сложное энергетическое поле, которое мотивируется психологическими силами, ведет себя избирательно и креативно. Данная теория была разрабоана в первой половине 20 века. В данной теории для построения структуры личности используется один из разделов математики - топология (изучает свойства геометрических фигур и взаимное расположение этих фигур). Теория - это "жизненное пространство", то есть психологическая реальность, которая включает события, способные повлиять на поведение человека. Поведение человека определяет актуальные потребности. В теории поля выделяются несколько свойств среды: - близость - отдаленность; - Твердость - слабость, - "Текучесть" - "ригидность". ( "Текучая среда" быстро реагирует на любое воздействие, а "ригидная среду" сопротивляется изменениям). Курт Левин считал, что личность - это сложная энергетическая система, а тип энергии, который осуществляет психологическую работу, называется психической энергией. Конечная цель активности личности - вернуть человеку состояние равновесия. Для этого нужно освободить психическую энергию.
5. Теория психодрамы Я. Л. Морено. Морено считал наиболее глубинным филогенетическим фактором личности, формы рующим человеческое поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личность погибает. Структура личности, по мнению Морено, представляет собой набор ро лей. Фундамент, значение имеют роли (первичные ролевые категории) сомати ческие (или психосоматические), определяемые физиологическими потребностями и эмо циями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяют сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые структурой социальных от ношения, в которых участвует человек; трансцендентные (или интегративные), в которых человек осуществляет имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир. Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоемоциональное (формирование способности к межчеловеческих отношений) и ролевой развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению). Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека. - эмбриональной стадии. На этом уровне человек вступает в отношения с миром, то есть у него появляется поведение. - Первая психическая вселенная (матрица вселенской идентичности). На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа.формируется базовое доверие к миру). - Первая психическая вселенная (матрица вселенской реальности). Ребенок начинает различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представление о вещах отсутствуют или во всяком случае не дифференцируются от самих предметов. - Вторая психическая вселенная. Единственное восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что есть.предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно с меняется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. - Третья психическая вселенная. Человек переживает тождество с бытием; усваивает новые ролевые категории переживаний. Если какая-либо фаза минирует или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются различные случаи личностной патологии. Так, пропуск формирования психических ролей ведет к психопатического развития, а социальных - к шизоидном. Возвращение к низшим уровням является причиной развития страха, который может про- являться в различных невротических и психотических нарушениях. Целью психодрамотерапии является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в творческом акте. 6. Теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева.
Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева. Предмет рассмотрения в Т. д. - целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно практическая деятельность. Личность в Т. д. - это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений. Становление личности - это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное - это осознание себя в сис - теме общественных отношений. Личность - это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В Т. д. Предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру. На каждой возрастной ступени развития личности в Т. д. Более представлен какой-либо определенный вид деятельности, который получает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности. Разработка проблемы ведущей деятельности появилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 499. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |