Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальная принадлежность индивидуумаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Основные компоненты современных теорий личности.
Теории личности выполняют 2 основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. Теория личности является пояснительной в том смысле, что она представляет поведение как организованное определенным образом, значит, понятным для человека. Теория личности должна предусматривать будущее, то есть обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили. В психологии теории личности также выполняют различные функции: 1) они объясняют, что собой представляют люди, почему они ведут себя определенным образом; 2) они позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, которые не изучались ранее. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции (это набор относительно неизменных характеристик, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время.Они выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики). На другом уровне анализа структура личности может быть описана с помощью концепции типа личности. Тип личности - это совокупность множества различных черт, образуют самостоятельную категорию с четко очерченными границами. Любая теория личности должна отвечать на следующие вопросы: • Какой характер главных источников развития личности - врожденный или приобретенный? • Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности? • Какие процессы являются доминирующими в структуре личности - сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)? • Обладает личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности, но большинство моделей является абстрактным.
Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера.
А. Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 и был третьим из 6 - ти детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея- торговца. Адлер воспринимал свое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, поэтому его акцент и кругозор был скорее венским, чем еврейским. Он пережил тяжелые и несчастные детские годы. Любовь матери окружала его до момента рождения младшего брата. Затем он вошел в доверие к отцу, чьим любимцем был долгие годы. В детстве он часто болел, в школе учился весьма посредственно. Более всего он не успевал по математике. Но узнав об угрозе отца отдать его в ученики к сапожнику, он стал лучшим учеником по математике в классе. В 18 лет Адлер поступил в Венский университет (медицинский). В 1897 году он женился на студентке из России, Раисе Эпштейн, которая также училась в этом университете. В 1898 году он получил медицинскую степень. Затем, пройдя практику по общей медицине, он стал психиатром. В 1912 году создал Общество индивидуальной психологии. В 1935 году он вместе с женой переезжает в Нью-Йорк и становится практикующим доктором медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг- Айленде (штат Нью-Йорк). Как лектор он пользовался большой популярностью среди студентов. 28 мая 1937 во время лекции он внезапно умер в шотландском городе Абердине. Узнав о его смерти, Фрейд написал одному из своих друзей: «Мне непонятна Ваша симпатия к Адлеру - для еврейского мальчика из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе - неслыханная карьера и доказательство того, как он достиг успеха. На самом деле мир его щедро вознаградил за старания на ниве опровержение психоанализа ".
Основные тезисы индивидуальной психологии Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовался в конце концов против своего учителя и начал создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критически характеризует период сотрудничества с Фрейдом [Ellenberger, 1.970]. Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком (Orgler, 1972J. К сожалению, Адлер и Фрейд никак не примирились после разрыва их отношений в 19П году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни.как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезы теории Фрейда.
Индивидуум как единое и самосогласованное целое Представление о том, что человек является единственным и самосогласованным организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» - то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и по психической жизни. По мнению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии заключается в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласованного и единой личности Адлер определял, как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выраженная его попытка рассматривать человека как единое целое. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству Рассмотрение человека как органической целостности требует единого психодинамического принципа. Только в движении по направлению к личностное значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самоузгоджуеться целое. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а значит, в постоянном стремлении к совершенствованию люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни. Индивидуум как творческое и самоопределяться целое Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум - нечто большее, чем только продукт этих двух воздействий [Adler, 1964]. В частности, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, - свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяется индивидуумом, архитектором своей собственной жизни. Социальная принадлежность индивидуума «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него »[Adler, 1956, р. 2]. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |