Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Даосское парадоксальное дыхание.




 

Дыхательные упражнения не рекомендуется делать сразу после еды. Лучше всего дыхательную практику выполнять натощак.

Даосское парадоксальное дыхание является базовым методом и в наибольшей степени подходит для занятий в режиме даосского круга.

В 1-м издании данной книги я давал метод естественного дыхания, адаптированный для даосского круга. Причиной тому было желание избежать появления специфического даосского животика, который нередко появляется при систематической практике парадоксального дыхания. Однако, всё-таки именно парадоксальное дыхание является наиболее органичным и наиболее эффективным для практики в режиме даосского круга. А для решения проблемы даосского животика существует простое и эффективное решение. Вполне достаточно ввести в свои ежедневные занятия упражнение для брюшного пресса. Этому упражнению я дал название «Локти-колени». Оно дано в этой же самой главе, в разделе «Утренний гимнастический комплекс». Если выполнять это простое и очень полезное упражнение хотя бы один раз в день, никаких проблем с животом не будет.

Излагаемый здесь метод даосского парадоксального дыхания представляет собою усовершенствованную модификацию классического варианта. Добавлен очень важный технический момент — наклон позвоночника вперёд, выполняемый сразу же после завершения выдоха. Это дополнение активизирует движение энергии вверх по позвоночнику и является профилактикой застойных явлений и болей в пояснице и нижнем отделе позвоночника.

Положение тела. 

В принципе, дыхательная практика может выполняться в различных позициях тела. Однако, как самый простой, весьма удобный и, в то же самое время, вполне эффективный вариант, я рекомендую Симпласану[176] — положение сидя на низкой скамье или банкетке со скрещёнными ногами (см. рис. 65).

 

Рис. 65. Симпласана — самая простая и удобная поза для дыхательной и медитативной практики.

 

Скамья или банкетка должны быть высотой примерно в 30–33 см. Обычный стул для Симпласаны не годится — слишком высоко. В этой позе мы сидим с прямым позвоночником и скрещёнными ногами. В отличие от Симпласаны обратного круга, позвоночник слегка наклонён вперёд. Он не должен быть согнут вперёд, как удилище под нагрузкой, а именно накренён вперёд, сохраняя своё прямое положение. Правильная постановка головы имеет большое значение, ибо обеспечивает беспрепятственное прохождение энергии через заднюю поверхность шеи и затылок. Заключается она в следующем. Подбородок надо взять «на себя» и слегка опустить вниз. При этом происходит мягкое вытягивание вверх шейного отдела позвоночника. Таким образом, правильная постановка головы соответствует формулировке «опускание подбородка вытягивает вверх затылок». Такое положение головы отличается от классической индийской Джаландхара-бандхи, в которой подбородок максимально опускается вниз, прижимаясь к яремной ямке. Рекомендуемая мною для даосского круга постановка головы получила название «затылочная бандха». Следует также иметь в виду, что правильная постановка головы невозможна, если вы ссутулились. Плечи необходимо держать расправленными. Колени должны быть полноценно раздвинуты в стороны, что возможно только при хорошем расслаблении в области тазобедренных суставов.

На Востоке наиболее распространённой является классическая медитативная позиция сидя на полу скрестив ноги (см. рис. 66). В индийской традиции эта поза называется Сиддхасана (она же — половинная поза лотоса).

 

Рис. 66. Сиддхасана (поза полулотоса).

 

В Сиддхасане пятка одной ноги прижимается к промежности (к области между анусом и половыми органами), а ступня другой ноги кладётся сверху, таким образом, чтобы пятка располагалась напротив нижней части живота, непосредственно над половыми органами. Следует отметить, что в Сиддхасане мы вовсе не сидим на голом полу. Непременно нужно подложить под себя подушку или свёрнутое одеяло. Сиддхасана несравненно легче, чем Падмасана (полная поза лотоса). Кроме того, Сиддхасана является асимметричной позой и благодаря этому оказывает асимметричное воздействие на энергосистему практикующего. На мой взгляд, это является не недостатком Сиддхасаны, а напротив, её преимуществом, поскольку позволяет осуществить асимметричное корректирующее воздействие на энергосистему практикующего. Грамотное использование Сиддхасаны позволяет уравновесить в энергетическом отношении правую и левую стороны тела.

Сиддхасана является одной из наиболее важных медитативных асан индийской йоги. Великий йогин древности Сватмарама в своём знаменитом трактате «Хатха-йога Пра-дипика» следующим образом говорит о Сиддхасане:

«Как умеренность в пище — важнейшее правило йогиче-ского образа жизни, а ненасилие (Ахимса) — важнейшая моральная заповедь Йоги, так и Сиддхасана, как доподлинно известно всем достигшим, является наиболее важной из всех асан».

Действительно, Сиддхасана является очень устойчивой позой и поэтому весьма благоприятна как для дыхательной, так и для медитативной практики. Однако она требует определённой подготовки, поэтому для пожилых людей, а также для тех, у кого нет необходимой растяжки ног, лучше всего проигнорировать эту трудную позу и, вместо неё, воспользоваться значительно более удобной и, вместе с тем, вполне подходящей для успешной практики Симпласаной. Кроме того, следует иметь в виду, что Сиддхасана является сублимационной позой — снимает сексуальный перегруз (энергетическую избыточность в половой сфере), но, при этом, может оказать неблагоприятное воздействие на нижний отдел позвоночника. Поэтому при радикулите и различных проблемах с поясницей и нижним отделом позвоночника длительное пребывание в Сиддхасане не рекомендуется. По этой причине в данном методическом варианте для практики полного дыхания рекомендуется Симпласана, не имеющая таких противопоказаний.

Во время дыхательной практики глаза следует держать открытыми, что облегчает прохождение энергии по позвоночнику и всем янским каналам.

Положение рук. 

В первой половине занятия дыхательной практикой руки лучше всего держать на бедрах чуть выше колен, ладонями вниз. При этом создаются наилучшие энергетические условия для осуществления дыхательной функции, за которую отвечает канал перикарда, а также для профилактики возможного перегруза по каналу сердца, отвечающего за сердечную деятельность. Хорошее состояние ручных иньских каналов является весьма важным для успешной дыхательной практики. Позиция рук «ладони на коленях» наиболее благоприятствует функционированию ручных иньских каналов. Однако и в этой простой позиции рук имеются свои тонкости. На рис. 67 показаны два варианта позиции «ладони на бедрах». Вариант (а) является ошибочным, так как создаёт неблагоприятные условия для работы канала сердца. Вариант (б) показывает правильную постановку руки, лишённую вышеуказанного недостатка.

 

Рис. 67. Позиция рук «ладони на бёдрах» (иньская позиция рук): (а) — неправильно; (б) — правильно.

 

Для освобождения ручных иньских каналов (снятия энергетического перегруза) перед дыхательной практикой нужно выполнить подготовительное упражнение «массаж ушей ладонями», которое активизирует эти энергетические каналы. Это упражнение уже было дано при изложении утреннего гимнастического комплекса, поэтому здесь я на нем останавливаться не буду. Замечу только, что если дыхательная практика выполняется сразу же после утреннего гимнастического комплекса, то вторично делать это подготовительное упражнение нет никакой необходимости. А вот перед вечерним дыханием массаж ушей ладонями следует сделать пренепременно.

Во второй половине занятия дыхательной практикой руки следует сложить на животе ниже пупа так, как это показано на рис. 68.

 

Рис. 68. Руки сложены на животе, ладонная поверхность одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки (янская позиция рук).

 

При этом пальцы рук не переплетаются, кончики больших пальцев не соприкасаются. Правая рука расположена снаружи, а левая — внутри. Ладонная сторона правой руки накладывается на тыльную сторону левой руки. В свою очередь, ладонная сторона левой руки прилегает к животу в области ниже пупа. Такая позиция рук благоприятствует активизации ручных янских каналов и является энергонаполняющей. При переходе к этой позиции тело начинает разогреваться и возникает состояние спокойствия и эмоционального благополучия, состояние своеобразной эмоциональной «сытости».

Положение языка. 

В многочисленных пособиях и руководствах по медитации, как правило, рекомендуется так называемая Набхи-мудра — постоянное удерживание языка слегка прижатым к нёбу. Это очень хорошая рекомендация для обратного круга, однако при энергомедитативной практике в режиме даосского круга она совершенно неприемлема. Прижатие языка к нёбу немедленно активизирует область межбровья и запускает энергетическую циркуляцию по обратному кругу. Таким образом, для даосского круга Набхи-мудра (языковое замыкание энергетического контура не годится).

 

* * *

 

В этом методе дыхательной практики задержка дыхания после вдоха отсутствует. Конечно же, дыхательная практика, выполняемая с задержкой после вдоха, оказывает значительно более сильное воздействие на энергосистему и имеет значительно больший развивающий эффект. Однако, при отсутствии должной осторожности она может привести к нежелательным последствиям. Прежде всего — это обострение по сердцу, проявляющееся в таких симптомах как учащённое сердцебиение, тяжесть и боли в области сердца. Таким образом, дыхательная практика с культивированием задержки после вдоха полностью противопоказана людям, имеющим проблемы с сердцем. Такой метод практики является высокоэффективным и сильнодействующим, но при этом, как и все сильнодействующие методы, требует особой осторожности.

Этого недостатка лишён излагаемый здесь метод полного дыхания даосского круга. В нём задержка после вдоха отсутствует, что и делает этот метод дыхания вполне безопасным для практикующего. При соблюдении должной осторожности, он может практиковаться с большой пользой для здоровья даже людьми со слабым сердцем. Таким образом, дыхательный цикл полного дыхания даосского круга состоит только из трёх фаз: вдоха, выдоха и самопроизвольной (естественной) задержки после выдоха. При этом весь процесс дыхания, как вдох, так и выдох, выполняется только через нос. Изложенная здесь техника даосского парадоксального дыхания полностью соответствует древнему методическому правилу: «Один раз Инь, один раз Ян — таков Дао-Путь» и полноценно прорабатывает всю микрокосмическую орбиту.

Техника даосского парадоксального дыхания (полного дыхания даосского круга). 

А) Первая половина вдоха.

Во время вдоха (в первой его половине) грудная клетка и верхняя часть живота наполняются и расширяются (диафрагму не обманешь!). Специально это акцентировать и особо усердствовать не надо, всё происходит естественным образом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...