Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Составление финансовых смет (бюджетирование)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 6. Внутрифирменное финансовое планирование 1. Роль внутрифирменного финансового планирования Управлять — значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления организацией (предприятием) считается планирование, в том числе финансовое. В рыночной экономике планирование на предприятии — внутрифирменное планирование — не носит элементов директивности. Цель внутрифирменного планирования— обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств. Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование — это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов: • анализа финансовой ситуации и проблем; • прогнозирования будущих финансовых условий; • постановки финансовых задач; • выбора оптимального варианта; • составления финансового плана; • корректировки, увязки и конкретизации финансового плана; • выполнения финансового плана; • анализа и контроля выполнения плана. 1. Анализ ситуации и проблемзаключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли и др. 2. Прогнозирование будущих условийнеобходимо для определения внешней и внутренней среды, в которой будет протекать деятельность предприятия. На основе перспективных расчетов производственной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогнозов изучения рынка, спроса и других факторов прогнозируются будущие возможные финансовые результаты. 3. Постановка финансовых задачзаключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлении использования средств. 4. Выбор оптимального варианта.На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия. 5. Составление финансового плана.Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов. 6. Корректировка, увязка и конкретизация финансового планасостоят в состыковке показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана доводятся до соответствующих подразделений предприятия и конкретных исполнителей. 7. Выполнение финансового плана.Это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты. 8. Анализ и контрользаключаются в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений.
Методы финансового планирования Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. Для этого используются различные способы и приемы расчета: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование. 1. Расчетно-аналитический метод — один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия. 2. Балансовый методприменяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса строении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид: Он + П = Р + Ок , где Он — остатки средств на начало года; П — поступления средств в планируемом периоде; Р — расходы в планируемом периоде; Ок — остаток средств на конец планового периода. 3. Нормативный методиспользуется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования и др.), нормативов потребности в оборотных средствах и др. Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются: • органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды); • ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.); • предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.). 4. Метод оптимизации плановых решенийсостоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др. 5. Экономико-математическое моделированиеиспользуется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них. К объектам финансового планирования относятся: • выручка от реализации продукции, услуг и прибыль; • амортизационные отчисления; • объем оборотных активов и их прирост; • ресурсы в капитальном строительстве; • платежи в бюджет; • взносы во внебюджетные фонды.
Финансовый план организации В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи: • определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период; • увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими; • выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия; • определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными. Перспективный финансовый плансоставляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе. Текущий финансовый плансоставляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций. Оперативные финансовые планывключают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой. Финансовый план организации составляется в виде баланса его доходов и расходов (табл. 1).
Составление финансовых смет (бюджетирование) Один из видов финансового планирования — составление ряда смет (бюджетов). В их числе можно отметить: • смету реализации продукции; • план производства продукции; • смету прямых затрат на оплату сырья, материалов; • смету прямых затрат на оплату труда; • смету переменных накладных расходов; • смету административных и коммерческих расходов; • смету себестоимости продукции; • отчет о прибылях и убытках; • кассовый план; • прогнозный балансовый отчет. На основе показателей этих смет (бюджетов) составляется общая (главная) финансовая смета (бюджет) предприятия. 1. Смета реализации продукции — это первоначальный этап финансового планирования. Объем планируемой реализации продукции рассчитывается по формуле:
где Ор — объем предлагаемой к реализации продукции; К — количество единиц продукции, планируемых к реализации; 2. План производства продукциисоставляется для определения объема продукции, намечаемой к производству, намечаемой к производству для обеспечения планируемого объема реализации. Объем производства продукции рассчитывается по формуле: Опр = К + Мк — Мн где Опр — количество единиц продукции, планируемых в производстве; К— количество единиц продукции, планируемых к реализации; Мк — желательный запас готовой продукции на складе на конец планируемого периода; Мн — ожидаемый запас готовой продукции на складе на начало планируемого периода. 3. Смета прямых затрат на оплату сырья и материаловпозволяет определить величину средств, необходимых для закупки сырья и материалов. Расчет ведется на основе следующей формулы: Сзм = (Опр ·П + Зк - Зн )·Ц, где Сзм — стоимость сырья и материалов; Опр — количество единиц продукции, планируемых в производстве; П — потребность в сырье и материалах на единицу продукции; Зк — желательный запас сырья и материалов на конец периода; Зн — запас сырья и материалов на начало периода; Ц — цена единицы сырья, материала. 4. Смета прямых затрат на оплату трудасоставляется для определения фонда заработной платы на основе следующей формулы:
где Сзт — сумма прямых затрат на оплату труда; Опр — количество единиц продукции, планируемых в производстве; Че — число часов работы, необходимых для изготовления одной единицы изделия; 5. Смета переменных накладных расходовпредставляет собой перечень накладных расходов. Расчет суммы этих затрат ведется по формуле: Р = Ч0·Снр+ Рпер+ Рпост - А - Н, где Рн — накладные расходы; Ч0 — общие прямые затраты труда в часах; Рпер — переменные накладные расходы; Рпост — постоянные накладные расходы; А — амортизационные начисления; Н — налог на имущество. 6. Смета административных и коммерческих расходоввключает показатели расходов, связанных с управлением предприятием и реализацией продукции. Прежде всего, проводится расчет прогнозных переменных административных и коммерческих расходов. Для этого объем предполагаемой реализации продукции умножается на сумму переменных административных и коммерческих расходов на единицу продукции, которые включают такие затраты, как расходы по отгрузке, поставкам продукции, комиссионные агентов по сбыту и др. Прогнозные административные и коммерческие расходы рассчитываются по формуле: Рак = Рпер + РР +Рс + Рз + Ра + Н, где Рак — прогнозные административные и коммерческие расходы; Рпер— прогнозные переменные административные и коммерческие расходы; Рр — расходы на рекламу; Рс — расходы на страхование; Р3 — расходы на зарплату работникам; Ра — расходы на аренду; Н — уплата налогов. 7. Смета себестоимости реализованной продукции. Расчет себестоимости продукции ведется по формуле: ССрп = Звх + Ссм - 3Вых + Сзт + Рпер +ССВХ - ССВЫХ где ССрп — себестоимость реализованной продукции; Звх — стоимость входных запасов сырья, материалов незавершенного производства; Ссм — стоимость сырья и материалов; 3Вых—стоимость выходных запасов сырья, материалов незавершенного производства; Сзт — прямые затраты на оплату труда; Р пер — переменные накладные расходы; ССВХ — себестоимость входных запасов готовой продукции; ССВЫХ— себестоимость выходных запасов готовой продукции. 8. Отчет о прибылях и убыткахведется для определения прибыли (убытка). Финансовый результат рассчитывается по формуле: Пч = Ор - Рпер – Рпост – Рпроц - Нпр, где Пч — чистая прибыль; Ор — объем предполагаемой реализации продукции; Рпер — переменные расходы (переменная стоимость реализации + переменные административные и коммерческие расходы); Рпост — постоянные расходы (постоянные общезаводские накладные расходы + административные и коммерческие расходы); Рпроц — расходы на выплату процентов по кредиту; Нпр — налог на прибыль. 9. Кассовый плансоставляется для прогнозирования денежных потоков и имеет следующую структуру. 1. Раздел денежных поступлений, в который включены: • прочие денежные поступления. 2. Раздел выплат — все денежные платежи в прогнозном периоде. 3. Раздел излишка или дефицита денежных средств — разница между денежными поступлениями и платежами. 4. Финансовый раздел, в котором учитываются получение кредитов и выплаты по долговым обязательствам в прогнозном периоде. 10. Прогнозный балансовый отчетотражает остатки по укрупненным балансовым статьям, которые рассчитываются по следующему алгоритму: статьи актива Ве = Вб + Тд — Тк; статьи пассивов Ве = Вб + Тк — Тд, Ве— конечное сальдо (расчетная величина); Вб — начальное сальдо (из отчетности); Тд— оборот по дебету (прогнозная оценка); Тк— оборот по кредиту (прогнозная оценка).
Финансовое планирование в составе бизнес-плана Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели. Во-первых, он предназначен для внутрифирменного планирования, во-вторых — для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта. В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия, финансовый менеджер и руководимые им подразделения. Такой план выступает в качестве документа текущего среднесрочного планирования. Показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет — с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, ее финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план содержит три раздела. I. Резюме. II. Основная часть. |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |