Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Составление финансовых смет (бюджетирование)




Тема 6.  Внутрифирменное финансовое планирование

          1. Роль внутрифирменного финансового планирования

Управлять — значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планиро­вать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяй­ственной деятельности и управления организацией (предприятием) считается планирование, в том числе финансовое.

В рыночной экономике планирование на предприятии — внут­рифирменное планирование — не носит элементов директивности. Цель внутрифирменного планирования— обеспечение оптималь­ных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, по­лучение необходимых для этого средств, достижение конкуренто­способности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планиро­вание — это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвя­занных этапов:

• анализа финансовой ситуации и проблем;

• прогнозирования будущих финансовых условий;

• постановки финансовых задач; 

• выбора оптимального варианта;

• составления финансового плана;

• корректировки, увязки и конкретизации финансового плана;

• выполнения финансового плана;

• анализа и контроля выполнения плана.

1. Анализ ситуации и проблемзаключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить фи­нансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реали­зации, затраты, размер полученной прибыли и др.

2. Прогнозирование будущих условийнеобходимо для определения внешней и внутренней среды, в которой будет протекать деятель­ность предприятия. На основе перспективных расчетов производст­венной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогно­зов изучения рынка, спроса и других факторов прогнозируются бу­дущие возможные финансовые результаты.

3. Постановка финансовых задачзаключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлении использования средств.

4. Выбор оптимального варианта.На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вари­антов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.

5. Составление финансового плана.Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов.

6. Корректировка, увязка и конкретизация финансового планасосто­ят в состыковке показателей финансового плана с производствен­ными, коммерческими, инвестиционными, строительными и дру­гими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана до­водятся до соответствующих подразделений предприятия и кон­кретных исполнителей.

7. Выполнение финансового плана.Это процесс текущей производ­ственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.

8. Анализ и контрользаключаются в определении фактических ко­нечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопос­тавлении с плановыми показателями, выявлении причин и следст­вий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по уст­ранению негативных явлений.

 

Методы финансового планирования

Процесс составления финансового плана предприятия заключа­ется в расчете его показателей. Для этого используются различные способы и приемы расчета: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

1. Расчетно-аналитический метододин из наиболее исполь­зуемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накоп­ления предприятия.

2. Балансовый методприменяется при планировании распреде­ления полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса строении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

Он + П = Р + Ок ,

где Он — остатки средств на начало года;

П — поступления средств в планируемом периоде;

Р — расходы в планируемом периоде;

Ок — остаток средств на конец планового периода.

3. Нормативный методиспользуется при наличии установлен­ных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчис­лений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные вне­бюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования и др.), нормативов потребности в оборотных средствах и др.

Нормативы, используемые при финансовом планировании, ус­танавливаются:

• органами власти и управления на федеральном, региональ­ном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);

• ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);

• предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

 4. Метод оптимизации плановых решенийсостоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимально­го. В качестве критериев выбора вариантов показателей для после­дующего включения их в финансовый план могут быть использова­ны: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибы­ли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложен­ного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.

 5. Экономико-математическое моделированиеиспользуется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти ко­личественное выражение взаимосвязей между финансовыми пока­зателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строят­ся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них.

К объектам финансового планирования относятся:

• выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;

• амортизационные отчисления;                                 

• объем оборотных активов и их прирост;

• ресурсы в капитальном строительстве;

• платежи в бюджет;

• взносы во внебюджетные фонды.

 

Финансовый план организации

В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:

• определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;

• увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;

• выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;

• определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый плансоставляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе.

Текущий финансовый плансоставляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и фи­нансовых показателей деятельности организаций.

Оперативные финансовые планывключают составление платеж­ного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Финансовый план организации составляется в виде баланса его доходов и расходов (табл. 1).

 

 


 


 






Составление финансовых смет (бюджетирование)

Один из видов финансового планирования — составление ряда смет (бюджетов). В их числе можно отметить:

• смету реализации продукции;

• план производства продукции;

• смету прямых затрат на оплату сырья, материалов;

• смету прямых затрат на оплату труда;

• смету переменных накладных расходов;

• смету административных и коммерческих расходов;

• смету себестоимости продукции;

• отчет о прибылях и убытках;

• кассовый план;

• прогнозный балансовый отчет.

На основе показателей этих смет (бюджетов) составляется об­щая (главная) финансовая смета (бюджет) предприятия.

1. Смета реализации продукцииэто первоначальный этап фи­нансового планирования. Объем планируемой реализации продук­ции рассчитывается по формуле:

                                        

где  Ор — объем предлагаемой к реализации продукции;

  К — количество единиц продукции, планируемых к реализации;
                  Ц — цена единицы продукции.                                                                          

2. План производства продукциисоставляется для определения объ­ема продукции, намечаемой к производству, намечаемой к производству для обеспечения планируемого объема реализации. Объем производства продукции рас­считывается по формуле:

Опр  = К + Мк — Мн

где Опр — количество единиц продукции, планируемых в производстве;

  К— количество единиц продукции, планируемых к реализации;

Мк — желательный запас готовой продукции на складе на конец планируемого периода;

Мн — ожидаемый запас готовой продукции на складе на начало планируемого периода.

3. Смета прямых затрат на оплату сырья и материаловпозволяет определить величину средств, необходимых для закупки сырья и материалов. Расчет ведется на основе следующей формулы:

                           Сзм  = (Опр ·П + Зк - Зн )·Ц, 

где Сзм — стоимость сырья и материалов;      

Опр — количество единиц продукции, планируемых в производстве;

П — потребность в сырье и материалах на единицу продукции;     

Зк — желательный запас сырья и материалов на конец периода;

Зн — запас сырья и материалов на начало периода;

Ц — цена единицы сырья, материала.

4. Смета прямых затрат на оплату трудасоставляется для опре­деления фонда заработной платы на основе следующей формулы:        

                                   

где Сзт — сумма прямых затрат на оплату труда;

Опр — количество единиц продукции, планируемых в производстве;

Че — число часов работы, необходимых для изготовления одной единицы изделия;     
               Р — стоимость прямых затрат труда за час.

5. Смета переменных накладных расходовпредставляет собой пе­речень накладных расходов. Расчет суммы этих затрат ведется по формуле:

Р = Ч0·Снр+ Рпер+ Рпост - А - Н,

где Рн — накладные расходы;

Ч0 — общие прямые затраты труда в часах;

Рпер — переменные накладные расходы;

Рпост — постоянные накладные расходы;

А — амортизационные начисления;

Н — налог на имущество.

6. Смета административных и коммерческих расходоввключает по­казатели расходов, связанных с управлением предприятием и реа­лизацией продукции. Прежде всего, проводится расчет прогнозных переменных административных и коммерческих расходов. Для это­го объем предполагаемой реализации продукции умножается на сумму переменных административных и коммерческих расходов на единицу продукции, которые включают такие затраты, как расходы по отгрузке, поставкам продукции, комиссионные агентов по сбыту и др. Прогнозные административные и коммерческие расходы рас­считываются по формуле:

Рак = Рпер + РР +Рс + Рз + Ра + Н,

где Рак — прогнозные административные и коммерческие расходы;

Рпер— прогнозные переменные административные и коммерческие расходы;

Рр — расходы на рекламу;

Рс — расходы на страхование;

Р3 — расходы на зарплату работникам;

Ра — расходы на аренду;

Н — уплата налогов.

7. Смета себестоимости реализованной продукции. Расчет себестои­мости продукции ведется по формуле:

ССрп = Звх + Ссм - 3Вых + Сзт + Рпер +ССВХ - ССВЫХ

где ССрп — себестоимость реализованной продукции;

  Звх — стоимость входных запасов сырья, материалов незавершен­ного производства;

 Ссм — стоимость сырья и материалов;

 3Вых—стоимость выходных запасов сырья, материалов незавер­шенного производства;

 Сзт — прямые затраты на оплату труда;

  Р пер  — переменные накладные расходы;

  ССВХ — себестоимость входных запасов готовой продукции;

  ССВЫХ— себестоимость выходных запасов готовой продукции.

8. Отчет о прибылях и убыткахведется для определения прибыли (убытка). Финансовый результат рассчитывается по формуле:

Пч = Ор - Рпер – Рпост – Рпроц - Нпр,

где Пч — чистая прибыль;

 Ор — объем предполагаемой реализации продукции;

 Рпер — переменные расходы (переменная стоимость реализации + переменные административные и коммерческие расходы);

    Рпост — постоянные расходы (постоянные общезаводские накладные расходы + административные и коммерческие расходы);

Рпроц — расходы на выплату процентов по кредиту;

Нпр — налог на прибыль.

9. Кассовый плансоставляется для прогнозирования денежных пото­ков и имеет следующую структуру.

1. Раздел денежных поступлений, в который включены:
       • кассовый остаток на начало периода;                             
      • денежные поступления от реализации продукции;

• прочие денежные поступления.

2. Раздел выплат — все денежные платежи в прогнозном периоде.

3. Раздел излишка или дефицита денежных средств — разница между денежными поступлениями и платежами.

4. Финансовый раздел, в котором учитываются получение креди­тов и выплаты по долговым обязательствам в прогнозном периоде.

10. Прогнозный балансовый отчетотражает остатки по укрупнен­ным балансовым статьям, которые рассчитываются по следующе­му алгоритму:   

             статьи актива       Ве = Вб + Тд — Тк;

             статьи пассивов   Ве = Вб + Тк — Тд,

Ве— конечное сальдо (расчетная величина);

          Вб — начальное сальдо (из отчетности);

Тд— оборот по дебету (прогнозная оценка);

Тк— оборот по кредиту (прогнозная оценка).

 





Финансовое планирование в составе бизнес-плана

Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели. Во-первых, он предназначен для внутрифирменно­го планирования, во-вторых — для обоснования получения денеж­ных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под кон­кретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразде­ления предприятия, финансовый менеджер и руководимые им подразделения. Такой план выступает в качестве документа текущего среднесрочного планирования. Показатели первого документа пла­нируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, после­дующих лет — с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предпри­ятия, ее финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план содержит три раздела.

I. Резюме.

II. Основная часть.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...