Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тенденция - специализация права ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Для права наряду с процессом интеграции характерны конкретизация и дифференциация, т.е. специализация правового регулирования иными словами - «разделение труда» между нормативными предписаниями, правовыми институтами, отраслями права позволяющее в соответствии с социальными потребностями обеспечить более конкретное, содержательно определенное правовое регулирование.
Специализация и унификация как объективные закономерности развития права и юридической практики тесно взаимосвязаны друг с другом и фактически являются парными правовыми категориями.
Принято выделять следующие виды специализации права: ü предметная (отраслевая) - заключается в появлении в системе законодательства новых отраслей права и правовых институтов ( в настоящее время активно формируется налоговое, налогово-процессуальное, банковское право, развивается страховое законодательство, законодательство в области регламентирования использования высоких технологий); ü функциональная - обособление правовых предписаний внутри нормативно-правовых актов с целью совершенствования их организационного строения и внутренней структуры; ü региональная - связана с федеративным устройством государства и необходимостью формирования самостоятельного законодательства субъектов РФ, расширением их полномочий и самостоятельности; ü смешанная - сочетает в себе предметно-функциональный признак или функционально-региональный.
Формы внешнего выражения специализации:
ü дифференциация - выступает как первоначальный процесс специализации, который позволяет определить специфические черты определенных групп общественных отношений; ü конкретизация - позволяет сформулировать определенные правовые предписания, которые регламентируют определенную группу однородных общественных отношений и уточняют содержание общих положений; ü детализация - является завершающим этапом процесса специализации и представляет собой внутреннее структурирование содержания нормативных предписаний на составные элементы, которые в своей совокупности образуют их сущность.
Вопрос 2. Актуальные теоретические проблемы Современной правоприменительной деятельности
В настоящее время в России проводится реформирование различных сфер общественной жизни. Эффективность данных преобразований находится в прямой зависимости от качества применения нормативных правовых предписаний.
Правоприменительная деятельность - властная деятельность уполномоченных на то субъектов права, обладающих необходимыми функциями, средствами и методами, осуществляемая в целях обеспечения непрерывности процесса реализации нормативно-правовых предписаний путем наделения одних участников правоотношений субъективными правами, а других - юридическими обязанностями либо возможностями принятия решения по вопросам о последствиях правовых споров и правонарушений и привлечения виновных к юридической ответственности.
Основные субъекты правоприменительной деятельности: ü органы государственной власти (суд, прокуратура, полиция и т.д.); ü должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.).
Неосновные субъекты правоприменительной деятельности: ü институты гражданского общества (органы местного самоуправления, общественные объединения, профсоюзы).
Первое: Неполнота законодательства и вследствие использования естественного языка - невозможность его полной формализации. Полнота и беспробельность кодекса - юридическая фикция, опровергнутая жизнью. Научное знание, лежащее в основе политики права, всегда ограничено, оно не в состоянии предусмотреть все возможные юридически значимые ситуации даже в идеальном законе. Правоприменение восполняет и должно восполнять неизбежные пробелы, неточности, несовершенство законодательства. Проблема: отсюда вытекает сложнейшая теоретическая и практическая проблема границ усмотрения правоприменения.
Второе: Нуждается в прояснении понятие «действие права», частным случаем которого является правоприменение.
Действие права - это деятельность людей по конструированию юридически значимого образца поведения и его осуществлению в юридически властных отношениях представителем государственной власти во взаимоотношениях с подвластными субъектами.
В позитивистской теории права действие права - это вступление в силу «источника права», как правило, нормативного правового акта. Однако социальное действие права - это эффект, производимый правом в социуме, проявляемый только как действия конкретных людей - носителей статуса субъекта права.
Третье: Правоприменение - это действия человека (государственный орган, должностное лицо, профсоюз…), отягощенного личностными предпочтениями, на которые накладываются институциональные ограничения, включающие внутренние и внешние правила, регулирующие взаимоотношения с другими государственными органами и населением.
Отсюда возникает проблема - антропологическое измерение правоприменения: ü как влияют на правоприменительную практику институциональные ограничения и личностная мотивация? ü можно ли органично взаимодополнить общественные и личные интересы?
Основными личностными предпочтениями, как показывают исследования, являются: карьерный рост; «спокойная работа»; корыстный мотив. Данные предпочтения могут «служить обществу», но могут и противоречить ожиданиям основных социальных групп.
Оценка ситуации как юридически значимой и принятие решения правоприменителем предполагает диалог юридического значения и смысла - соотнесение личностной интенции с социальным представлением о юридически возможном, должном или запрещенном.
Четвертое: Проблемным вопросом правоприменения является также - ценностный релятивизм, который не дает возможность достижения однообразия в толковании закона и его применении. Релятивизм (от латинского слова «relativus» - относительный) - философский принцип интерпретации природных, социокультурных, мировоззренческих, когнитивных объектов в их отношении друг к другу и своему окружению.
Различные социальные группы по-разному оценивают закон и фактические ситуации, а потому и правоприменение в разных регионах страны отличается, несмотря на то, что государственная власть стремится этот процесс унифицировать. При этом нельзя не обращать внимание и на коллизии закона и других форм права, включая обычные практики, что также не способствует единообразию правоприменения.
Пятое: Другой проблемой является оценка эффективности правоприменения. Качественный анализ эффективности права, проявляющегося в правоприменении. Содержание и эффективность правоприменения зависят от учета исторического и социокультурного контекста этой деятельности, в том числе по осмыслению и оценке закона и ситуаций, приданию им социального значения и личностного смысла.
Шестое: В правоприменении люди руководствуются индивидуальными мотивами поведения, удовлетворяют соответствующие потребности, соотнося их с юридическими ожиданиями адекватного поведения.
Правоприменитель руководствуется преимущественно тремя основными мотивами: ü укрепления личной социальной значимости (например, карьерный рост); ü увеличения максимизации полезности (личной пользы); ü обеспечения стабильности существования (снижение нагрузки, увеличение предсказуемости, комфортность) с учетом соотнесения с возможным, должным или запрещенным поведением, сформулированным в норме права и конкретной жизненной ситуацией. В то же время в подавляющем большинстве юридически значимых ситуаций человек не рефлексирует свои действия, а руководствуется стереотипами поведения, сложившимися на основе его личного опыта. Тем самым возникает ПРОБЛЕМА - юридическая повседневность правоприменения. Практики «повседневности правоприменения» постепенно начинают изучаться юриспруденцией, преимущественно криминалистикой применительно к деятельности по расследованию преступлений и выработке методик таковой.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |